Право как мера свободы и ответственности личности.

Осуществляя регулирование общественных отношений, право тем самым служит не только государству, обществу в целом, его коллективным образованиям, но, прежде всего, человеку. Одна из важнейших гуманистических задач права заключается в том, чтобы создать благоприятные правовые условия для безопасности, благополучия, социального и творческого развития каждого индивида. Поэтому изучение взаимодействия права и личности является одним из наиболее актуальных направлений в теории государства и права, которое не только способствует гармонизации отношений человека и государства, но и позволяет глубже уяснить закономерности возникновения, функционирования и развития самого права.

Говоря о наиболее ценностных аспектах права, нередко отмечают, что оно служит мерой свободы личности в обществе. Свобода, как познанная и освоенная необходимость, получает свое наиболее определенное выражение в правовых предписаниях. Исходя из характера права в том или ином обществе, можно судить о пределах и сущности той свободы личности, которую допускает, юридически признает и охраняет государственная власть. Право и свобода личности неотделимы друг от друга, поскольку определяя масштаб и границы свободы, право тем самым помогает индивиду их осознать. Вместе с тем оно является и гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Основной смысл юридической свободы заключается в том, чтобы оградить индивида от внешнего произвола как со стороны государства, так и со стороны других индивидов. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность – возможность реализации своих законных интересов. Без права свобода оставалась бы неполной, нереальной и необеспеченной.

Одновременно право выступает не только мерой юридической свободы, но и мерой юридической ответственности.

Можно утверждать, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Право является как бы указателем границ должного и дозволенного. И если отдельная личность переступает эти границы, возникает основание для юридической ответственности. Ответственность — неотъемлемое условие существования социальной свободы. При этом субъектами такой ответственности должны выступать все, включая само государство и его властные структуры. В демократическом государстве власть идет на самоограничение правом во имя свободы своих граждан. Вместе с тем, государство вправе ограничить свободу индивида в установленных законом процессуальных формах во имя общего интереса, например в интересах коллективной безопасности.

Понятие «ответственность» рассматривается в двух аспектах – негативном и позитивном. Первый предполагает ответственность за уже совершенные нарушения; она обращена в прошлое(ретроспективная ответственность). Такая ответственность представляет собой реакцию государства на противоправные действия, применение к виновному предусмотренных законом санкций, заключающихся, как правило, в принудительном лишении человека определенных благ. Под вторым аспектом подразумевается чувство моральной ответственности за надлежащее исполнение своих обязанностей, порученного дела, добросовестное поведение, активная личностная и гражданская позиция. В отличие от негативной, позитивная ответственность обращена в настоящее и будущее (перспективная ответственность). Позитивную ответственность, таким образом, можно рассматривать как меру социально-правовой активности личности.

Если основанием негативной ответственности является правонарушение, то основанием позитивной – взаимосвязь личности с государством и обществом, осознание своего долга перед ними, а также необходимость уважать права и свободы других граждан. Можно сказать, что позитивная ответственность вытекает из конституционно-правового статуса индивида, его принадлежности к данному обществу и государству.

Определяя границы личностной свободы и являясь мерой социальной ответственности, право тем самым служит средством утверждения нравственных начал в обществе, средством воспитания населения в духе прогрессивных общечеловеческих ценностей.

55. Проблемы философско-правовых категорий.----------

Ключевые понятия, несущие наибольшую содержательно-смысловую нагрузку и с максимальной активностью участвующие в аналитической деятельности философского самосознания субъектов права. Занимают срединное положение между двумя типами категорий — общефилософскими и правоведческими. Возникли в результате соединения усилий познавательных интенций философии и теории права. В их число входят такие понятия, как норма, закон, справедливость, договор, естественное пра­во, свобода, должное, долг, власть, правосудие, преступление, наказание, правоотношения, социально-правовое противоречие, социальный порядок и др.

Философско-правовые категории выполняют инструменталь­ную функцию, являясь орудиями-средствами, при помощи ко­торых философский разум исследует правовую реальность, её всеобщие, метафизические и онтологические основания, а также её связи с природно-социальным контекстом, с бытийным континуумом «жизнь — цивилизация — культура». Их своеобразие заключается в том, что они совершенно отрешены от какой бы то ни было эмоциональности, образности, художественности и представляют собой инструмент чистой мысли, сосредоточенной на важнейших, фундаментальных вопросах сущности и первопричинах права. Исключительная рационалистичность философско-правовых категорий обусловила их сильные и слабые стороны. Сила их в том, что они уже по самой своей природе предопределяют особый стиль размышлений-рассуждений о праве, где аналитически-критическая направленность на постижение сути должного и сущего в праве сопровождается доказательной аргументацией. Слабость же их восходит к объективному, онтологически-когнитивному противоречию, согласно которому «сущее не делится на разум без остатка» (Гёте) и потому за пределами категориального анализа правовой реальности остается еще очень многое, имеющее к ней непосредственное отношение. Последнее обстоятельство делает необходимым участие в философско-правовом познании таких форм культуры, как искусство, религия, нравственность.

Наши рекомендации