Мировоззрение. Его типы. Мировоззрение и философия
Мировоззрение. Его типы. Мировоззрение и философия
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя : знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности.
В структуре выделяют 2 уровня: ур. чувственного познания мира (мироощущение, мировосприятие, миропредставление) и ур. понятийного мышления, осмысления мира (миропонимание).
Выделяют 4 компонента. 1) Теоретико-познавательный (единство научных, повседневных, проф. знаний, из кот. склад. проф. картина мира, универсальная или конкр. научная) 2) ценностно-нормативный (ценности, нормы, идеалы) 3) эмоционально-волевой (эмоц.-вол. освоение знаний, ценностей, норм, т.к. перевод на ур. личных убеждений, принципов+выработку псих. установки на готовность к действию) 4) практический
По характеру формирования и способу функционированию можно выдел. житейский(формир. под влиянием обыденной практики в жизни человека, осн. на его личн. опыте, семейном воспитании, влияют нац. принадлежность, религия, профессия, обычаи, традиции, ур. личност. развития. Отражает предст. здрав. смысла и традиц. взгляды на мир и человека. отлич неглубокой продуманностью, необосн., несистематично, недостаточная широта, большая эмоцион.) и теоретический ур. мировоззрения(обобщ. опыт дух. и практич. Освоения мира. опир. на достиж. наук, Ф. создает новые категориальные модели мира).
Типы мировоззрения:
1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;
2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;
3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств.
Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.
3. Древнеиндийская философия, школы, представители
Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.:
даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Древнекитайская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху.
Учения:
• буддизм; (будда) религиозно-философское учение о духовном пробуждении,
• джайнизм; религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.
• чарвана-лакаята.
Ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
• йога; (патанджали)
• веданта;
• вайшешика; (улука)
• ньяя(Готама/Гуатама)
• миманса;
• санкхья.(капила)
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Космоцентризм
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.
Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.
Философия Платона
Платон — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной школы Философии — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Особенности
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написаны в форме диалогов. Платон является основателем идеализма.
Главные положения идеалистического учения Платона
* Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращаются своё существование;
* Окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
* Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
* Чистые идеи истинны, вечны и постоянны;
* Любая существующая вещь является всего лишь отображением первоначальной идеи данной вещи. Например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна.
* Весь мир является отображением чистых идей.
Основные положения гносеологии Платона
* Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего именно «чистые идеи»;
* «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт не достоверное знание, а лишь мнение);
* «Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
* Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Философия Аристотеля
Для Аристотеля этика, в отличие от физики и математики, есть практическая наука, Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.
Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.
Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и скупостью и т.д.
Философия эпохи эллинизма
Философия эпохи Эллинизма (304-323)
1)школа эпикурейцев Эпикур-написал большую работу о природе(37 книг) отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают.Считал, что неободимо, чтобы перевоначала были субстанциями. Атомы движутся непрерывно, и это связано с внутр. св-ми атома.Бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью, приэтом атомы могут самопроизвольно отклоняться. Удовольствие это отсутствие телесного страдания.
Школа стоицизма.основоположник Зенон, главное с стоицизме это этика, кот. заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. (Пасейдоний, Аврелий, Сенека, )сторонники аристотеля и Гераклита.
Школа скептицизма провозглашала умение человека наслождаться малым, быть независимым от гос-ва, общества, даже от культуры и семьи.
Рационализм Нового времени
Рациолизм - фил-ое направ-е, к-ое принимает разум за основу жизни и познания.
Основоположники – Декарт, Спиноза, Паскаль, Лейбниц.
Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое.
Дедукция переход от общего к частному.
Работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения».
Дедукция это ключевой метод всех рационалистов.
Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки.
Четыре правила метода Декарта:
1. правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и очевидной истины.
2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны.
3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении проблемы на части.
4. Правило проверки.
Постулаты Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Единственным гарантом существования человека являются его мысли. Центром существования человека является сознание моего Я.
Декарт открывает субъект и помещает его в центр, который противопоставлен объекту.
«Я» по Декарту это активное начало, которое противопоставлено косвенному. Главным субъектом становится человек, а объектом - природа.
Субъект это всегда процедура противопоставления себя к окружающему миру, подтверждающая собственное существование, процесс само идентификации. Субъект сочетает два качества: разум и воля. Субъект это не тот, кто понимает, но и тот, кто делает.
По Декарту мир делится на две части или субъекта:
1. субстанция мыслящая (субъект)
2. субстанция протяженная (природа или материя)
Эти субстанции существуют неравномерно друг от друга.
Учение Декарта - «Дуализм».
«Мысль это, то что не может быть изменено».
Б. Спиноза.
Большую часть своей жизни провел в Голландии.
