Дополнительные элементы, включаемые в РПМ при их наличии: 4.5.Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен
Практические занятия (семинары)
№ п/п | № раздела дисциплины с указанием тем из табл. 4.1. | Наименование практических занятий (семинаров) | Трудоем кость (час.) | Компетенц ии ОК, ПК |
| Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения | 1. Особенности и основные принципы средневековой философии. 2. Отличи схоластики от патристики 3. Причины и сущность споров номиналистов и реалистов. 4. Влияние философии эпохи Возрождения на развитие науки своего времени. | | ОК 1-12 |
| Философия науки | 1. Функции и механизмы развития науки. 2. Критерии научности. 3. Структура философии науки. 4. Функции философии науки. | | ОК 1-12 |
| Проблема человека в философии | 1. Эволюция представлений о сущности человека. 2. Концепции происхождения человека. 3. Человек как биопсихосоциальное существо. 4. Различие между понятиями индивид и личность. | | ОК 1-12 |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа
№ п/п | № раздела дисциплины с указанием тем из табл. 4.1. | Тематика самостоятельной работы (детализация) | Трудоем кость (час.) | Компет енции ОК, ПК | Контроль выполнен ия работы (опрос, тест, дом. задание и |
| | | | | т.д.) |
| Философия, ее предмет, функции и структура | 1. Философия: предмет, метод и функции 2. История философии: основные направления и этапы развития | | ОК 1- | Дом. задание |
| Философия древнего мира | 1. Философия Древней Индии и Древнего Китая 2. Античная философия: особенности, истоки, эволюция 3. Этический рационализм Сократа. 4. Объективный идеализм Платона. 5. Философская система Аристотеля. | | ОК 1- | Дом. задание |
| Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения | 1. Раскройте вопрос о возникновении христианской средневековой философии. 2. В чем заключается специфика средневековой онтологии? 3. В чем состоит специфика средневековой теории познания? 4. Раскройте взгляды Августина Блаженного на проблему свободы воли по его сочинению «О свободе воли». 5. Дайте характеристику арабо- исламской философии. 6. Осветите взгляды Леонардо да Винчи на назначение науки по его работе «О себе и своей науке». 7. Проанализируйте взгляды Пьетро Помпонацци на проблему смерти и бессмертия. 8. Проанализируйте теоретико- познавательные идеи Н. Кузанского. 9. Осветите вопрос о социальном смысле сочинения Т. Мора «Утопия». 10.Раскройте основной смысл рассуждения Эразма Роттердамского о свободе воли по его произведению «Диатриба, или рассуждение о свободе воли». | | ОК 1- | Дом. задание |
| Западноевропе йская философия Нового времени. Философия | 1. Культурно-исторические условия развития философии 17 века. Ее характерные черты. 2. Становление и развитие науки в 17 веке 3. Развитие естественнонаучных | | ОК 1- | Дом. задание |
| Просвещения | знаний | | | |
| Классическая немецкая философия (ХVIII – XIX вв.) | 1. Осветите теорию познания И. Канта. 2. Осветите представления И. Канта о вещах в себе. 3. Раскройте сущность наукоучения И.Г. Фихте. 4. В чем суть диалектики Гегеля? 5. Проведите анализ взаимосвязи трех форм философии в системе Гегеля: диалектики, философии природы и философии духа. 6. Проанализируйте противоречия в понимании сущности религии и способа ее преодоления в концепции Фейербаха. | | ОК 1- | Дом. задание |
| Западноевропе йская философия (XIX-XX вв.) | 1. Найдите сходства и различия в учениях о человеке А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 2. Раскройте основную идею принципа «по ту сторону добра и зла» у Ф. Ницше 3. Прочитайте одну из работ Ф. Ницше «Воля к власти» или «Так говорил Заратустра» и дайте развернутый комментарий к изложенным в ней идеям. 4. Прочитайте работу Ф. Энгельса «Диалектика природы» и изложите ее основные идеи. 5. Осветите влияние философско- экономических идей К. Маркса и Ф. Энгельса на развитие экономики ХХ века. 6. Осветите основные принципы неопозитивизма на примере работы Б. Рассела «Человеческое познание: его сфера и границы». 7. Изложите теорию развития научного знания Т. Куна на основе прочтения его работы «Структура научных революций». 8. Обозначьте главные принципы философии прагматизма, опираясь на работу У. Джеймса «Прагматизм». 9. Выделите идеи работы С. Кьеркегора «Или-или», легшие в основу философии экзистенциализма. 10.Прочитайте работу Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это | | ОК 1- | Дом. задание |
| | гуманизм» и прокомментируйте основные положения этой работы. 11.Раскройте значимость и новизну философии З. Фрейда в понимании человека на примере его работы «Введение в психоанализ: лекции». | | | |
