Основные проблемы и категории онтологии
1. Основные задачи и понятия онтологии.Онтология – это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Онтология стремится рационально постичь целостность природы, осмыслить все существующее в единстве и построить рациональную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи вещей.
Онтология возникла в античности, когда философы поставили вопрос о сущности наблюдаемых явлений и высказали предположение, что эта сущность органам чувств недоступна: выявляет ее только разум. Идеи онтологии, стремящейся найти устойчивые основы изменчивости природы и раскрыть многообразные процессы как проявления ее целостности, стимулировали развитие науки, придавая ученым уверенность в естественной упорядоченности природы, в наличии в ней доступной их разуму гармонии. В античности была поставлена проблема первоначалаили субстанции – первичного, самодостаточного слоя реальности. Субстанция – то, что устойчиво и постоянно; в отличие от чувственно воспринимаемых вещей, она воспринимается разумом и не зависит ни от чего, все определяя.
Выше были упомянуты некоторые онтологические концепции античных философов. Ими не исчерпывается многообразие идей. Так, Диоген Аполлонийский (не путать с киником Диогеном) заметил, что все элементы должны иметь нечто общее, иначе они не могли бы взаимодействовать; значит, элементы не последняя ступень бытия, а существует нечто, объединяющее их. Именно им введено понятие материи – бескачественной основы мира: материя беспредельна, безвидна и бессильна, она лишена свойств и поэтому все вмещает. Диоген так представлял космос: в пустоте, наполненной воздухом, при его сгущении и разрежении рождаются и распадаются миры.
Одной из самых интересных была космологическая система Анаксагора, который ясно противопоставил инертное вещество и двигатель-разум, отделив мысль от материи. Начальным состоянием мира, по мнению Анаксагора, была бесформенная и неподвижная смесь множества мельчайших частиц. Однажды в каком-то месте пространства эта смесь приобрела вращательное движение (по воле мирового разума). Под действием первичного вихря произошло разделение элементов: темное, влажное, холодное собралось в середине и образовало Землю, а светлое, сухое, горячее устремилось составило небеса. Цель творения – «осуществить все благое, заложенное в мире».
Итак, античность считала мир космосом – упорядоченной целостностью. Части космоса были иерархически упорядочены и подчинены единому закону красоты и порядка. Космос противопоставляли бесформенному и неупорядоченному хаосу.
Новое время увидело в природе сложный механизм, состоящий из материальных частей и подчиненный единым законам. Этот механизм, созданный Богом, нуждался только в первотолчке, после которого начинается его движение. Космосом правят простые и неизменные законы: на всех уровнях организации Вселенной процессы сводятся к взаимодействиям масс и сил. Основными понятиями онтологии были дух и материя. Материи приписывали такие свойства, как пассивность, косность, инертность. Противоположностью был дух – активный, невещественный, представленный множеством живых существ.
Субстанция – предельное, самостоятельно существующее основание, к которому можно свести многообразие мира; фундаментальный вид бытия, который обуславливает все другие его виды, а сам от них в своем существовании не зависит. Категория субстанции используется для отражения объективной реальности, рассматриваемой в ее внутреннем единстве.
Долгое время поиск субстанции, неизменной и существующей благодаря самой себе, был основным вопросом онтологии. Предлагались различные варианты. Монизм, выявляя сходство и взаимосвязь всех объектов, предполагал наличие за ними единого начала, определяющего все многообразие мироздания. Сущее понималось как результат развития духовного начала (идеализм) или в основе всех форм бытия усматривалось начало материальное (материализм). Духовная субстанция понималась как мировой разум (объективный идеализм это идеальное начало отождествлял с Богом, мировой душой и т.д.) или как личное сознание (субъективный идеализм отождествлял мир с содержанием этого сознания). В материи идеализм видел лишь бесформенное вещество, из которого дух создает видимый мир. Материализм признавал существование мира вне сознания и независимо от него; он рассматривал духовные явления как продукты эволюции материального мира, происходящей согласно его собственным законам. Если вульгарный материализм видел в сознании разновидность материи, то более развитые его направления понимали под сознанием свойство материальных объектов, возникшее на определенном этапе их развития. Позднее, когда была открыта эволюция, на роль субстанциальной первоосновы мира и единственного постоянного начала среди изменяющихся вещей предлагалась сама энергия (энергетизм). Но другие философы упрекали сторонников монизма в схематизации реальности и считали, что единым началом нельзя объяснить ее многообразие, представив все существующее как состояния и свойства единой субстанции. Дуализм предполагал существование двух равноправных субстанций, не сводимых друг к другу, – духа и материи. Дух понимали как субстанцию активную, свободную и способную к творчеству, а материю – как субстанцию пассивную и управляемую законом причинности, отражая их различие в противопоставлении души и тела, бытия и сознания, высшего мира и низшего. Плюрализм считал, что для разных уровней бытия характерны различные самостоятельные субстанции.
