Язык и мышление. Концепция языка в философии. Герменевтика

Человеческое познание невозможно без языка. Понятия, суждения, умозаключения выражаются в определённых языковых формах. Язык делает результаты познания общественным достоянием и обеспечивает преемственность процесса познания.
Биологической предпосылкой формирования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших животных. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Указанная потребность создала орган речи – соответствующее строение мозга и периферический речевой аппарат. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем и с идеальными феноменами сознания. Звук из выражения эмоций превратился средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений [254].
Сущность языка выявляется его двуединой функции:
- служить средством общения;
- служить орудием мышления.
Язык – это система содержательных знаковых форм. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства посредством языка, человек отчётливее усваивает, их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов.
В силу своей значимости проблема соотношения языка и мышления интересовала и интересует мыслителей разных эпох и стран. В отношении этой проблемы существуют три тенденции:
- отождествление (установление полного равенства) языка и мышления. Говорение (речевая деятельность) – это и озвученное мышление. Ещё древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия «язык» и «мышление» они стали позднее [12];
- язык и мышление не взаимосвязаны, существуют параллельно друг другу. Например, Н. Винер, А. Эйнштейн, Ф. Гальтон и другие учёные признавались, что использовали в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, основываясь на игре ассоциаций и только затем воплощая результат в слова [168];
- взаимосвязь языка и мышления. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью. Язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Так, В. фон Гумбольдт утверждал, что характеристика мышления во много зависит от языка
Наличие различных концепций соотношения языка и познания объясняется тем, что человек использует язык для обозначения различных явлений действительности. В истории философской мысли существуют следующие концепции языка:
- философия имени (период античности, средневековья) - язык рассматривался как обозначение предметов действительности;
- философия предложения (Новое время) – язык рассматривался как обозначение понятий, мыслей, чувств. Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием;
- философия ценностных установок (Новое и новейшее время) – язык создаётся и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. При этом человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта ценность) для человека [176; 254].
Таким образом, в философии языка наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия предложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.
По-разному понимается язык и в рамках четырёх ведущих современных философских направлений
- феноменология на первое место ставит анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания
- аналитическая философия всё богатство жизни видит в языке. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом
- герменевтика понимает язык как сама бытие сущности. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира – язык – переживание
- постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст научными способами, то философы постмодернизма отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства – от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык – это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить
Как видим, в современной философии языку придают самостоятельное значение. Язык есть символ жизни человека и сама жизнь.





Г е р м е н е в т и к а - философская наука, исследующая проблемы понимания, (от греч. пегтепеїїеіп - толковать, интерпретировать; Гермес - посланник Зевса, который должен был разъяснять людям смысл его требований). Она зародилась в эпоху раннего средневековья и была призвана истолковывать библейские тексты, помогать постигать смысл божественного Слова. Позже, в эпоху Нового времени, герменевтические методы начинают применяться не только в рамках теологии, но и в филологии, истории, юриспруденции.

Философская герменевтика обязана своим возникновением Фридриху Шлейермахеру (1768-1834). Он впервые начал рассматривать герменевтику в качестве универсального метода постижения уникальных культурно-исторических целостностей. Герменевтический подход критикует рационалистическое рассмотрение человека как существа прежде всего разумного. Герменевтика стремится сохранить в нем индивидуальное начало, проявляющееся, главным образом, в тех или иных текстах.

Шлейермахер выделял два вида понимания - основанное на мышлении (понимание текста) и основанное на «вчувствовании», интуитивном проникновении в суть (интерпретация сознательной и бессознательной сторон творчества автора). Цель герменевтики, по мысли Шлейермахера, - понять автора и его произведение лучше, чем он сам. Для этого интерпретатор должен мысленно перенестись и осознать все особенности исторической ситуации, создавшей условия для возникновения интерпретируемого текста, а также перипетии личной судьбы автора, наложившие отпечаток на его творение.


Наши рекомендации