Главная работа – «Этика написанная геометрическим способом».
Спиноза является сторонником Декарта. Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя.
На самом деле существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум.
Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания. Основное понятие Л. - МОНАДА - это единица существования, духовный атом природы, динамичная сила бытия, зеркала мира. Монад бесконечно много и они закрыты друг для друга. Монады - источники бесконечно малых, бессознательных восприятий.
Выделяет следующие принципы:
1. принцип индивидуальности. Монада не зависит не от кого.
2. Принцип уникальности. Каждая монада уникальна.
Русская философия
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич
Чаадаев (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая
расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал,
что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности
не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим
принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,
управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который
всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.
Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную
философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и
тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает
нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно
разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.
Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской
истории, а истины давно известные в других странах, в России только
открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти
сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками, народов,
нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и
общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные
идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет
европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали
бы с прошлым и давали указания для будущего пути развития. Это беспочвенное
существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к
последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и
равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое
положение России между Востоком и Западом как бы предназначало ее служить
вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем
истории всего мира.
Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и
воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен
быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой он
хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен
душевнобольным и взят под надзор.
Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное
постижение вариативности конкретных исторических форм с точки зрения
раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.
Центральное место- осмысление сущности и основных процессуальных мотивов
историческго периода субъекта философствования.
Философия экзистенциализма.
2 тенденции:
1. философия позиционировала себя как нечто большее науки
2. философия тождественная науки
Направления:
1. феноменология
2. философская антропология
В 30-50е годы экзистенциализм самое обсуждаемое течение в Европе.
В 30 годы происходит раскол философии. Она делится по географическому принципу:
1. континентальная (Германия, Австрия, Россия)
2. аналитическая (англо -американская философия)
Аналитическая философия ориентированна на исследование языка. Основоположник – Винтенштейн.
Континентальная философия проводит курс на сближение литературы.
В центре внимания лежит человек, человеческое существование. Экзистенциализм – философия существования. Их не интересует сущность их, интересует существование.
Экзистенциализм – гуманизм пытается найти уникальные, неповторимые черты человека. Сторонники: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Яспер, Ж.П. Сартер.
С. Кьеркегор
Кьеркегору принадлежит понятие экзистенция. Он вводит основные темы и категории. Одним из основных проблем является проблема выбора, смысла жизни, проблема одиночества, категория отчаянья, переживание, страх, абсурд, подлинность.
Основные работы: «Страх и терпит», «болезнь к смерти». Основная тема, которая объединяет все произведения это отправная точка.
По Кьеркегору человек проходит три этапа человеческой жизни в поисках смысла жизни:
1. эстетический. Получает удовольствие от жизни.
2. Этический. Человек из внешнего мира обращает внимание на внутренность и начинает заниматься самосовершенствованием.
3. религиозная стадия. Человек обращается к Богу, Бог удовлетворяет человека в бесконечность.
М. Хайдогги
«Бытие и время»
Темы: мотив вечного опоздания, мотив бытия, тема массового человека.
Ж. П. Сартер
«Бытие и ничто».
Экзистенциализм – гуманизм. Все существует по принципу сначала сущность потом существование, а у человека наоборот. Перед человеком возможность. Человек – это есть проект самого себя. Каждый человек стоит перед выбором.
А. Коню
Обладатель нобелевской премии по литературе «Роман и чума». Философские произведения «Миф о сизифе», «Человек бунтующий». Вводит новую категорию – категорию абсурда, категория бунта.
Философия постмодернизма.
Постмодернизм последняя треть 20 века (нач. с 70г.)
В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»
Это континентальная философия. Постмодернизм выходит за рамки философии. Представители постмодернизма: Ж. Дерфида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Боурийяр, Ж. Леотар («Ситуация постмодернизма»), С. Жижек. Философия постмодернизма во многом критична. Под эпохой модерна понимается классическая культура, философия, эпоха.
Эпоха модерна (17в. – 20в.)
Философия постмодернизма направлена на критичную эпоху модерна. Самое главное обвинение классической культуры – культура тоталитарная, всегда есть одна правильная истина. Главное решение постмодернизма – «Концепт единства». На смену «концепт тождества» предложили «концепт различия». На смену единому многообразию вместо глубины поверхность, вместо организации, самоорганизации.
Этапы сумасшедшего человека по Фуко
1. первобытное общество
2. изоляция (к 16-20в.)
3. лечить
Общая стратегия отношений постмодернизма и классической культуры называют реконструкцией, реконструкцией надо понять цели бога, истин. Они предполагают уделять внимание игре, коллажу, эклектика, хаос.
