Место истории в системе наук. Сущность, формы, функции исторического знания.
Место истории в системе наук. Сущность, формы, функции исторического знания.
“История” в переводе с греческого означает повествование, рассказ о том, что известно. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной. Но сама история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала 18 века). В настоящее время история как научная дисциплина делится на две историю Природы и историю Человечества.
История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизаций и человечества. История включает в себя всемирную историю и историю отдельных стран, народов и цивилизаций.
Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса:
1. Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой.
2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели.
Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредсвенно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников писменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников:
1. Писменные: а. Эпиграфические (офицальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие офицального характера). в. Документы, рукописи.
г. Печатные материалы (с 15 века).
2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда)
3. Этнографические (быт, нравы)
4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество)
5. Лингвистические (письмена, названия)
6. Кино-фотодокументы.
До сих пор для историков самыми важными являются писменные.
Возникновение государственности у восточных славян.
1. Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).
2. Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).
3. Центристская(современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков). Варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород местными жителями в качестве наемной дружины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.
Политический, социальный и экономический строй Древнерусского государства.
Политический распад Руси. Образование на ее территории княжеств-государств.
Политические, экономические и культурные связи Древней Руси с соседними народами и государствами. Крещение Руси.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.(тема 4 1 вопрос)
XVIII век в европейской и мировой истории.
Реформы Екатерины 2
Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.
Губернская реформа:
«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.
Судебная реформа:
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.
Секуляризационная реформа:
Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.
Реформа Сената:
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.
Городская реформа:
Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.
Полицейская реформа:
В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.
Реформа образования:
Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.
Денежная реформа:
В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).
Эпоха реформ Александра II.
26. Великие реформы 60-70 гг. 19 века. Александр 2.
Вслед за отменой крепостного права реформация всего государственного устройства была единственным возможным вариантом политики государя Александра 2. В реорганизации системы госуправления центральной стала земская реформа. В 1864 году было утверждено положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения - земства. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных - проводились на основе имущественного ценза в три курии. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы, в компетенции которых было распределение финансирования, налогов государственных и местных, образование, медицина. Работа в земствах способствовало формированию гражданского сознания, развитию интеллигенции. Служащие земств и часть дворян составили земское движение, ратовавшее за госфинансирование и центральное земское учреждение (создание такового). В 1864 году аналогичным стало устройство городского самоуправления - была проведена городская реформа. Правительство опасалось превращения городских дум в политические трибуны, и эти опасения во многом оправдались, несмотря на высокий имущественный ценз и три избирательных курии. Судебная реформа - новые судебные уставы. Общие судебные учреждения для всех сословий, с общим порядком судопроизводства, суд присяжных, гласность и состязательность процесса, равная ответственность всех сословий перед судом. Мировые суды - уголовные и гражданские дела по ущербу до 500 рублей. Общий суд состоял из 3 инстанций - окружной суд с участием присяжных заседателей, избираемых земствами), судебные палаты (рассматривают апелляции), Сенат - высшая судебная инстанция. Был издан закон, отменявший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, розгами и т.д. Розги сохранялись для крестьян и ссыльных. В 1857 отменены военные поселения. Военная реформа - сокращение армии при сохранении боевого потенциала. Военно-судебная реформа на принципах гласности. В 1874 году была отменена система рекрутских наборов, был издан Устав о всеобщей воинской повинности мужчин 21 года (служили 6 лет). Последствия - рост общественного самосознания, экономический бросок - индустриализация, развитие инфраструктуры - железные дороги, резкое увеличение добычи угля, металла, привлечение иностранного капитала. Университетская реформа - большая доступность образования. Крестьяне - если у них было к моменту освобождения больше установленной положением нормы, могли лишиться "излишка" по желанию помещика. Благодаря этим отрезкам помещики захватили до 20% крестьянской земли. Если до реформы крестьянский надел в среднем составлял 4,4 десятины, то после - 3,6. Это была бомба замедленного действия. Отток крестьян в города. Рабочая сила, новый рынок сбыта - зажиточное крестьянство, стимул промышленности. Неурожаи 79-80 гг., крестьянские волнения, теракты - реакция. 1 марта 1881 года Александр 2 убит, подписав указ о новом витке реформ.
Царство Польское.
