IV. Обсуждение проблемных ситуаций.
Ситуация 1
Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: – Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы, как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: – Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменитой!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: – А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: – Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
– Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
На доске появляется первый закон дружбы:
“Не будь эгоистом, проявляй заботу о друге”.
Ситуация 2
Разыгрывается сценка “Три подруги”.
(Разговаривают три девочки)
– Привет!
– Привет!
– Добрый день!
– Представляете, девочки, я сейчас была в библиотеке, читала книги о музеях. Вы ведь знаете, что мне это очень интересно. Я прочитала, что в Швейцарии есть музей кошек. Там есть картины, плакаты, афиши, марки и даже пасхальные яйца с изображением кошек.
А в Московском музее образования есть очень необычный зал, посвящённый буквам.
Хорошо знакомая нам азбука представлена здесь в самых необычных формах: игрушки и сказочные замки из букв, и даже пахучий алфавит.
– Это очень интересно! Мы об этом не знали!
– А я, девочки, недавно с мамой была в нашем Национальном музее. Мне там очень понравилось, я узнала много интересного. Если хотите, мы можем вместе сходить.
– Конечно, хотим!
– Это отличная идея!
– Вот было бы замечательно когда-нибудь попутешествовать вместе по миру!
– Путешествовать с друзьями! Что может быть лучше!
– Давайте очень постараемся! Будем беречь нашу дружбу и может когда-нибудь наша мечта сбудется!
Учитель:
– Какой вывод мы можем сделать из этой истории?
На доске – второй закон:
“Живи интересами другу, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам.”
Ситуация 3
Учитель читает рассказ С. Косова “Терёшка”. Приложение 1.
– Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? Почему?
Третий закон дружбы:
“Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту”.
Ситуация 4
Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”
Сегодня Клоков дежурный у нас.
Того, кто не мылся, не пустит в класс.
Коля Сизов, его старый друг,
Чтоб друга проверить, не вымыл рук.
– Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, –
Не допущу тебя до уроков!
– Что ты? Да мы же друзья!
С друзьями ведь так нельзя!
– А разве такими руками
Здороваться можно с друзьями?
– Прав ли клоков? Почему?
Четвёртый закон:
“Будь искренним, говори только правду (делай это тактично).
Учитель:
– Сейчас я хочу предложить каждой команде ситуацию. Через минуту постарайтесь найти из неё выход.
1. Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как бы ты поступил?
3. Твой друг плохо учится, и тебе не разрешают с ним дружить. Как ты поступишь?
(Каждая команда получает “огонёк”)
Ситуация 5
Послушайте такую историю:
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.
Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.
Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.
Правильно ли они поступили и почему?
На доске.
Пятый закон: “Друзей нельзя предавать”.
Учитель:
– Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете их соблюдать, то станете настоящими друзьями.
V. Конкурсы, задания.
Учитель:
– О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”.
Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.
1 команда:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
Один за всех, и все за одного.
2 команда:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Верному другу цены нет.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
3 команда
Человек без друзей, что дерево без корней.
Недруг подталкивает, а друг спорит.
Без беды друга не узнаешь.
(Каждая команда получает “огоньки”.)
Учитель:
– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев.
1) Вспомним имя девочки,
которая на север
отправилась за другом
к Снежной Королеве.
(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)
2).Всем знаком этот герой,
И известно всем вокруг,
Он большой для Гены друг.
(Герой Э.Успенского Чебурашка).
– Герои Э.Успенского решили подружиться. Как они это сделали?
3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.
Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.
(“Бременские музыканты”, братья Гримм)
4). “Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.”
(А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).
5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он?
(Пудель Артемон)
6). Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. На что только Женя не потратила лепестки! Но вдруг она встретила Витю, захотела с ним подружиться, побегать, да не получилось. Почему?
Что произошло потом? Какое произведение?
(В. Катаев “Цветик-семицветик”)
– И в заключении давайте вспомним замечательное стихотворение Р. Нехай “Друг”:
(Ученики читают стихотворение)
Быть другом достоин лишь тот,
Чья дружба весома, как жизнь.
Друг бремя разделит заботы,
В час трудный прикажет: “Держись!”.
И друг, а не кто-то чужой,
Поддержит в житейском бою.
Устанешь –
На спину свою
Он часть твоей ноши возьмёт.
Обидчику даст он отпор
И вместе с тобой проклянет
Того, кто приносит позор…
Дом верного друга – твой дом,
Всегда для тебя он открыт.
Тебя окружат там теплом,
Там будешь спокоен и сыт.
Простят, если ты сгоряча
Не то там сказал и не так.
Друг верный не рубит сплеча,
Хоть знает:
Слова не пустяк…
Умейте любить и дружить,
Ценить доброту и тепло,
Умейте не брать, а дарить –
Всем истинам спорным назло!
