Вопрос №8. Эстетические взгляды Гофмана. Проблематика, поэтика его новелл (Анализ двух новелл по выбору)

Родился в г. Кениксберге в семье юриста. Поступил в университет на юрфак. После окончания университета Гофман становится чиновником. Гофман был талантливым писателем и человеком разносторонних дарований. В 1809 г. Гофман впервые выступает как художник слова с замечательной музыкальной повеллой «Кавалер Глюк», появляется цикл рассказов о композиторе Крейслере. Гофман публикует повеллу «Дон Жуан», статьи о музыке и другие произвеления. Музыка в его жизни и творчестве занимала первостепенное место. Центральную проблему своего времени – отчуждение личности в буржуазном обществе – Гофман рассказывает через столкновение художника-энтузиаста с окружающим миром. Гофман – яркий, самобытный и самый крупный талант среди немецких писателей-романтиков. Представитель немецкого разночино-демократического сословия, Гофман не видел в реальной жизни силы, способной обновитьнемецкую общественную жизнь, свергнуть гнет прогнивших феодальных политических учереждений, отменить реакционное законодательство.

Осознание иллюзорности, непостижимости этического и эстетического идеала в условиях современной ему Германии порождало бесконечное отчаяние в сердце художника. Иррациональной фантастикой, кровавыми ужасами полны так называемые «ночные повести» Гофмана «Песочный человек», «Эликсир сатаны»… Г выступает как гордый и насмешливый гений, говорящий правду о преступлениях юнкеров, чиновников и филистеров – обывателей, погрязших в тине стяжательства, пошлости и скудоумия. В повести «Крошка Цахес» автор в сказочно-гротескной форме показывает всесилие денег.

Творческая индивидуальность определилась уже в 1й книге “Фантазии в духе Калло”. Новелла “Кавалер Глюк” 1808г. – 1 из основ-х идей =» неразреш-ть конф-та м/у худ-м и общ-м. Высшим воплощ-м челго “я” Г. считает худ-ка, энтузиаста, кот-у доступен мир искусства, сказ-й фантаст-и, где он может реализ-ть себя. Худ-к должен отгород-ся от общ-й жизни и служить только ис-ву.

Г. по-своему ставит и разр-т конфликт. Его герой живет в реальном мире =» против-е м/у его идеалам и дейст-ю. =» дуализм, от кот. страд-т герои, двоемирие. Проблемы раскр-ся с помощью двуплан-ти повеств-я.

Для Г. все люди дел-ся на худ-в (люди, поэт-ки одарен-е) и людей, кот-е абсол-но лишено поэт-го воспр-я мира. Противоп-е худ-ка филистерам шир-о раскр-ся в образе муз-та Крейслера. Для Г. несом-но превосход-о мира поэт-го над реал-м.

У его иронии 2 фун-и. 1) Решает чисто эстет-е проблемы. Здесь рония получает сатир-е звучание, но сатира эьа не имеет соц-й, общ0й направ-ти. 2) ирония насыщ-а трагич-м звуч-м, сочетает траг-е и комич-е. Основ-й носитель ирон-го отнош-я к жизни – Крейслер, его хронич-й дуализм трагичен.

«Золотой горшок» (1814). Подзагол-к «Сказка из новых времен» =» действ-е лица – соврем-ки Г., а дейст-е проис-т в реальном Дрездене нач. 19в. Ансельм – чудак-й неудачник, наделен-й наивной поэт-й душой. Это делает доступ-м для него мир сказ-го и чудесного. Столкн-сь с ним, А. начинает вести двойств-е сущ-е. Новелла композиц-но построена на взаимопроник-и сказочно-фантастич-го плана с реал-м. Ярко развер-й сказ-й план подчинен четкой, логич-й идейно-худ-й стр-ре.

Двоемирие в мироощ-и Г. сказались в делении персон-й на 2 группы. Конректор Паульман, его дочь Вероника, регистратор Геербранд - прозаически мыслящие обыватели, кот. можно отнести к хор-м людям, лишен-м поэтич-го чутья. Им противоп-н архивариус Линдхорст с дочерью Серпентиной, пришед-й в этот филистер-й мир из фантаст-й сказки, и Ансельм.