Но, начиная с немецкой классической философии, основным предметом ее исследования становится не субстанция, а субъект. Бытие понимается не как неизменное состояние, а как процесс; появляются концепции эволюционного развития субстанции. Позже философия вообще теряет интерес к этой проблеме; в картине мира место первоначала занимает понимаемый согласно последним достижениям науки субстрат – элементарные образования, из которых построен реальный мир. Наука, совершенствуясь, получила способность к построению в результате интеграции и систематизации знаний собственной, научной картины мира. Целостная система представлений о природе складывалась из представлений об основных объектах, их свойствах и взаимосвязях. Картина мира классической науки показывала Вселенную как множество материальных объектов, движение которых подчинено законам классической механики. Эта картина мира сыграла важную роль, обеспечивая единство развивающейся науки, но постепенно показала свою неполноту. После того, как кризис в физике начала ХХ века показал, что традиционные понятия онтологии нуждаются в уточнении, стали отрицания саму ее проблематику. Так, неопозитивизм рассматривал онтологию как рецидив метафизических заблуждений: картина мира должна строиться наукой, а традиционные суждения онтологии неверифицируемы.
Немногие концепции ХХ века касались онтологической тематики. Чаще всего в картину природы пытались ввести некую бессознательную силу (жизнь, волю и т.д.), которая отвечала бы за сложный процесс эволюционной смены форм ее организации и восходила бы от низших форм к возникновению сознания. Из всех онтологических концепций ХХ века наибольшая популярность выпала на долю эволюционной теории П.Тейяра де Шардена. Он утверждал, что материя и сознание едины и охвачены процессом эволюции – физическая энергия убывает по закону энтропии, а духовная возрастает. Неорганический мир развивается в мир органический, а тот дает человека. Некая «радиальная энергия» как духовная составляющая свойственна даже атому, а в живой материи дух обретает сознание, в человеке – самосознание. Источник мира и эволюции – Бог. Первый этап мирового процесса – «преджизнь», когда атомы соединяются в молекулы, все более сложные, и наконец появляется возможность формирования живой клетки. Жизнь не случайность, а новый этап эволюции – биологический. Решающий этап появление человека: до его появления все в мире было разобщено, а на долю человека выпадает возможность синтезировать все существующее в ноосфере – сфере духа. Ноосфера создается по мере научного прогресса, в нее включаются другие живые организмы и значительная часть неорганического мира. Это – третий этап развития Вселенной, после неорганического и органического миров. Эволюция движется к цели – точке Омега: «По своей сути ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность, имеющую центр… Его безмерные поверхности… должны снова сомкнуться впереди в одном пункте, назовем его Омегой, которая и сольет их полностью и поглотит в себя»[1]. Итак, создаваемая ноосфера как гармоничная общность живого и неживого, по мнению П.Тейяра де Шардена, имеет своим пределом «точку Омега» – скачкообразный переход в состояние единого разумного организма.
Между тем общенаучная картина мира, выстраиваемая современной наукой, приобретает все больше философских аспектов. Заметное место в ней занимает антропный принцип, констатирующий, что строение мира неотделимо от существования его наблюдателей. Космологические постоянные Вселенной (физические константы, определяющие размеры, массу, заряд, время жизни элементарных частиц) словно бы «настроены» для того, чтобы сделать возможным появление жизни. Космологически антропный принцип фиксирует неустойчивость Вселенной к значениям набора ее фундаментальных констант. Незначительные отклонения в значении хотя бы одной из них привели бы к невозможности существования многих структур известного нам мира (атомных ядер, химических элементов, звезд и т.п.). Возможно, появление разумной жизни во Вселенной – не случайность, а закономерность. Религия понимает антропный принцип как подтверждение того, что Бог создал мир для людей. Наука предполагает, что данное сочетание космологических постоянных возникло случайно: возможно, существовали (или существует) множество миров с иными их значениями, но наблюдатели появились только в нашем мире.
Эта согласованность начальных условий Вселенной и отражается в антропном принципе, имеющем несколько формулировок. Слабый антропный принцип (Р.Дикке): то, что мы наблюдаем, должно удовлетворять условиям, допускающим существование наблюдателя. Сильный антропный принцип (Б.Картер): Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на определенном этапе появился человек. Синергетический антропный принцип(Дж.Уилер): Вселенная приобретает реальность посредством наблюдателей, которых сама и порождает на некотором этапе своего существования. Финалистский антропный принцип (Ф.Типлер): возникшее при развитии Вселенной производство информации не прекратится. Сверхсильный антропный принцип: человек является необходимым элементом Вселенной, так как его разум необходим для ее вечного существования (человеческий разум, став на определенном этапе эволюции участником космологических процессов, спасет Вселенную от необратимого распада из-за роста энтропии)[2].
