ПЦК гуманитарных и естественно-научных дициплин
И художественных промыслов»
ПЦК гуманитарных и естественно-научных дициплин
Основы философии
Рабочая тетрадь
студента дневного/заочного отделения,
специальность № ______ группа _______ шифр ______
_______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
____________________________________________________________
После выполнения заданий сдается
в учебную часть заочного отделения на проверку преподавателю
Разработала преподаватель
Майер Н.А.
Одобрено ПЦК гуманитарных и
естественно-научных дисциплин
Председатель ПЦК ________________
Майер Н.А.
Челябинск, 2013
Уважаемые студенты!
Настоящая рабочая тетрадь предназначена для выполнения вами самостоятельных работ и углубления тех знаний, которые вы получили в результате изучения предмета «Основы философии». Рекомендуем вам, приступая к выполнению заданий , тщательно изучить имеющийся материал в учебном пособии, а также обязательно привлечь дополнительную рекомендованную литературу. Так вам будет легче дать исчерпывающие ответы на поставленные в заданиях вопросы. Оценка, выставленная за тетрадь, станет основой оценки ваших знаний на зачете или экзамене.
Положение об итоговой аттестации
В соответствии с учебной программой и планом по дисциплине осуществляется системный промежуточный контроль посредством проведения практической и контрольной работы, выполнения заданий в рабочей тетради по соответствующим разделам и темам.
Итоговая аттестация (зачет) для студентов очной формы обучение проводится после изучения всего курса и выполнения заданий в рабочей тетради.
Для студентов заочной формы обучения итоговая аттестация включает выполненные задания в рабочей тетради (зачет) и сдачи экзамена по курсу в устной форме или посредством итогового контрольного тестирования.
В ходе зачета (экзамена) оценивается понимание студентами основных терминов дисциплины, знание этапов становления философской мысли, сущности основных проблем, связанных с изучением человека, ценностями его бытия, умение связывать влияние философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотношение их с такими актуальными проблемами современности; как свобода, творчество, счастье, любовь, труд, вера, смысл жизни.
Контрольные вопросы для подготовки к зачету, экзамену.
1. Философия, и ее предназначение и роль в жизни человека.
2.Мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Чем отличаются друг от друга?
3. Основной вопрос философии.
4. Функции философии.
5. Философские школы. Древний Индии.
6. Философия буддизма.
7. Даосизм. Конфуцианство. Легизм. Основные положения.
8. Античная философия. Периоды становления, основные представители, историческое значение.
9. Философия Средних веков. Этапы развития.
10. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
11. Философия Нового времени. Френсис Бэкон, Рене Декарт.
12. Философия эпохи Просвящения.
13. Основные направления и черты Немецкой философии.
14. Основные направления современной философии.
15. Традиции и особенности Русской философии.
16. Основные философские категории.
17. Понятие бытия, формы существования бытия.
18. Материя и ее основные свойства.
19. Сознание, его свойства и формы.
20. Бессознательное.
21.Мышление и язык.
22. Проблема познания философии.
23. Чувственное и рациональное познание.
24. Истина и заблуждение, ложь и правда.
25. Особенности научного познания.
26. Эмпирическое и теоретическое познание
27. Проблема , гипотеза, теория.
28. Происхождение и сущность человека.
29. Биологическое и социальное в человеке.
30. Индивид, личность, индивидуальность.
31. Основополагающие категории человеческого бытия.
32. Ценности и их классификация.
33. Культура и цивилизация, их роль жизни общества.
34. Научная картина мира.
35. Происхождение и сущность религии.
36. Характеристика современных мировых религий.
37. Философия общества, сферы общественной жизни.
38. Гражданское общество.
39. Глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных проблем.
40. Человечество и его будущее.
Примерная тематика рефератов.
1.Мирвозрение и философия. Специфика философского знания.
2.Философия, ее предназначение и роль в жизни человека.
3.Философия Милетской школы.
4.Идеализм Платона.
5.Философское учинение Аристотеля.
6.Философия Ф. Аквинского.
7.Бэкон и Декарт: сенсуализм и рационализм Нового времени.
8.Французские материалисты XVIII века.
9.Кант-основоположник немецкой классической философии.
10.Философия Гегеля.
11.Возникновение философии Марксизма. Учение К. Маркса о человеке и обществе.
12.Русская философия XIX века. Основные идеи и направления.
13.Проблема бытия в философии.
