Вопрос №17. В.Скотт – основоположник европейского исторического романа. Основные черты романа Скотта. Проблематика и поэтика романа «Айвенго».
В.Скотт(С-тт)-создатель жанра историч. романа. В начале своего тв-ва был переводчиком, журналис-м, собир-м фольклора, автор романтич.поэм, баллад. Создавал свои произведения в период обостренной борьбы между революционными и реакционным романтизмом. По своим политич взглядам был консерватором; противник революции. Противник развития капитализма в Англии. По своей тематике романы Скотта могут быть разделены на несколько групп. Многие романы посвящены историческому прошлому его родины – Шотландии. Своим предшественником и учителем считает Генри Фильдинга.
Историч.роман(ист.р-н) С-тта – продолж-е лит-х традиций, предшевтв-го периода+худож-м синтезом иск-ва, историч.науки, кот. открыли нов.этап в разв-и англ. и миров-й лит-ры. С-тт обдумал эстетику ист. р-на, отталкив-сь от готич-го(интерес читателя в месту дейт-я, соотнесение событий с конкрет-й истор-й и национ-й почвой, усилен драматизм, в пейзаже элем-ты сюжета, хар-р самост-но развив-ся и рассужд-т) и антиквар-го р-на(вним-е к местному колориту, реконструк-я прошлого без ошибок, воссозд-е его матер-го и духовного мира). Описания С-тта- экспозиции +истор.коммент-й к событиям и персон-м, нет ненуж-х деталей и подроб-й. Его задача-интерес чит-ля=>общая харак-ка места дейт-я(шотланд.замок, хижина отшельника, монастырь)-действ-т на воображ-е, созд-т опред-й настрой. Поветв-я линия треб-т анализа. Историч.переспектива развития событий=>чит.-участник событий+cторонний наблюд-ль. Герой –ч-к неопыт-й, неискуш-й, открыв-й жизнь и опыт. Пейзаж в повеств-и-размышл-я С-тта до появл-я героя, сопоставл-го увиденное с известным.=> расшир-ся контекст р-на. Диалог-опред-ся историз-м, особен-ми поэтики. Устран-е автора от повествов-я дает возмож-ть герою самост-но передвиг-ся, мыслить, гов-ть. Соврем-е мышление может исказить представл-е о хар-ре персонажа=>чит-ль должен перейти в др.эпоху, итолкн-ся с историей. Ч\з диалог легче предсав-ть стиль и облик эпохи, обстановку. Речь героев отлич-ся от речи автора, т.к. С-тт не отождествл-т себя с персон-ми, в автор-х ремарках и комментар-х подчерк-т временную дистанцию м\у собой и героями, нарушить ритм, подогреть интерес чит-ля.
Роман «Айвенго» (1820) – особое место в тв-ве С-тта, открыв-т цикл р-ов о средневек-е, о крестовых походах. Здесь рис-ся картина средневек-е (≈1194г.ч\з 100лет после норманд-го завоевания)-возвращ-е короля Ричарда Львиное сердце в Англию из австрий-го плена. В своем романе правдиво отразил сложную эпоху переустройства Англии, процесс превращения разрозненных феодальных владений в единое королевство. Столкн-е интересов: политич., национ., соц-х. В стране не слож-сь единая нация, гос.система, нацин.язык, культура. Ричард борется за престол с братом Джоном. Внутри правящего класса конфликт м\у королев.властью и удельн-ми князьями. Ричард окруж-т себя спосб-ми и верными воинами разных национ-й. Фаворит- Айвенго, прослав-й своим воинск.иск-м, предан-й королю. А-го-типично романтич-й герой. «Фольклор-й образ» англ.короля-близкий духу народ. баллад. Союз короля и народа имеет идеал-ю историч.почву: опираясь на мощь городов и народных дружин, короли сокрушали народ.вассалов в эпозу позд.среднев-я=>предпос-ки для формир-я капитилист-х наций. В фольк-м духе встреча Ричарда и брата Тука, законч-ся пирушкой. Глав. привлек-ть р-на-динамика дейст-я, колорит Среднев-я, выраж-й в быте, речи, опис.обычаев и нравов, в воспевании благород-во, смелости, справедл-ти смелого короля. С-тт не идеализир-т Среднев-е, показыв-я жестокость, суровость, подчин-е «большому кулаку». Разнообор-е эпизодов и сцен, быстрая смена событий гов-т о верности Шекспир-й традиции(в опис-и эпохи и харак-в). Глав.пафос-утвержд-е места личн-ти в исрорич.процессе, частная жизь неотделима от госуд-ва, от монарха.Сочет-е любов-й и авантюр-приключ-й линии придают убедит-ть и динамику сюжету историч.повесв-я. Повест-ль не вмеш-ся в происход-ее, но комментир-т, приостанов-т ход событий. С-т уважает право народа на свою историю, культуру, обычаи =>одинаково показ-ы норманн Буагильбер и еврей Исаак, сакс Седрик и кор-ль Ричард. Особое место заним-т образ Ревекки, кот. преслед-т образ рыцаря-храмовника Буагильбера(его поминутно терзает раскаяние и честолюбие). Он хочет завоевать сердце девушки и поражается ее отважности и смелость. Во время пожара в замке все же увозит с собой. Но потом на поединке ее спасает Айвенго.
Особый интерес представляет изображение народа и его вожаков, в первую очередь – Робина Гуда (под именем Локскли). Их образы лучшие в романе. В них выражена сила и непобедимость народа, его упорство и отвага в борьбе, его решительность и смелость, его свободолюбие и нежелание подчиняться власти жестоких феодалов. Кульминационным моментом в романе становится описание турнира и взятие дружиной Робина Гуда старинного замка Фрон де Бефа. Ликуют не только стрелки, но и крестьяне.
Глав.дост-во романа- кажд. персонаж строго индивид-рован, кажд.по-своему гов-т, носит одежду, общается с др.героями.