Онтологическое значение имел системный анализ – теоретическое исследование сложных систем. Его основы заложены Л.Берталанфи в 40-е годы ХХ века. Под системой понимали модель любого объекта, представляющую его как совокупность элементов и связей между ними. При этом сами элементы системы в ходе ее взаимодействия с внешней средой могут меняться, а структура системы (отношения между элементами) постоянна и обеспечивает сохранение целостности системы при различных воздействиях. Каждый объект может быть рассмотрен как система, свойства которой несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов, а поведение которой обусловлено не только воздействиями внешней среды, но и ее собственной структурой. Системный анализ показал, что поведение и структура сложной системы не могут быть описаны полностью. Выделялись типы систем: закрытые, которые обмениваются с окружающей средой только энергией, и открытые, в которых происходит также обмен веществом со средой.
Кибернетика, исследуя устойчивость и управляемость систем, особое значение придавала информации – свойству материальных объектов запечатлевать в своей структуре различные состояния и передавать их друг другу. Отвлекаясь от тех форм материи и энергии, с помощью которых осуществляется передача информации, кибернетика понимала информацию как неоднородность в их распределении. Любое взаимодействие системы со средой понималось как информационное (накопление, переработка или передача информации), а устойчивость системы (сохранение ее организованности) связывалась с ее способностью сохранять поступившую информацию.
Так фундаментальный философский смысл получили научные понятия: энтропия (понимаемая как мера неорганизованности системы) и информация (анти-энтропия, отражающая рост порядка, увеличение сложности и разнообразия структур).
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы ХХ века и посвященное исследованию открытых нелинейных систем. В отличие от линейных систем (чье поведение описывается уравнениями первого порядка и поэтому полностью предсказуемо), реакция нелинейной системы на внешнее воздействие не определяется его величиной. Синергетика обратила внимание на неустойчивые процессы и возникающую в их результате самопроизвольную упорядоченность, сопровождающуюся резким понижением энтропии. Отмечено, что в сложных нелинейных системах возможна самоорганизация – спонтанное (независимое от внешних условий) возникновение или совершенствование упорядоченных структур. Эти процессы наблюдаются в системах с большим числом элементов и делают невозможным точное описание их развития. Как правило, система предсказуемо реагирует на внешние воздействия, то есть находится в устойчивом состоянии. Но с усилением этих воздействий ее поведение становится неустойчивым: незначительные и непредсказуемые изменения внешних условий (флуктуации) могут изменить систему. Ситуации, после которых для системы открывается несколько возможных путей развития, назвали точками бифуркации. Поскольку бесконечно малая флуктуация может изменить все развитие системы, предсказать ее поведение в точке бифуркации невозможно: выбор пути эволюции системы подчинен случайным факторам. Именно в точках бифуркации происходит быстрая и непредсказуемая перестройка системы, после чего она снова переходит в устойчивое состояние.
С помощью подобной модели ученые описали нелинейные процессы (горение, диффузию, автокатализ), а теперь пытаются представить все эволюционные процессы как самоорганизацию нелинейной среды. Синергетика превращается из научного направления в новое мировоззрение: на основе ее принципов пытаются объяснить процессы саморазвития во всех системах – физических, биологических, социальных. Ранее случайность и неустойчивость пытались исключать из научных теорий и картин мира, сегодня они понимаются как предпосылки развития.
Переосмысляется понятие хаоса: в нем видят самодостаточность и потенциальную упорядоченность, способную выявиться во множестве структур. Так, И.Пригожин говорит о «детерминированном хаосе» или о «порядке из хаоса», описывая внутреннюю активность хаоса и его созидающий потенциал, позволяющий порождать на микроуровне организованные структуры. Но, хотя из хаоса и может рождаться локальный порядок, ценой является увеличение энтропии внешней среды.
Синергетика видит мир не совокупностью частиц, а системой нелинейных процессов. Достоинства синергетической картины мира и ее неизбежные ограничения покажет будущее.
Итак, в ХХ веке происходит падение интереса к онтологии: наука способна дать нефилософское обоснование единства мира. Но многие философы считают эту тенденцию ошибочной, выступая против деонтологизации философского знания. Новую онтологию видят совокупностью знаний, отражающих предпосылки существования человека и принципы его деятельности, Она займет промежуточное место между наукой и философией (стремясь соединить научные знания о природе с поиском стоящих за ее процессами иных видов бытия).
Онтология использует ряд понятий для отражения мира.
Действительность – совокупность материальных тел, существующих в пространстве и времени и данных в восприятии, а также идеальных объектов и культурных ценностей.
Вселенная – это понятие, охватывающее все существующее, как физическую систему наибольшего масштаба, который доступен нашим знаниям и наблюдательным средствам.
Космос – это самодостаточная реальность, содержащая все материальные формы, структурно упорядоченная и подчиненная единым, внутренним, необходимым законам физики.
Природа – это мир, независимый от человека и развивающийся по своим законам, но являющийся для человека окружающей средой(совокупностью условий его существования).