Раздел 2. Знание в системе научного познания
ЗНАНИЕ – ГЛАВНЫЙ АТРИБУТ НАУКИ[40]
Определение | Знание – это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека |
Платон и Аристотель о знании | Действительно сущее («мир по истине») противопоставлялось сфере чувств, явлений («миру по мнению»): лишь о первом можно иметь знание; изменяющийся же чувственный опыт - источник иллюзий, мнения и веры. Это различение стало основой отождествления знания с истинным знанием, с содержанием сознания, сопровождающимся осознанием его достоверности, истинности. |
Кант о знании | Анализ структуры и границ научного познания служит основой для отделения знания от веры, мнения, спекулятивного мышления, а также таких форм сознания, как миф, язык, искусство |
Гегель о знании | Гегель существенно расширил сферу знания, включив в неё как донаучные его виды, так и знание, присущее отличным от науки формам духовной культуры. Рациональные моменты этого подхода вошли в марксистскую концепцию знания, рассматривающую последнее как социально-культурный феномен, продукт исторически развивающейся деятельности отражения, в той или иной степени присущей всем формам практического и духовного освоения мира. |
Современные науки, изучающие знание | Процессы получения, обоснования и проверки знания, формы его объективации, распространения в обществе, реализации в сферах производства и социальной практики изучаются логикой, методологией, теорией познания и когнитивной психологией. Возрастает также роль специально-научных дисциплин, изучающих функционирование знания в обществе (науковедение, социология знания). |
ДИАЛОГ УЧЕНОГО И МЕТАФИЗИКА О РОСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ[41]
Наука исключает субъективный произвол, но она и не позволяет выйти за пределы ее контекста.
Именно это обстоятельство обычно недопонимается.
Приведем в этой связи возможный диалог ученого и метафизика.
Ученый: Все наши наиболее состоятельные знания, а именно о них сейчас идет речь, имеют научно-теоретический характер. Исключительно на основе научных данных мы судим о состоянии мира человека, он таков, каким мы его себе представляем. |
Метафизик: Готов допустить, что Вы правы, но в таком случае не избежать парадоксов. Совершенно очевидно, что развитие науки приведет к новым знаниям. Следовательно, Ваши сегодняшние знания, во-первых, ошибочны, во-вторых, неполны. Мир таков, каков он есть. |
Ученый: Я вынужден обратить внимание на Вашу непоследовательность. Рост научного знания свидетельствует лишь о том, что изменяются наши представления в составе науки. Вы же, вроде бы отталкиваясь от науки, покидаете ее пределы. Действительно, Вы рассуждаете о мире безотносительно к знаниям, но, заметьте, не в состоянии сказать о нем что-либо такое, о чем не знают ученые. Парадоксальное мышление имеет место тогда, когда исследователь выходит за пределы науки. В таком случае он неизбежно оказывается в области метафизики. |
Метафизик: Моя точка зрения шире Вашей. Недопустимо ограничивать себя наукой. |
Ученый: Шире? Сомневаюсь. Желающий достичь более разностороннего и глубокого знания вынужден, другого пути нет, обеспечить научный рост. Тот, кто покидает сферу науки, не добивается более широкой точки зрения. Он добавляет к науке положения, не выдерживающие критической проверки. |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ[42]
Парадигма | Это совокупность знаний, методов, путей решения конкретных задач, образов, ценностей, безоговорочно разделяемых научным сообществом на данном этапе развития науки. |
Возникновение новых традиций | С момента смены парадигмы начинается этап развития нормальной науки, устанавливаются новые научные традиции. |
Способы существования научных традиций | Вербализованные (содержащиеся в учебниках, монографиях и т.п.) |
Невербализованные (такие традиции не имеют текстовой формы и относятся к неявным знаниям, которые передаются от одного поколения ученых другому) | |
Противоречивость традиций | С одной стороны являются условием возможности научного развития |
С другой стороны являются тормозом на пути новых знаний | |
Новации | Это новые знания, возникающие из незнания (это когда ученый говорит себе: «Я не знаю того-то») или из неведения (нижний слой незнания, «Я не знаю, чего не знаю») |
Пути преодоления неведения | 1. Концепция «пришельцев»: в какую-то науку приходит ученый из другой научной области 2. Концепция побочных результатов исследования (например, открытия итальянского ученого-анатома Л. Гальвани в области электричества как побочный результат опытов на лягушках) 3. Концепция «движения с пересадками» - переход из одной исследовательской традиции в другую (например, открытия французского инженера Кулона в области электричества) |
Таким образом, взаимодействие традиций и возникновение нового знания носят сложный диалектический характер. Необходимо иметь в виду, что если бы традиции не нарушались, то никаких новых знаний ученые не получали бы.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПО В.С.ЛЕДНЕВУ[43]
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ[44]
Признак | Характеристика признака |
Истинность | Соответствие знания познаваемому предмету. Для научного знания приводятся основания, по которым это содержание истинно (результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод). «Принцип достаточного основания» является фундаментом науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. |
Интерсубъективность | Выражение свойства общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания. Признак интерсубъективности конкретизируется требованием воспроизводимости научного знания, то есть одинаковостью результатов, получаемых каждым исследователем при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях. |
Системность | Характеристика различных форм знания. Системная организованность научного знания обусловлена его особенностью: такой обоснованностью, что порождает несомненность в истинности его содержания, ибо имеет строгую индуктивно-дедуктивную структуру, свойство знания рассудочного, полученного в результате связного рассуждения на основе имеющихся опытных данных. |