Критика общества и массового потребления. «Человек это машина потребления» - говорил Делез.
Структура познания.
Выделяют два главных структурных уровня познания:
1. чувственный
2. рациональный (логический)
Чувственный уровень познания нацелен на отражение явлений действительности окружающего мира.
Включает в себя 3 ступени:
- ощущения (фрагментарное, частичное отражение внутреннего и внешнего мира),
- восприятие (целостное отражение внешнего или внутреннего мира),
- представление (целостное отражение внешнего мира не привязанное к настоящему времени) опирается на память и воображение.
Рациональный, логический уровень познания нацелен на постижение сущности внутренних основополагающих сторон мира.
Проблема истины в философии
И́стина — такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятия лжи. В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.
В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности и бесполезности (эффективности и неэффективности).
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
Сознание
Сознание по-другому называется психика, душа, мышление. Сознание позиционируется как инструмент присущей человеку делающий его уникальным. О сознании можно говорить, что есть общественное и интеллектуальное сознание. Раньше сознание воспринималось как некая субстанция, как независимая, целостная от тела. Сегодня сознание рассматривается как некая сумма операций, как некая программа.
1. структура сознания
Можно вывести два уровня сознания:
1. биологический или бессознательный (инстинкты)
2. социальный уровень (различные навыки, автоматизм)
2.сознательный уровень (состоит из 3-ч элементов: интеллект, воля, чувства)
3. самосознание или рефлексия.
Зигмунд Фрейд открыл бессознание. По Фрейду психика состоит из 3-х основных элементов:
1. Я
2. ОНО – бессознательное
3. сверх Я – некие социальные ценности, оказывающие давления на человека.
Культура происходит из-за ограничений.
Основные св-ва сознания или атрибуты:
Субстанциальный подход
1. св-во идеальность (от греч. идея. Автор - Платон). Основные занижения термина идея:
- идея понимается как образ (объективный образ объективного мира. Образ это вещество лишенное своего материального, физического субстрата)
- идея как проект. Идея предполагает не только отражение, но и преобразование
- идея как идеал. Платон позиционирует идею как идеал – идея это как смысл, ценность, к кот. должен стремится человек.
2. интенциональность. (Автор Эдмунд Гуссерль) Основоположник направления феноменологии. Указывает на то, что сознание это о чем-то. Сознание человека всегда предметно наполнено не бывает пустого сознания, не бывает сознания само по себе.
Метафора характерная для первого субстанционного подхода: сознание это некий склад; сознание как поток.
Самосознание
Включает три важных компонента:
1. самопознание (получение информации о себе)
2. самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности,)
3. самоконтроль (осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.)
Научное познание
Научные знания в конечном счете необходимы. Чтобы направлять практическую деятельность человека.
Отличия научных знаний от обыденных:
Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, которые не сводятся к обыденным знаниям.
Научный язык
Системность и обоснованность научных знаний.
Способы построения знания
Методами познавательной деятельноти.
Научное познание требует от субъекта особой подготовки.
Духовная жизнь общества
Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.
История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.
Духовность — сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.
Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным», составляющим «мир человека».
Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.
Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.
Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.
Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.
Элементами духовной жизни общества принято считать также:
духовные потребности;
духовную деятельность и производство;
духовные ценности;
духовное потребление;
духовные отношения;
проявления межличностного духовного общения.
Мировоззрение. Его типы. Мировоззрение и философия
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя : знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности.
В структуре выделяют 2 уровня: ур. чувственного познания мира (мироощущение, мировосприятие, миропредставление) и ур. понятийного мышления, осмысления мира (миропонимание).
Выделяют 4 компонента. 1) Теоретико-познавательный (единство научных, повседневных, проф. знаний, из кот. склад. проф. картина мира, универсальная или конкр. научная) 2) ценностно-нормативный (ценности, нормы, идеалы) 3) эмоционально-волевой (эмоц.-вол. освоение знаний, ценностей, норм, т.к. перевод на ур. личных убеждений, принципов+выработку псих. установки на готовность к действию) 4) практический
По характеру формирования и способу функционированию можно выдел. житейский(формир. под влиянием обыденной практики в жизни человека, осн. на его личн. опыте, семейном воспитании, влияют нац. принадлежность, религия, профессия, обычаи, традиции, ур. личност. развития. Отражает предст. здрав. смысла и традиц. взгляды на мир и человека. отлич неглубокой продуманностью, необосн., несистематично, недостаточная широта, большая эмоцион.) и теоретический ур. мировоззрения(обобщ. опыт дух. и практич. Освоения мира. опир. на достиж. наук, Ф. создает новые категориальные модели мира).
Типы мировоззрения:
1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;
2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;
3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств.
Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.