Вопрос 7 Творчество Клейста как выражение предельной остоты конфликта романтического мировосприятия. Социальный конфликт повести «Михаэль Кольхаас». Интерпретация античного мифа в драме «Пентесилея».

Генрих фон Клейст (1777-1811). Родился в небогатой дворянской семье, смело порывает с семейными традициями и расстается с офицерским мундиром. Он занимается во Франкфуртском университете физикой, мат-ой, философией. Мировосприятие Клейста связано с болезненно обостренным чувством непрочности мира, хрупкости человека. В 1811 году Клейст встретивший лишь холодное недоброжелательство со стороны прусского короля Фридриха Вильгельма 3 в ответ на свои искренние и глубокие патриотические порывы, покончил жизнь самоубийством вместе с дамой Генриеттой Фогель.

Творчество Клейста относятся ко второму этапу немецкого романтизма – гейдельбергскому периоду (1806-1816). Во главе Арним, Брентано, Клейст – это романтики-филологи. Наполеоновская экспансия и ощущение своей политической зависимости заставила обратиться к национальным корням. В конце этапа происходит усиление трагизма бытия человека в мире. Художник находится в катастрофической ситуации. Настроение поздних романтиков очень хорошо видны в трудах А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Жизнь всегда обманывает нас, а все наши желания, если забываются, становятся нежеланными. Любовь – это некий инстинкт, который служит для продолжения человеческого рода.

Наиболее яркие свершения творческого духа Клейста относятся к драматургии и новеллистке.

Главное в его творчестве – это бессмысленность существования.

«Семейство Шроффенштейн» (1803). Главная идея – всевластие рока. Рок – непреодолимое, то, что ведет к концу. Нелепые недоразумения и житейские конфликты своей частной жизни он считает проявлением фатальной роковой бессмыслицы, господствующей в мире. Однов-но появ-ся “Роберт Гискар” =» прослав-ся упорство и уверен-ть в себе сильного, сопротив-е неулов-му року, символиз-му чумой.

С опытами Клейста в области романтической драмы соседствуют две комедии – «Разбитый кувшин” (1805), “Амфитрион” (1807). В 1й персонажи разделены по соц-му признаку: на судейских и крестьян, кот. обрис-ны с симпатией. Клейст показывает человека современного ему общества. Судья был сам виновником, кот. проник в комнату дочери Марты. Мать не волнует честь дочери, ей нужно возмещение.

Острое восприятие противоречивой немецкой действительности преключает Клейста в совершенно иную нравственно-психологическую атмосферу, столь против-ую стихии веселого смеха в комедиях. Он создает самое противоречивое свое произведение – драму «Пентесилея» (1808) – эта пьеса

выражает всю внутреннюю сущность Клейста. Использует один из вариантов античного мифа о царице амазонок, принявшей участие в Троянской войне на стороне троянцев, о чем имеется упоминание в «Илиаде». Показана история как появляются амазонки, которые отстаивают свою независимость от мужчин. Для того чтобы жениться на ней, необходимо ее победить, женское начало здесь вычеркивается. Рожденных младенцев мальчиков убивают, оставляют только девочек. Амазонки отвергают любовь, так как она делает их слабыми. После смерти Ахилла Пентесилея убивает себя. Конфликт развивается из-за абсолютного непонимания людей.

После иенской катастрофы 1806г. переж-т униж-е родины, ненав-т фр-х оккупантов=» драма “Битва Германа”(1821). Основ. на рассказе историка Тацита о победе герм-го князя над Рим-ми легионами. Воссоз-ны нац-й калорит, быт. Это острый полит-й памфлет в драматург-й форме. Ставит насущ-е ? соврем-ти. Он начинает уделять внимание публицистике.

Ром-я идея всепоглощ-й страсти=» драма “Кетхен из Гейльброна”(1810).

“Принц Фридрих Гамбургский” (1821). Надежда на освобод-ю борьбу против фр. глав-я идея концн-ся в образе идеал-го монарха – умного, действ-го. Это агит-я пьеса.

Новелла «Михаэль Кольхаас» (1808-1810). Конфликт между государством и личностью. Не найдя справедливости он становится бандитом. После раскаялся, но казнен. Фил-эт проблематика, лежащая в основе тв-ва Клейста разрабатывается и в этой повести, трактующей идею долга ис справедливости. И хотя этот замысел играет огромную роль, он отходит на второй план, уступая место широко развернутому социальному его воплощению.

В центр драм-и – ч-к, наделен-й могуч-и страстями, кот. оказыв-ся лицом к лицу с судьбой.. Суть в столкн-и естеств-х чел-х побужд-й с общес-ми услов-ми. Неизбеж-ть конфликта залож-на в 1м абзаце, где есть хар-ка нрав-го облика М.К. чувство справед-ти опред-т все его поступки. Соц-я и конкрет-истор-я правд-ть =» пр-е восприн-ся как реалист-е, несмотря на ром-ю таинств-ю ист-ю с цыганкой, в кот. перевопл-ся убитая Лисбет. Идея всепоглощ-й страсти =» в бескомпр-й борьбе предст-ля 3 сословия за свои права против феод-й знати. М.К. исчерп-т все закон-е методы, станов-ся во главе шайки. Автор осужд-т порочное общ-во, но не верит, что его можно изм-ть вооруж-м путем. Он против таких методов, но герой вызыв-т восхищ-е. Рупором авторских позиций в этом вопросе выступает Мартин Лютер. Клейст объективно показал борьбу классовых противоречий на опред. этапе развития Германии.

Основные персонажи делятся четко на соц. группы – феодальное рыцарство и третье сословие.

Полит. ньюансы пов-ти: противоп-е Саксонии (где герой ущемлен в правах) и Бранденбурга (курфюст – носитель высш-й справед-ти). Осужд-т Саксонию (союз-ца Наполеона).

Наши рекомендации