Александр I подписал 27 ноября 1815 г. в Варшаве конституцию, по которой Царство Польское стало не одной из областей Российской империи, а отдельным государством с особым конституционным правительством и особой армией. Целью российского правительства в этом регионе было объединение, слияние его в одно политическое и экономическое целое с остальной территорией империи. Для этого необходимо было подчинить присоединенные районы общерусскому законодательству и общей системе управления. К поставленной цели российское правительство шло, учитывая местные условия. Поэтому политика правительства в этой области была довольно гибкой и осторожной. Оно делало тактические отступления, временно оставляло неприкосновенными самоуправление областей, привилегии местного дворянства, применение местного языка в администрации и суде. Этим правительство стремилось приобрести доверие местного дворянства, феодальной верхушки, склонить ее на свою сторону, используя ее поддержку, укрепить свое положение на присоединенных территориях. По конституции польским королем стал русский царь, ему же принадлежала вся исполнительная власть. Он имел право изменять бюджет королевства и на определенный период отсрочить время созыва Сейма. На момент его отсутствия в Варшаве его заменял наместник, который назначался русским царем. Законодательная власть осуществлялась совместно царем и сеймом, который созывался раз в два года на 30 дней. Сейм состоял из царя и двух палат – Сената и палаты депутатов. В состав сената входили члены королевской фамилии, высшие должностные лица и епископы, которых назначал царь. Палата депутатов состояла из 77 депутатов от дворянства и 51 депутат от других сословий и городских гмин. Делопроизводство велось на польском языке, все должности, как гражданские, так и военные, принадлежали полякам. Формально конституция 1815 г. была одной из наиболее либеральных в то время в Европе. Конституцией провозглашались гражданские свободы, большая часть которых так и осталась на бумаге. Польский язык официально был признан. Но вхождение в состав Российской империи части Польши после краткого периода существования герцогства Варшавского – самостоятельной Польши, восстановленной Наполеоном, – расценивалось как утрата государственной самостоятельности. Политическая обстановка в Царстве Польском оставалась более-менее спокойной до тех пор, пока польские власти реально обладали административной властью. Но постепенно настроения в обществе обострялись, и это вылилось в вооруженное восстание 1830–1831 годов, которое было подавлено. В Царстве Польском был установлен фактически
неконституционный режим. Подавив восстание 1830–1831 гг., Николай I отменил польскую конституцию и все конституционные гарантии 1815 г. Им было принято решение, на основе которого Царство Польское становилось одной из частей Российской империи. Управление
будет осуществляться на основании особого Органического статута, обнародованного 14 (26) февраля 1832 г. Основная идея заключалась в административном слиянии Царства Польского с Российской империей. Цель статута заключалась в установлении такого порядка, который не мог привести к повторному восстанию. В нем был официально провозглашен принцип русификации края. Статут заменил конституцию 1815 г. и был достаточно либеральным, в нем были областные и государственные представительства. Государственный Совет был сохранен
и находился под председательством наместника. По статусу сохранялись прежнее воеводство. Городские власти избирались – городским собранием сохранялась несменяемость судей, в делопроизводстве – польский язык. Но реализовать статус не удалось, так как в Польше продолжалось революционное брожение, следствием чего стало введение в 1834 г. военного положения по всей Польше. Постепенно на Царство Польское стала распространяться общероссийская система управления. 17 мая 1836 г. при Государственном совете Российской империи был учрежден Департамент дел Царства Польского в целях согласования местного законодательства с общеимперским. Он просуществовал до 1 января 1862 г. С этой же целью в 1839 г. воеводства были переименованы в губернии. В 1841 г. в Царстве Польском были введены русские деньги, в 1846 г. ведомство путей сообщений было подчинено имперской центральной власти, в 1848 г. ведены русские меры и вес, в 1850 г. уничтожены таможенные границы, введен общий таможенный тариф.В делопроизводство был введен русский язык. Таким образом, Царство Польское превратилось в отдельно управляемую провинцию российского государства. Во второй половине XIX века обстановка в стране стабилизировалась, и в 1874 году упраздняется должность наместника в Царстве Польском. Установление общеимперской системы управления в польских губерниях, распространение там русского языка
не смогли подавить стремление к национальной независимости и восстановлению польской государственности.