VI. Итог занятия.
– Во время нашего занятия мы собирали “огоньки”. Поднимите их. Что сможет один маленький огонёк? Он не согреет и может быстро угаснуть. Давайте соединим все наши огоньки вместе. (На доске составляется большой костёр).
– Вот какой большой костёр дружбы у нас получился. Он согреет всех и будет гореть долго и ярко.
Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и уметь дорожить дружбой.
(Все вместе исполняем песню “Настоящий друг”)
Список использованной литературы
[1]. Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия: 4 класс, М., “Вако”, 2006 г.
[2]. Даль В. И. Толковый словарь.
[3]. Косов С. А. “Терёшка” (рассказы).
[4]. Русские народные пословицы.
[5]. Барто А. Л. Стихи.
Классный час "Размышления о дружбе"
· Петрова Галина Анатольевна, учитель химии
Разделы: Классное руководство
Цель: совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.
Задачи:
1. Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.
2. Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
Форма проведения:доверительный разговор с элементами творчества.
Участники:учащиеся 8 класса, классный руководитель, библиотекарь.
Подготовительная работа:
· Анкетирование учащихся.
· Подготовка ситуаций для анализа учащимися по теме классного часа.
· Подбор книг о дружбе.
· Класс разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит следующие задания:
l гpyппa: подготовка проекта «Примеры дружбы в истории человечества»
2 группа: подготовка проекта «Настоящий друг – глазами одноклассников» (анкетирование, обработка результатов)
3 группа: подготовка проекта «Мой друг, подруга»
4 группа: подготовка проекта «Наш Класс»
5 группа: подготовка проекта «Законы дружбы. Какими им быть?»
· Создание презентаций «Мой друг», «Наш класс».
Ход классного часа
Классный руководитель. Сегодня предлагаю обсудить очень важную тему. О чем пойдет речь, догадайтесь, прослушав стихотворение.
Ученик (читает стихотворение)
Когда еще никто
Не знал ни слова –
Ни «здравствуйте»,
Ни «солнце»,
Ни «корова», –
Соседям
Древний человек привык
Показывать кулак
Или язык
И корчить рожи
(Что одно и то же)
Но словом стал
Гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо,
Умнее руки,
И человек
Придумал
Слово Друг,
Стал друга ждать
И тосковать в разлуке.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: «Дурак!»,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и тоже)
А злое слово
Я приберегу –
Пускай оно
Достанется врагу!
Я. Аким. Слово «Друг»
Классный руководитель. Конечно, вы правильно догадались – разговор сегодня пойдет о дружбе, друге. Друг. Дружба Что это такое? Почему без дружбы трудно жить? Для чего она нужна человеку? Что требует от человека? И, главное как, мы должны вести себя с другом, чтобы не потерять его?
Какое прекрасное слово –«Дружба». Произнесите это слово. А теперь скажите, что вам при этом вспоминается.
(Мозговой штурм)
Ученики все по цепочке отвечают.
Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Но чем «дружба» отличается от деловых отношений, приятельства, родства и отличается ли?
Заглянем в словарь О.С Ожегова.(один из учеников читает) «Дружба – отношение между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д.».
Приложение 1 (слайд 2)
Классный руководитель.А какой дружба была «вчера»? То есть несколько эпох назад.
Еще в античности определился основной круг требований к дружбе – бескорыстие, верность, взаимная требовательность, взаимопомощь. Истинной дружбой Аристотель считал дружбу ради дружбы, дружбу хороших, одинаково доброжелательных людей. Определены и основные требования к поведению друзей – на первом месте благо друга, а не выгоды. Основные черты дружбы – доверительность, долговечность. О численности друзей: «Близкая дружба – это дружба с немногими ; а относиться к другу надо, как к самому себе» «У кого есть друзья – у того нет друга» (Аристотель). (слайд 3)
А как вы думаете? (Ответы учащихся)
Но многие великие давних времен придерживаются другой точки зрения относительно понятия «дружба». (слайд 4)
«Дружбу, видят лишь там, где она пользу приносит» (Овидий) «Основой дружеской привязанности являются те выгоды, которые друзья рассчитывают получить от друга. Лишите их выгод – и дружба перестанет существовать, интерес к ней будет потерян» (Гольбах)
Что можете сказать об этом? ( Ответы учащихся)
Классный руководитель. Обратите внимание еще на одно высказывание: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат». (Б. Франклин) (слайд 5)
Что вы думаете по этому поводу? (Ответы учащихся)
Классный руководитель. Объясните слова Л.Н. Толстого: «Трусливый друг опаснее врага» (слайд 6) (Ответы учащихся)
(Врага опасаешься, на друга надеешься)
Классный руководитель. Дружба, дружеские отношения дают нам уверенность в том, что нам есть кем поделиться, есть к кому обратиться за помощью. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание.