В счаст-й концовке новеллы, заверш-ся 2 свадьбами, получает полное истолков-е ее идейный замысел. Надворным совет-м станов-ся регистратор Геербранд, кот. Вероника без колебания отдает свою руку. А. женится на Серпентине и, став поэтом, посел-ся с ней в сказ-й Атлантиде. Он не отказ-ся от своей поэт-й мечты, он находит ее осущ-е. Фил-я идея новеллы о воплощ-и царства поэт-й фантастики в мире ис-ва утвержд-ся в послед-м абзаце. Автор слышит ободр-ие слова Линдхорста: “Разве сами вы не были только что в Атлантиде и разве не владеете вы там мызой как поэти-й собств-ю вашего ума?”

«Крошка Цахес». Двуплан-ть новеллы раскрыв-ся в противоп-и мира поэт-й мечты, сказ-й страны Джиннистан, миру реальной повседнев-ти. Двойств-е сущ-е ведут некот-е персон-и, они совмещают свое сказ-е е бытие с сущ-м в реал-м мире (фея Розабельверде, волшебник Альпанус).

Сатира получает соц-е звуч-е. В связи с расшир-м адреса сатиры, глав-м персон-м стан-ся герой отриц-й. Цахес – ничтож-во с непомерно раздутым самолюбием. В силу магич-го дара феи он выгл-т в глазах окруж-х статным красавцем, чел-м, надел-м талантами. Присв-т чужие труды – стан-ся 1м министром в княж-ве. Г. изобр-л больш-е зло совр-й общ-й сис-мы. Властью и богат-м надел-ся люди ничтож-е, а золото превр-т их ничтож-во в мнимый блеск ума и талантов. Сверж-е этих лож-х кумиров, в соответ-и с хар-м мировоз-я писателя, приходит благодаря вмешат-ву иррац-х волше-х сил (чародей Проспер Альпанус).

Положит-я прогр-ма Г. совсем иная, традиц-я для него – торж-во поэт-го мира Балтазара и Проспера Альпануса не только над злом в лице Цахеса, но и вообще над миром обыд-м, прозаич-м.

«Крошка цахес»Одно из лучших гротескно-сатирических произведений. В сказке о том, как получивший в дар от феи Розабельверде три золотых волоска маленький уродец Цахес вдруг начинает казаться всем окружающим красавцем, и что бы хорошее ни происходило в егоприсутствии, всем кажется, что это сделал маленький Цахес. Все похвалы и награды достаются только ему. Все эти чудеса происходят в стране князя Пафнутия, кот ввел декретом в своей стране «просвещение» и где все сверхъестественное запрещено. И только влюбленный поэт Бальтазар не поддается злым чарам. (он их и разрушивает сорвав все волоски с головы и сжигает их).

Гсоздал сатирический роман «Житейские воззрения кота Мура с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера».

Немецкое общество в романе представлено «просвещенными» котами и кошками, возглавляемыми жирным филистиром Муром (демократическое бюргерство), и направящим сословием собак благородных пород (дворянство). Мурр завершает длинную галерею гофмановских филистеров (Мош Терпин из «Крошки Цахеса», учитель Тинте из «Чужого дитя», Тусман из «Выбора невесты»). Это воинствующий мещанин, представитель пошлого и самадовольного филистерства, глубоко враждебного прогрессу, искусству, демократизму, подло низкопоклонствующего перед реакционным юнкерством и бесконечно жестокого по отношению к трудовым классам.

Г оказал большое влияние на творчество многих писателей не только в Германии, но и за её рубежами. Некоторые из новелл и сказок Г стали излюбленным чтением детей и юношества.

Всемирное признание получил балет П. И Чайковского «Щелкунчик», написанный по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик, или Мышиный король».

Вопрос 9

Наши рекомендации