Незадолго до февральской революции 1917 года российское правительство стало склоняться к мысли создания там самостоятельного государства, которое будет находиться под влиянием России.
http://vestnik.ssu.samara.ru/articles/318/hist_5.pdf
Прибалтика
Прибалтика, состоящая из Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, была присоединена к России в ходе Северной войны со Швецией (1700–1721) за выход к Балтийскому морю. В результате победы России по Ништадтскому мирному договору 1721 г. в состав империи вошли Эстония и северная часть Латвии – Видземе с г. Ригой. Остальная территория Латвии была разделена между соседними государствами (Пруссией
и Польшей). В первой половине XIX в. три прибалтийские губернии были объединены в единое Прибалтийское генерал-губернаторство. Возглавлявший его генералгубернатор обладал широкими полномочиями: являлся главой местной администрации, осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными учреждениями. В этот период в Прибалтике сохранилась в основном прежняя система дворянских сословных
органов самоуправления. Органами местного управления были лантдаки, в компетенцию которых входили вопросы, касавшиеся прибалтийских губерний: рассматривали предложения прибалтийских органов и разрабатывали представления, предназначавшиеся для передачи в государственные учреждения. Они широко использовали
право предварительного обсуждения законопроектов центральных властей по проблемам, затрагивающим прибалтийские губернии, а также возможность самостоятельно готовить аналогичные предложения.
К концу XIX в. Александр III провел ряд реформ с целью ограничения привилегий прибалтийского дворянства. В 1889 году в Прибалтийских губерниях была введена российская судебная реформа. На территории Прибалтийских губерний стали функционировать общеимперские судебные учреждения. Революционные события 1905 года сподвигли правительство провести ряд реформ в прибалтийском крае. К концу сентября 1907 года
было принято пять проектов реформ: аграрной, земской, волостной, церковной, школьной. Но уже концу 1905 года российское правительство
понимало, что реформирование края в различных сферах социальной и культурной жизни не может полностью стабилизировать обстановку.
Революционное движение в Прибалтике носило национальный характер, а государственная власть отождествлялась с властью немецких помещиков и баронов. Министр внутренних дел России П.А. Столыпин начал принимать меры к усилению русского влияния в крае.
Весной 1915 года российским правительством был разработан проект «О дворянстве Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губернии». По проекту вместо ландтагов были введены уездные, губернские дворянские собрания, которые контролировал губернатор. Предусматривалось изъятие из ведения рыцарств управление церковными делами и образованием. Фактически предполагалось распространить на Прибалтийские
губернии общероссийские нормы дворянских сословных организаций,
которые привели бы к полной ликвидации политической роли прибалтийского дворянства.
http://vestnik.ssu.samara.ru/articles/318/hist_5.pdf
Закавказье в XIX веке
В 1801 г. Картли-Кахетинское царство было присоединено к России, образовав Грузинскую губернию. В 1803 г. к Грузии была присоединена Джаро-Белоканская область. В 1803 г. Мингрелия, а в 1804 г. Имеретия и Гурия вступили в русское подданство; в 1803 г. были покорены крепость Гянджа и всё Гянджинское ханство. В 1804 г. приняло русское подданство Ширванское ханство, а в 1805 г. — ханства Карабахское и Шекинское.
Это привело к Русско-персидской войне (1804—1813 гг.), в результате которой по Гюлистанскому мирному договору Персия признала переход к России Дагестана, грузинских царств и княжеств, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского, Талышского. Таким образом России стало принадлежать почти всё Закавказье.
В 1811 г. на вновь присоединённых землях Грузии была создана Имеретинская область (в 1840 г. была объединена с Грузинской губернией в Грузино-Имеретинскую область, которая, в свою очередь, в 1846 г. была разделена на Тифлисскую и Кутаисскую губернии).
В 1826 году Персия предприняла попытку вернуть свои кавказские владения, но безрезультатно. По Туркманчайскому мирному договору Персия была вынуждена подтвердить все условия Гюлистанского мира, а также признать переход к России части Каспийского побережья и Восточной Армении (Эриванского и Нахичеванского ханств, где позже было создано особое административное образование — Армянская область (с 1849 г. — Эриванская губерния), куда Россия, по политическим, военным и экономическим причинам, рекомендовала селиться армянам из Персии. Граница между Россией и Персией прошла по реке Аракс.
После Русско-турецкой войны 1828—1829 к России перешло по Адрианопольскому мирному договору всё восточное побережье Чёрного моря от устья Кубани до пристани святого Николая с крепостями Анапа, Суджук-кале и Поти, а также города Ахалцихе и Ахалкалаки.