| Русская философия (X - конец XIX вв.) | 1. Осветите проблему становления и развития русской философии. 2. Назовите основные этапы развития русской философии и дайте их общую характеристику. 3. Объясните, каковы особенности русской философской мысли в XIV – XVI столетиях 4. Объясните, в чем заключается отличие философии петровского времени от предшествующего развития русской философии. 5. Раскройте, в чем заключался вклад М.В. Ломоносова в философию природы. 6. Раскройте особенности русской философии эпохи Просвещения на примере философских взглядов Радищева. 7. Охарактеризуйте особенности развития русской философской мысли XIX в. 8. Назовите основные направления русской философской мысли XIX в. и их представителей. 9. Раскройте различие между славянофильством и западничеством и осветите их социально-философские разногласия. 10.Объясните, в чем заключаются отличительные черты антропологического материализма Н.Г.Чернышевского. 11.Раскройте содержание философских взглядов Ф.М.Достоевского. 12.Раскройте содержание философских воззрений Л.Н.Толстого. 13.Охарактеризуйте специфику философии всеединства. 14.Объясните общие черты и | | ОК 1- | Дом. задание |
| | различия в философии трех направлений народничества. 15.Раскройте, каким образом развивается философия марксизма во взглядах Г.В.Плеханова. | | | |
| Русская философия конца XIX – ХХ вв. | 1. Назовите основные течения русской философской мысли конца XIX - начала XX вв. и дайте их краткую характеристику. 2. Объясните содержание основных категорий философии космизма. 3. В чем суть воззрений В.В. Розанова на брак и семью? 4. Сравните, что общего и что различно в философских воззрениях представителей религиозной идеалистической философии конца XIX – начала XX веков. 5. Осветите взгляды Н.А. Бердяева на проблему творчества (по работе «Смысл творчества») 6. Раскройте основное содержание работы В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». 7. Объясните, в чем заключается сущность социальной философии В.И.Ленина 8. Раскройте основные проблемы, изучаемые отечественной философией в 20-90-х гг. XX века. | | ОК 1- | Дом. задание |
| Бытие, материя, сознание. Диалектика как учение о развитии мира | 1. Проследите, какие изменения претерпевало содержание категории «бытие» в ходе исторического развития философской мысли. 2. Сделайте соотношение понятий «бытие», «сущее» и «субстанция». 3. Опишите основные формы бытия, раскройте специфику каждой из них. 4. Проанализируйте современные представления о формах существования и свойствах материи. 5. Что современная философия и наука говорят об основных свойствах, формах существования и структурных уровнях организации материи? | | ОК 1- | Дом. задание |
| | 6. Перечислите формы движения в порядке их иерархической последовательности. 7. Сделайте сравнительный анализ научной и религиозной картин мира. 8. Дайте определение диалектики и осветите основные этапы ее развития. 9. Раскройте содержание понятий «объективная диалектика» и «субъективная диалектика» 10.Объясните, что такое детерминизм и индетерминизм. 11.Назовите принципы и раскройте законы диалектики. 12.Какую роль играет знание диалектики в познании и в практике. 13.Объясните различие между динамическими и статическими закономерностями. 14.Назовите основные категории диалектики и раскройте их содержание. | | | |
| Познание, его формы | 1. Раскройте вопрос о назначении теории познания. 2. Осветите понятие объекта и субъекта познания и раскройте их взаимодействие. 3. Назовите уровни и важнейшие формы познавательной деятельности. 4. Объясните, что такое практика и какова ее роль в познании. 5. Раскройте сущность понимания и объяснения. 6. Осветите вопрос о видах рациональности. 7. Объясните, в чем отличие рационализма от иррационализма. 8. Раскройте взаимосвязь знания и веры. 9. Опишите эмпирические и теоретические методы научного познания. 10.Осветите сущность взаимосвязи между действительностью, мышлением. 11.Раскройте вопрос о критериях научности. 12.Осветите проблему истины и ее | | ОК 1- | Дом. задание |
| | критериев. | | | |
| Философская методология | 1. Раскройте вопрос о применении диалектического метода в современном познавательном процессе. 2. Осветите проблему специфических особенностей научной методологии. 3. Проанализируйте методологическую специфику социально-гуманитарного знания. 4. Осветите проблему применения понимающей методологии в социальных науках. | | ОК 1- | Дом. задание |
| Философия науки | 1. Выясните основное содержание прогноза А. Тоффлера относительно будущего современной культуры. 2. Исследуйте содержание философских оснований науки. 3. Раскройте назначение науки. Каково место науки в системе культурных ценностей? 4. Охарактеризуйте философские проблемы техники в современном обществе. 5. Как на протяжении истории изменялись отношения науки и практики, науки и производства? 6. Осветите вопрос о структуре и функциях философии науки. 7. Каким образом осуществляется рост научного знания? 8. Осветите вопрос о типологии научных революций. | | ОК 1- | Дом. задание |