14.Эволюция понятия «Материя» в философии и науке.
15.Проблема человека в философии.
16.Проблема жизни и смерти в философии и пути их решения.
17.Сознание и бессознательное.
18.Проблема познания философии.
19.Проблема критерия истины в философии и науке.
20.Наука и ее роль в обществе.
21.Мировые религии: ислам, христианство, буддизм.
22.Общество – как предмет философского исследования.
23.Традиционная и современная культура.
24.Глобальные проблемы современности, пути их решения.
25.Будущее человечества.
Тема 1.1. Философская картина мира. Сущность, структура и значение
философии как основы формирования культуры гражданина
и будущего специалиста.
1.Что такое философия? ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.Нужна ли философия в обществе? А лично Вам? Прокомментируйте свою точку зрения. _______
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Сводима ли философия к науке? Ответ обоснуйте_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.Какие из приведенных ниже суждений относятся к философии?
а) вечный двигатель невозможен
б) количество энергии в замкнутой системе сохраняется
в) мир познаваем
г) сознание есть свойство высокоорганизованной материи
д) попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее
е) Европа – часть света
5.В чем состоит основной вопрос философии? _____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.Перечислите основные функции философии______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7.Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук – это различные приборы, у математиков – это вычислительные устройства, у социологов – это анкеты, статистические данные, у философов нет аналогических средств познания, поэтому философия не является наукой. Найдите и подчеркните ошибку в этом рассуждении.
8.Какие из приведенных суждений могут принадлежать только материалисту?
а) тела состоят из атомов
б) Бог не существует
в) сознание есть свойства, продукт материи
г) основой мира является мировой разум
д) материя существует независимо от какого бы то ни было сознания.
Тема 1.6. Русская философия
1..Каковы характерные черты русской философии?_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.Что такое космизм?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.К философам русского зарубежья относились:
а) Бердяев Н.А.
б) Франк С.Л.
в) Флоренcкий П.А.
г) Сорокин П.
д) Лосев А.Ф.
е) Мамардашвили М.К.
Тема 2.1. Основные категории и понятия философии.
Основы философского учения о бытии
1.Какой раздел в философии занимается изучением бытия?
а) аксиология
б) онтология
в) герменивтика
г) гносеология
д) эвристика
2.Что такое бытие и небытие?___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Какой философ впервые выделил бытие как категорию?___________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.Бытие живой природы подразумевает
а) существование растений и животных
б) отражение в зеркале
в) существование человека
5. Что является естественной природой в отличии от искусственной ?
а) водопад
б) дамба
в) ветер
г) мельница
д) снег
е) снеговик
Тема 2.2. Материя.
1.Что такое материя?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие из перечисленных явлений материальны?
а) события прошлого
б) отражение в зеркале
в) звезды
г) мысль
д) молекулы
е) мечта
3. Что из перечисленного является свойствами материи?
а) движение
б) покой
в) развитие
г) пространство
д) время
е) отражение
ж) сознание
з) структурность
и) взаимодействие
к) длительность
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
Заполняется преподавателем по итогам:
- самостоятельной работы студента с УМК и рабочей тетрадью;
- выполнения заданий на практических занятиях;
- выполнения текстовых и контрольных заданий).
Преподаватель: (Ф. И. О.)___________________________________________
Дата «____»___________201__г.
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя___________________
11 17
И художественных промыслов»
ПЦК гуманитарных и естественно-научных дициплин
Основы философии
Рабочая тетрадь
студента дневного/заочного отделения,
специальность № ______ группа _______ шифр ______
_______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
____________________________________________________________
После выполнения заданий сдается
в учебную часть заочного отделения на проверку преподавателю
Разработала преподаватель
Майер Н.А.
Одобрено ПЦК гуманитарных и
естественно-научных дисциплин
Председатель ПЦК ________________
Майер Н.А.
Челябинск, 2013
Уважаемые студенты!
Настоящая рабочая тетрадь предназначена для выполнения вами самостоятельных работ и углубления тех знаний, которые вы получили в результате изучения предмета «Основы философии». Рекомендуем вам, приступая к выполнению заданий , тщательно изучить имеющийся материал в учебном пособии, а также обязательно привлечь дополнительную рекомендованную литературу. Так вам будет легче дать исчерпывающие ответы на поставленные в заданиях вопросы. Оценка, выставленная за тетрадь, станет основой оценки ваших знаний на зачете или экзамене.