В 1844 г. был образован Джаро-Белоканский округ (с 1860 г. — Закатальский округ). В 1840 г. была образована Каспийская область (с 1846 г. — Шемахинская губерния, с 1859 г. — Бакинская губерния). В 1844—1882 существовало Кавказское наместничество с центром в Тифлисе. Наместник был одновременно главнокомандующим русскими войсками на Кавказе. Высшим органом по делам Кавказа до 1882 г. был Кавказский комитет, образованный в 1842 году. После упразднения Кавказского наместничества главой кавказской администрации стал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказ
Основные положения реформы
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
· Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
· Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.
· Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
· За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
· Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
· Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;
· Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству
Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.
Реформы П.А. Столыпина.
П.А Столыпин 1862-1911в 1906-11 Столыпин председатель совета министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и реформы. Делал опор на низы.
Временное правительсто.
1.03.17г. было достигнуто соглашение между представителями Петроград. совета и Врем. комитета госдумы об образовании Врем. правительства. Его возглавил князь Львов. В декларации 3 марта прав-во обещало ввести полит. свободы и амнистию, подготовить выборы в Учредит. собрание, отменить смертную казнь, запретить дискриминацию. Но внутриполит. курс Врем. прав-ва оказался противоречивым. Сохранялись все органы местного самоуправления, губернаторы заменялись комиссарами Врем. прав-ва, упразднялась царская полиция, создана милиция. Арестованы Николай 2 и его семья; в августе сосланы в Сибирь. Создана ЧК для расследования деятельности чиновников старого режима. 8-часовой рабочий день откладывался до конца войны. Прав-во активно выступало против заселения крестьянами помещичьей земли, подавляло их выступления войсками. В апреле 1917г. – 1-ый правительственный кризис, вызванный общей соц. напряженностью в стране. Причина: обращение Милюкова к союзникам с заверением в продолжение войны от 18 апреля. Это привело к крайнему возмущению народа, митингам, демонстрациям.
5 мая – создана коалиция Врем. прав-ва и Исполкома Петросовета. Политика коалиционного прав-ва вызывала недовольство. В массах росло влияние большевиков. Провал наступления на фронте и угроза кадетов развалить коалицию вызвали 2-ой кризис. 3-4 мая – массовые вооруженные демонстрации в Петрограде. Демонстрация была разогнана. Начались репрессии против большевиков и левых эсеров по обвинению в попытке вооруженного захвата власти. Петроград объявлен на военном положении, меры по укреплению дисциплины в армии.
23 июля 1917г. – 2-ое коалиционное прав-во во главе с Керенским. С поста главнокомандующего смещен Брусилов и назначен Корнилов. Контрреволюционные силы сплотились вокруг Корнилова. 25 августа Корнилов начал наступление на Петроград с целью введения военной диктатуры. Керенский обратился за помощью к народу и пошел на сотрудничество с большевиками. К 30 августа мятежники были остановлены, Корнилов арестован. Провал мятежа изменил, полит. обстановку. Правые были разгромлены. Престиж кадетов упал. Усилилось влияние большевиков. Верх.главнокомандующим назначается Керенский, он же возглавляет Совет пяти, которому Врем.правительство передает власть. 1.09 Россия провозглашается республикой. 14.09 – Всероссийское дем. Совещание. На совещании создан Дем. Совет республики (предпарламент), перед которым 3-е коалиционное правительство несло ответственность. Революция вступила в новую фазу. Большевики готовились к захвату власти.
Вариант2
Внешняя политика ведущих государств перед войной. Окончательно Версальская система пала перед началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 гг. военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск – в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т.д.
В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двухполисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе и Япония – в Азии), Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им «политики умиротворения», проводившейся в те время большинством европейских стран в отношении Германии.
Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а через месяи между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно – умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.
Место истории в системе наук. Сущность, формы, функции исторического знания.
“История” в переводе с греческого означает повествование, рассказ о том, что известно. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной. Но сама история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала 18 века). В настоящее время история как научная дисциплина делится на две историю Природы и историю Человечества.
История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизаций и человечества. История включает в себя всемирную историю и историю отдельных стран, народов и цивилизаций.
Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса:
1. Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой.
2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели.
Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредсвенно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников писменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников:
1. Писменные: а. Эпиграфические (офицальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие офицального характера). в. Документы, рукописи.
г. Печатные материалы (с 15 века).
2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда)
3. Этнографические (быт, нравы)
4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество)
5. Лингвистические (письмена, названия)
6. Кино-фотодокументы.
До сих пор для историков самыми важными являются писменные.