| Социальная философия. Философия истории. | 1. Социальная философия об общественном бытии как целостной системе. 2. Искусство как художественная деятельность и как чувственно- наглядное отражение действительности. 3. Социально-этнические общности людей: род, племя,, народность. Этнос и нация. 4. Понятие социальной группы. Общесоциологическая трактовка социальной стратификации и социальной мобильности. 5. Понятие общественного богатства.Современные факторы роста общественного богатства | | ОК 1- | Дом. задание |
| | 6. Современная научно- техническая революция и смена вектора развития всемирной истории. 7. Наука как сфера духовно- теоретического освоения действительности 8. Специфика философского подхода к анализу политической сферы жизни общества. 9. Понятие социальной структуры общества и иерархического уровня ее организации. 10.Человек как субъект истории. | | | |
| Проблема человека в философии. | 1. Раскройте основные подходы к проблеме человека имеющиеся в истории философии. 2. Опишите имеющиеся в современной литературе концепции происхождения человека. 3. Сделайте соотношение понятий «личность» и «индивид». 4. Какова система социальных связей, в которые помещен современный человек? 5. Дайте классификацию ценностей современного человека, считающегося совершенным. 6. Опишите характеристики творческой личности. 7. Охарактеризуйте место и роль человека в историческом процессе. 8. Опишите возможные модели решения проблемы сочетания свободы и ответственности личности. 9. Как проблема смысла жизни решается философами? 10.Раскройте представления о совершенном человеке в различных культурах. 11.Влияет ли компьютеризированная среда на поведение человека? | | ОК 1- | Дом. задание |
| Духовная жизнь общества. Философия политики и права. | 1. Как вы понимаете утверждение, что «политика есть концентрированное выражение экономики». 2. Дайте ответ на вопрос о том, что такое моральное сознание и | | ОК 1- | Дом. задание |
| Философия | какую роль играют моральные | | | |
морали. | ценности в жизни общества. |
Философия | 3. Объясните, что такое |
искусства. | эстетическое сознание и какова |
Философия | роль эстетических ценностей в |
религии | жизни людей. |
| 4. Раскройте проблему |
| религиозных ценностей и свободы |
| совести. |
| 5. Как связаны между собой |
| мораль и религия? |
| 6. Как соотносятся искусство и |
| эстетическое сознание? |
| 7. Как вы думаете, в чём |
| заключается специфика |
| проявления эстетического в |
| природе, труде, в технике, в |
| общественных отношениях? |
| 8. Докажите необходимость и |
| важность проблемы освоения |
| духовных ценностей. |
| 9. Какие ранние формы |
| первобытных верований и |
| исторические типы религий вы |
| знаете? |
| 10.Что такое мировая религия? |
| 11.Какие существуют |
| религиозные запреты в |
| хозяйственной деятельности? |
| Приведите примеры. |
| 12.В чем различие между правами |
| человека и правами гражданина? |
| 13.Чем отличается юридический |
| закон от нравственного закона? |
| 14.Какую роль играет государство |
| в решении экономических |
| проблем общества? |
| 15.Понятие гражданского |
| общества. |
| 16.Государство как социально- |
| политическое и историческое |
| явление. |
| 17.Перечислите основные |
| признаки правового государства. |
| 18.Идея «открытого общества». |
| Философские | 1. Материя как философская | | | |
| проблемы | категория для обозначения | |
| современной | объективной реальности. | |
| цивилизации | 2. Свойство как форма | |
| | проявления материального. | |
| | 3. Естествознание как | |
| | современная система наук о | |
| | природе окружающего физического и биологического мира | | | |
| Всего | Подготовка и сдача экзамена | | ОК 1- | |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Таблица 6.1.1. Перечень тем по разделам дисциплины с указанием компетенций и этапов их освоения в рамках дисциплины
№ п/п | Наименование раздела с указанием темы | Компетенции |
ОК 1-12 |
| Раздел 1. Предмет и история философии | + |
| Философия, ее предмет, функции и структура | + |
| Философия древнего мира | + |
| Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения | + |
| Западноевропейская философия Нового времени. Философия Просвещения | + |
| Классическая немецкая философия (ХVIII – XIX вв.) | + |
| Западноевропейская философия (XIX-XX вв.) | + |
| Русская философия (X - конец XIX вв.) | + |
| Русская философия конца XIX – начала ХХ вв. | + |
| Раздел 2. Теоретическая философия | + |
| Бытие, материя, сознание. Диалектика как учение о развитии мира | + |
| Познание, его формы | + |
| Философская методология | + |
| Философия науки | + |
| Социальная философия. Философия истории. | + |
| Проблема человека в философии | + |
| Духовная жизнь общества. Философия политики и права. Философия морали. Философия искусства. Философия религии | + |
| Философские проблемы современной цивилизации | + |
Дополнительные элементы, включаемые в РПМ при их наличии: 4.5.Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен