Дж. Локк и создание критического эмпиризма. Человек как «табула раса».
Джон Локк родился в 1632 г. в семье адвоката. Окончил Оксфордский университет. В 1658 г. получил степень магистра. Самостоятельно изучал медицину, анатомию, физиологию, физику. Участвовал в политической деятельности, выступал за создание парламентарной монархии. Во время поездки во Францию знакомится с картезианством. Умер в 1704 г.
Основные работы Дж. Локка: "Опыт о человеческом разумении", которую он писал около 20 лет и опубликовал в 1690 г.; "Письма о веротерпимости" (1691); "Мысли о воспитании" (1693) и др.
Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания
Главная научная проблема, занимавшая Локка, - определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания.
В связи с этим он подвергает критике Декартову теорию "врожденных идей". Ей он противопоставляет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и пределом разума является опыт.
Критике теории врожденных идей Локк посвящает первую книгу "Опыта". Он ставит задачу опровергнуть основной аргумент, используемый для подтверждения наличия врожденных идей - всеобщее согласие. Локк считает, что всеобщее согласие людей по поводу идей, если бы оно даже существовало, можно было бы объяснить и без ссылки на их "врожденность".
Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Факты убеждают, что у маленьких детей и умственно отсталых взрослых людей, дикарей отсутствуют отвлеченные идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравственных принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны человеку от рождения.
Об отсутствии врожденных моральных принципов свидетельствуют случаи аморального поведения отдельных людей и народов, не вызывающие у них мук совести. Более того, разные народы руководствуются различными моральными нормами. Ссылкой на разнообразие культур опровергает Локк также вывод о врожденности идеи Бога: есть народы, у которых "нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа". Указанные аргументы приводят Локка к однозначному и категорическому отказу от идей априоризма. В то же время им признается наличие врожденных анатомо-физиологических задатков, от которых зависит способность приобретения знания посредством опыта.
Разум человека, по Локку, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам. Источником для развития разума выступает опыт. Из него она получает материал для познания. Ученый является одним из основоположников эмпиризма в европейской философско-психологической мысли XVII в.
"Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало".
Локк выделял два источника и типа опыта - ощущение материальных предметов и внутреннюю деятельность души. Из этих двух источников опыта возникают два разных типа "простых идей": "идеи ощущения" и "идеи рефлексии". К идеям Локк относил ощущения, образы восприятия и памяти, чувства.
Ощущение - итог взаимодействия человека с миром, воздействия внешних предметов на органы чувств. Внешний мир выступает, таким образом, как главный источник идей. Локк утверждает, что познание начинается с чувств, что "нет ничего в интеллекте, чего бы ни было до этого в ощущениях". Ощущения дают идеи отдельных вещей.
Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как особой внутренней деятельностью души, заключающейся в восприятии ею собственных состояний.
И простые идеи ощущения и простые идеи рефлексии становятся предметом осмысления сознанием; из них как из строительного материала возникает все содержание сознания, и только на их основе начинается сам процесс мышления. Локк пишет: "… я не вижу повода считать, что душа начинает думать до того, как органы чувств принесут ей идеи; и по мере того, как возрастает их количество, они удерживаются в памяти, душа, путем упражнения во всех своих частях, улучшает свою способность думать. Затем, приводя в порядок эти идеи и рефлексируя, душа наращивает свое достояние, а вместе с ним совершенствует свои способности запоминать, воображать, рассуждать и использовать другие способы мышления".
Каково же соотношение внутреннего и внешнего опыта? Приоритет Локк отдает внешнего опыту, которому отводится роль исходного, первичного, базового источника познания. Внешний опыт доставляет чувственные идеи, которые становятся материалом для рефлексивного осмысления. Рефлексия является вторичным процессом, обусловленным внешним опытом человека. Это особое "внутреннее чувство", внутренний опыт, опыт об опыте.
Если внешний опыт связан со сферой чувственных образов, то продуктом рефлексии как мыслительного процесса являются рациональные знания (сложные идеи, понятия). Из этого вытекает заключение о связи рационального познания с чувственным. Тем самым Локк преодолевает дуализм чувственного и рационального, представленный в концепциях Декарта, Лейбница, Спинозы. Наметив связь внутреннего и внешнего опыта, Локк в то же время не увидел их причинной зависимости. Рефлексия у него опирается на чувственные данные, черпает в них материал для переработки и осмысления, но не вырастает из внешнего опыта. Ее основой выступает особая рефлексирующая духовная субстанция.
Отсюда следует понимание сознания у Локка как восприятия душой того, что происходит в ней самой. Это определение сознания как непосредственного восприятия своих мыслей стало манифестирующим положением интроспективной психологии. Объектом сознания при таком подходе выступают не внешние предметы и явления, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.) в том их виде, в каком они предстают перед внутренним взором наблюдающего за ними субъекта.
Из этого постулата выводилось и понимание предмета психологии, в качестве которого выступают явления сознания, порождаемые внешним опытом, исходящим от органов чувств, и внутренним опытом, накапливаемым разумом индивида.
