Проблема истины в философии, диалектика абсолютной и относительной истины.
Истина – это цель, к которой направлено познания. Истина и заблуждение - это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научного познания. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Истину следует отличать от заблуждения. Заблуждение - постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина. Однако Н. Коперник в XVI веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце.
Заблуждение - это содержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Так, например, в религиозном сознании вымысел принимается за реальность.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Подабсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:
• результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
• окончательное знание определенных аспектов действительности;
• то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
• полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.
В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете. В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется
1. характером объекта к которому относится,
2. условиями места, времени;
3. ситуации, историческими рамками.
32. Диалектическая связь общества и личности, социальные типы личности.
Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм./ личность сгусток её регулятивно духовных потенций, центр самосознания, источник воли, ядро характера
Качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и пове-дения. Качества формируются под влиянием семьи и общества.
Общество обеспечивает формирование и обеспечение потребностеи личности
Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Они поддерживают порядок, равновесие в обществе; «окультуривают» человека, помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Виды социальных норм:
- нормы морали (регулируют наиболее общие варианты поведения людей);
- нормы группы, коллектива (регулируют поведение узких коллективов (нормы дружеской компании, преступной группировки));
- специальные (профессиональные) нормы (регламентируют поведение представителей тех или иных профессий);
- нормы права (устанавливаются уполномоченными государственными органами; имеют общеобязательный характер; формально определены; регулируют четко определенный круг общественных отношений; подкреплены принудительной силой государства).
Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности
взависимости от их ценностных ориентаций:
§ традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
§ уидеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
§ дляфрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
§ реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
§ гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.