Выступление первой группы с проектом «Примеры дружбы в истории человечества» Приложение 2 (слайды 7-11)
Классный руководитель. А теперь послушайте притчу и скажите, что еще необходимо для дружбы? (учитель читает притчу « Виноград» )
Как-то шли по дороге 4 человека: турок, перс, араб, и грек, их свела сама судьба на неопределенный промежуток времени. Где-то на середине пути они нашли динар.
Этот динар и стал причиной их ссоры. Один из них захотел купить на динар ангур, но другой сказал, что лучше купить эйнай. Тут вмешался третий и предложил купить узум, но четвертый захотел купить стафил. Они стали спорить друг с другом, доказывая свою правоту. Тут спор перерос в драку, каждый считал что он лучше знает, на что потратить динар, однако доводы были неубедительны, каждый старался настоять на своем, тогда в ход пошли кулаки.
Возможно. Что так бы все и продолжалось, если бы на их пути не встретился старец. Старец объяснил им, что все они говорят об одном и том же, но на своем языке, проще было бы пойти на рынок и показать то, что хотел каждый из них или нарисовать. Старец ушел, а путники нашли обломок ветки и каждый из них нарисовал то, что он предлагал купить на найденный динар. Каким было их изумление, когда они увидели одинаковые рисунки, на пыльной дороге были изображены четыре грозди винограда.
– Как вы думаете, что же было причиной их ссоры? (отсутствие взаимопонимания)
Классный руководитель. Читает отрывок из басни Крылова «Лебедь, рак, да щука». Почему как не старались друзья на лад их дело не пошло?
(отсутствие согласия)
Ребята, а кого мы можем назвать другом?
Обсуждение результатов анкетирования
Анкета Приложение 3
Выступление второй группы с проектом
«Настоящий друг – глазами одноклассников» (Предоставляется слово эксперту)
Примерные ответы (слайд 12-15)
Классный руководитель. Ответы учеников нашего класса разнообразны и очень убедительны. Многие подтвердили мысль о том, что дружба – это очень важное состояние, в котором им хотелось бы пребывать и дальше. Многие ребята нашего класса хорошие друзья. И я предлагаю рассказать о своем друге.
Выступление третьей группы с проектом «Мой друг, подруга». Презентация учащихся.
Классный руководитель. Ребята, а папа, мама, бабушка, дедушка может быть другом?
Ответы учащихся.
Классный руководитель. Дружить можно со всеми и с кем – то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Недаром одна из пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. А книга может быть другом? (Ответы учащихся.)
Выступление библиотекаря (книги о дружбе в нашей библиотеке)
Обсуждение ситуаций
Классный руководитель
Ситуация 1
Эта история произошла с известным альпинистом, заслуженным мастером спорта Джумбеком Мадзмариашвили. Тесная и верная дружба связывала его с человеком, который был также верен альпинизму.
Однажды так случилось, что друг Джумбека отправился на восхождение в ледниковые вершины Тянь-Шаня без него, с другой группой. Через некоторое время альпинист узнал, что группа, в которой был его друг, терпит бедствие и может погибнуть. Он решил отправиться на помощь группе и своему другу. Когда он прибыл на базу альпинистов и объявил о том что хочет идти спасать терпящих бедствие альпинистов, многие ему говорили. что это бесполезно и спасти никого не удастся. Однако. Джумбек отправился на помощь другу. Он так и не сумел помочь альпинистам и погиб вместе со своим другом.
Как вы думаете можно назвать его настоящим другом и правильно ли он поступил?
Ситуация 2
Случалась ли с вами ситуация, подобная той, которую описал в стихах поэт А. Дементьев:
Когда со мной случилось горе,
Подняться не хватило сил, –
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
Могут ли друзья познаваться в радости?
(высказывание учащихся)
Вывод. Истинная дружба проходит испытание не только горем, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Если ты чист от зависти то в сердце твоем укоренилась любовь.
Ситуация 3 (сценка)
«Завтра у нас соревнования», сказал Митя.
«Ну и что?» – ответил Сергей. «Я не пойду. Еще не хватало в воскресение идти на соревнования».
«Так ты не пойдешь?» – спросил Митя.
«Не пойду и тебе не советую», – ответил Сергей.
В понедельник Митя узнал, что Сергей не только пошел на соревнования, но занял там первое место.
– Настоящие ли мальчики друзья?
– Как поступить Мите?
Ситуация 4 (сценка)
«Лена, завтра у нас контрольная. Ты мне поможешь?» – сказала Таня своей подруге Лене.
«Конечно, – ответила Лена. – Давай сегодня позанимаемся. Я покажу тебе еще раз, как решаются эти задачи».
«Ты не поняла. Лучше передай мне на контрольной готовое решение задач. Я все равно никогда не пойму, как они решаются», – сказала Таня.