Локк развивает учение о первичных и вторичных качествах, выдвинутое впервые Демокритом, а также представленное в работах Декарта и Г. Галилея. Первичные качества - это "реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя…)". Они объективны и воспроизводятся в идеях в виде точных своих отражений и копий. Вторичные качества - "комбинации первичных качеств" (вкус, цвет, запах и т.п.). Они носят субъективный характер, являются результатом воздействия объекта на субъект и представлены в виде идей, неадекватных реальным качествам вещей (в реальности такие качества отсутствуют).
Ощущения как исходный простой элемент опыта - это отпечатки внешних воздействий в органе чувств, и их возникновение не требует активной деятельности души. Но простые элементы чувственного опыта дают материал, который начинает перерабатываться душой, и побуждают, тем самым, ее активность: она начинает "комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи, кроме того, она способна отделять некоторые идеи от остальных, с которыми они связаны (следовательно, абстрагировать), и формировать новые идеи".
Сложные идеи строятся путем комбинирования простых идей, осуществляющегося на основе механизмов ассоциации, соединения, отношения, обособления.
Локк вводит само понятие "ассоциация", обозначая им процесс связи психических явлений, впервые описанный Аристотелем и рассматриваемый Декартом, Гоббсом, Спинозой. Но ассоциация у него не является основным механизмом психической деятельности. Более того, она определяется как проявление ложных, случайных связей, "вид сумасшествия". Приоритет он отдает тем способам образования сложных идей, которые совершаются под контролем разума (соединение, сравнение, абстрагирование).
Познание понимается Локком как установление степени согласованности идей. "Мне кажется, познание - это именно восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание". Очевидно, что при таком понимании сущности познания критерием его истинности выступает внутренний опыт человека, что отражает субъективный характер воззрений Локка.
· Локк выделяет 3 уровня познания:
o чувственный;
o демонстративный (доказательный);
o интуитивный.
Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности. Истина здесь воспринимается "непосредственно". Этот род познания, согласно Локку, "самый ясный и достоверный из всех, на какие способен слабый человеческий ум… здесь нет места для колебаний, сомнений или проверок, так как сама душа наполняется непосредственно ясным светом понимания. От интуиции зависит достоверность и очевидность нашего познания…".
Таким образом, в истории психологии Дж. Локк занимает особое место. Он является создателем сенсуалистической теории познания. В его работах опровергаются учение о врожденных истинах, преодолевается дуализм чувственного и рационального. Введенное им понимание рефлексии как единственного и достоверного знания о душевной деятельности определяет его место как родоначальника интроспективной эмпирической психологии. Локк стоит у истоков ассоциативной психологии. Его работы стали переходным звеном между Декартом и эпохой Просвещения.
Локк несколько опережал развитие сенсуализма, оно начинается через 30-40 лет.
Ребёнок рождается со знанием равным нулю (Tabula rasa). Затем появляются ощущения, а на их основе воображения, мысли и т.д.
Рассмотрим 2 ситуации воздействия на органы чувств:
1. Адекватные
2. Неадекватные восприятия (напр., взрыв такой силы, что он воспринимается как вспышка света, а не как звук).
Адекватные - первичные, неадекватные - вторичные ощущения. Возникают теории первичных и вторичных качеств. К первичным качествам относятся: протяжённость, покой. А в принципе неадекватными являются ощущения цвета: согласно Локку, должен быть к.-то механизм, переводящий цвет в движение. Он предугадал концепцию о длине волны, к-ая воспринимается ч-ческим глазом как определённый цвет.
Другой пример: согласно Локку, тепло (и температура вообще) тоже должна переводится к движение. Другой пример - запах: запах - движение различных частиц. Например, попался нам специфический скунс, те частицы, к-ые он испускает неподвижны относительно нас. В этом случае запаха скунса мы не почувствуем. Промежуточный вывод: в тёплой среде запах передаётся лучше, чем в холодной.
Другой подход: у ч-ка есть тело и внутренние ощущения (напр., заболело сердце). Эти ощущения также делятся на адекватные и неадекватные. Если у ч-ка перестало биться сердце, ч-к ощущает сильную боль, между тем как это только отсутствие движения.
Принципиальная установка сенсуализма: все идеи являются следствием ощущений.
Сначала возникают простые идеи: обобщают одно отдельное ощущение. Идеи имеют особенность комбинироваться в сложные идеи - о нескольких ощущениях сразу. Простые идеи относительно внешнего превращаются в сложные идеи относительно внешнего, простые идеи относительно внутреннего - в сложные идеи относительно внутреннего. На каком-то этапе сложные идеи совмещаются, переходя одна в другую.
На уровне простых идей ч-к созерцает, на уровне сложных - размышляет самостоятельно. Когда ч-к созерцает, генерирует простые идеи, когда фантазирует - сложные.
Концепция Локка получила продолжение - идеалистический сенсуализм. Кроме этого возник агностический и материалистический сенсуализм. Это доведение до крайностей системы Локка.
Пример:
Идеалистический сенсуализм - мира нет, есть только ощущения;
М. С. - материалистический мир есть, он продуцирует наши ощущения;
А.С. - мир, может есть, может, нет. Выяснить это невозможно.