Вопрос 12. Лирика Кольриджа. Худож-е своеобразие его романтич-й баллады «Поэма о старом мореходе».
Представ-ль Озерной школы был Колридж (1772 —1834), кот. В. Скотт назвал «создателем гармонии».
На Франц. револ-ю он отклик-ся стих-ем «Разрушение Бастилии» (1789), кот. полн-ю не сохран-сь. 17летний поэт восторженно пишет о «радостной свободе» и мечтает о соедин-и всех людей под ее знаменами, критикует Питта, установившего террор, аналогич-й франц-му. В 1793 г. Кол-ж познак-ся с Саути и увлек его своими дерзнов-ми планами. Вместе они мечтали уехать в Америку, создать там общину свобод-х людей, тружеников и интеллектуалов-гуманистов, не подчин-ся никакой власти. Увлечение поэта соц.-утопич-ми идеями отразилось в стих-ях «Пантисократия» (1794) и «О перспективе установления пантисократии в Америке» (1794).
В 1796 г. Кол-ж встрет-ся с Ворм, поэтич-е сотруд-во с кот. вылилось в созд-е в 1798 г. совместного сборника «Лирич.баллады». После успеха «Лирич. баллад» Кол-ж уехал в Герм., где провел год, серьезно изучая философию и лит-ру. Вернувшись на родину, он поселился в Кезуике, рядом с Вор-тами, где и познак-ся с Сарой Хатчинсон, сыгравшей значит-ю роль в его дальн-й судьбе. Ощущая трагич-ю невозмож-ть счастья, он, полюбив Сару, воспевает ее в изумит-х по глубине, красоте формы стихах. Азра - поэтич. имя Сары Хатчинсон - будет постоянно сопровождать Кол-жа в дальн-х его скитан-х и мучит-х поисках истины и красоты.
В 1816 г. заним-ся лит-но-критич-й и просвет-й деят-ю. Здесь он публикует «Лит-ную биографию» (1817), «Светскую проповедь: обращение к высшим и средним классам по поводу насущных бед и недовольств», «Листки Сивиллы», выступает с лекциями по философии, истории английской поэзии.
Из ранних стих-й Кол-жа необх-мо отметить «Монодию на смерть Чаттертона» (1790). Харак-но обращ-е Кол-жа к жанру монодии, позвол-й в своеобр-й поэтич-й трактовке.
Наиболее привлекат-й стих-й формой для Кол-жа в юности был сонет. В 1794-1795 гг. он создает целый цикл «Сонетов, посвящ-х видным деятелям» (Пристли, Шеридану, Годвину, Костюшко). => Карат-е действия англ.войск в Ирландии вызвали возмущение многих мыслящих людей того времени. Кол-ж, особенно болезненно реагир-й на жестокость и любые формы деспотии, отклик-ся на эти события великолепной военной эклогой «Огонь, Голод и Резня» (1798).
В отличие от антич.эклог, воссозд-х мирные пастуш-е беседы, в драматич-й поэме Кол-жа участвуют 3 сестры-ведьмы: Огонь, Голод и Резня, кот. объявляют Питта вдохновителем всех несчастий, зверств и мучений, выпавших на долю простого ирландца. В 1797 г. Кол-дж обращался к теме возмездия за содеянное зло, правда, в фольклорно-символич-х образах сказки (рождеств-я сказка «Ворон» - подзаголовок «Сказка, рассказанная школьником его братьям и сестрам»). Однако рождеств-му хар-ру этого стих-я совершенно не соответ-т мрачный колорит повеств-я и образ глав.героя-черного ворона, сост-го при «ведьме печали слугой». Фантастич.-гротескная ситуация-постройка корабля из могучего дуба, служившего воронятам домом, радость ворона, увидевшего гибель судна,-драматич. подчеркивают мысль Кол-жа о том, что за содеянное против природы зло обязат-но последует грозное возмездие. Правда, разрешение конфликтной ситуации Кол-дж видит лишь в сказоч-м варианте. Грозное возмездие -дело не рук челов-х, а слепого рока, неожиданно проявив-го себя в действии, нести бремя одиночества.
«Сказание о старом мореходе»-Критика урбанистич-й жизни – ч-к несвободен в город-й суете. Люди часто обрекают себя на осуждение природой, кот. мстит ч-ку за его преступления. Старый мореход убивает альбатроса. Природа восприн-ся поэтом как нечто меняющееся, движ-ся. И старый мореход, кот. видел уже много, постоянно удивляется красоте природы.
«Жизнь-В-смерти» - образ, символизир-й кару за преступления против природы. «Смерть» и «Жизнь-В-смерти» вместе, но 2й призрак намного страшнее. Яркое романтич-е обобщение – общий упадок, гибель, разложение, - гниющее море с мертвым кораблем, где находятся призраки и трупы, иногда кажущиеся старому моряку живыми. Ст. моряк – больная совесть ч-ка, кото. нет прощения. Муки и страдания моряка приобр-т вселенский хар-р – для придания драматизма. Путеш-е морехода имеет символич-й смысл. Совершив преступление-убив альбатроса, мореход проходит сложное и мучит-е осознание своей вины перед природой. Убитый альбатрос висит у него на шее вместо креста. Но когда мореход благословляет водяных змей, мертвая птица падает в пучину моря, несколько освободив его от страшных угрызений совести. Но окончат-е расставание с кримин-м прошлым происх-т в сцене встречи с отшельником, когда весь корабль-символ преступления, вины и наказания-уходит под воду. В финале «Сказания» звучит тема прощения тех, кто сумеет осознать свою вину перед природой, кто «возлюбит всякую тварь живую и всякий люд» и восстановит тем самым нарушенное в мире равновесие.