«Нет, Таня! На это не рассчитывай», – сказала Лена.
«Ах, так! Значит, с сегодняшнего дня ты мне не подруга», – резко ответила Лена.
– Как вы думаете кто из них прав?
Классный руководитель. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Ситуация 5
Оля знала, что ее подруга Катя плохо говорит о ней в кругу друзей. Но вчера она узнала. что у Кати большие проблемы дома. Ее мама тяжело больна А у Кати еще маленькая сестра, которая требует ухода и заботы. Кате, конечно, очень трудно. И Лена решила...
– Как вы думаете, что она решила?
Приходилось ли вам прощать кого либо? Нужно ли это делать?
Классный руководитель.Дружба – очень хрупкий сосуд. Она может разбиться, есличеловек не умеет или не хочет обращаться с ним бережно.
(слайд 16)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену.
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился вдруг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
(Р. Гамзатов. Берегите друзей)
Классный руководитель.Люди много сложили поговорок и пословиц о дружбе, друге. Именно они учат нас житейской мудрости.
Конкурс закончи пословицу (слайд 17)
1. Не имей сто рублей, а имей:
а) миллион рублей;
б) один доллар;
в) сто друзей.
2. Друга ищи, а найдешь:
а) беги;
б) береги;
в) попроси взаймы.
3. Дружба не гриб, в лесу....
а) не найдешь;
б) подберешь;
в) набредешь.
4. Дерево живет корнями, а человек ....
а) разумом;
б) друзьями;
в) заботами.
5. Человек без друзей, что дерево ...
а) без листьев;
б) ствола;
в) без корней.
Классный руководитель: Как вы объясните поговорку «Рука друга не только гладит, но и карает?» (Ответы учащихся )
(В этой поговорке заключен глубокий смысл настоящей дружбы. Люди часто не замечают своих недостатков, поэтому очень ценен друг, который поможет избавиться от них. Сделает он это тактично, доброжелательно.)
Выступление четвертой группы с проектом «Наш Класс» (Презентация учащихся)
Классный руководитель. Мы с вами многого достигли. А как вы думаете почему? Пусть и дальше дружба крепнет день ото дня. А теперь посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу.Сейчас я предлагаю написать пожелания себе, классу, другу и положить их в сердце – кармашек. Мы их откроем. когда вы будете в 11 классе. Закончив школу вы разъедетесь, кто куда, но наши сердца постоянно будут ждать встречи друг с другом (звучит музыка, учащиеся выполняют задания)
Выступление пятой группы с проектом «Законы дружбы. Какими им быть»
(слайд 18-19)
Классный руководитель.В Голландии, когда мальчик или девочка взрослеют, для них устаивается праздник Взросления. В этот день они получают в подарок баночку меда, чтобы трудности, которые встретятся на дороге жизни, не казались слишком неразрешимыми; фонарик, чтобы человек не чувствовал одиночества и всегда мог отыскать в лабиринтах судьбы свою дорогу; кусочек хлеба который можно съесть одному, утолив голод, а можно разделить его с человеком, который станет твоим другом и поддержит тебя во всем.
А я хочу подарить вам маленькую книжечку. Пусть она поможет вам тогда, когда ваша дружба будет проходить испытания на прочность. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
В заключении предлагаю всем вместе спеть песню «Настоящий друг»
(сл. М. Пляцковского муз. Б. Савельева) слайд 20
Дружба крепкая не сломается.
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий,
Верный друг,
Вот что значит настоящий, Верный друг.
(слайд 21)
Классный руководитель. «Ребята, давайте жить дружно!» Пусть слова «Ты – настоящий друг», сказанные о тебе или сказанные тобой в адрес другого человека, согревают твою душу не только в самые трудные и радостные минуты жизни, а всегда.
Классный час в 3-м классе. "Давайте жить дружно!"
· Шлямина Ирина Николаевна, учитель начальных классов
Разделы: Внеклассная работа
Задачи.
1. Дать представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2. Обучение детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
3. Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу.
4. Сплочение коллектива.
5. Стимулирование поведенческих изменений, обучение приёмам межличностного общения.
6. Развитие мышления, речи учащихся.
Оборудование: грамзапись детских песен о дружбе, материал для групповой работы.
Ход занятия
I. Начало занятия. (Упражнение “Подарим друг другу улыбку”).
Чтобы наш классный час прошёл хорошо, нужно, чтобы у каждого было хорошее настроение. Улыбнитесь мне и друг другу, слушая стихотворение.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
II. Разминка.Упражнение“Приветствие”.
Теперь поприветствуем друг друга. По очереди обратитесь к соседу справа со словами: “Я рад тебя видеть …”. Не забудьте назвать имя того, к кому обращаетесь. Начинает приветствие тот, кому я отдаю шарик.