Перечень тем практических (семинарских) занятий
Для формирования знаний, умений и навыков в области философии и методологии науки предусмотрено освоение 9 разделов дисциплины. Темы практических занятий представлены в таблице 2. Объем аудиторных часов для студентов очной и заочной формой обучения определяется учебными планами соответствующих направлений.
Таблица 2
№ п/п | Темы практических занятий |
Философия и методология науки: предмет, содержание, функции | |
Определения науки. Наука и обыденное знание. Наука и лженаука | |
Наука в системе духовной культуры. Отношения науки с философией, искусством, религией | |
Классификация наук. Отношения между науками | |
Научная деятельность как система. Структура научной деятельности | |
Логика научного познания. Формы научного мышления | |
Методология научного познания. Классификация методов | |
Наука как социальный институт. Этика науки | |
Проблемы и концепции развития науки | |
Итого |
Содержание практических занятий
Тема 1. Философия и методология науки: предмет, содержание и функции
Цель занятия: Выявить специфику философского подхода к изучению науки; показать науку через призму онтологии, гносеологии, философской антропологии, этики, логики, социальной философии. Обосновать необходимость изучения дисциплины для развития общенаучной профессиональной культуры.
Философия науки является одной из философских дисциплин. Ее специфика и функции обусловлены спецификой философии как теоретически (рационально) оформленного мировоззрения и как общей методологии познания и деятельности. Имея своим предметом науку, философия рассматривает ее через призму основных своих аспектов. В онтологическом аспекте речь идет о том, какую реальность изучает наука вообще и отдельные науки в частности. Выявляется специфика объектов естествознания, социальных и гуманитарных наук, технических наук. Антропологическая проблематика выражается в рассмотрении человека как субъекта и объекта научной деятельности. Гносеологические аспекты включают в себя вопросы об уровнях и методах познания, о специфике научной истины, о заблуждениях в науке и т.п. Этика науки содержит вопросы о научном этосе как своде принципов, которым руководствуется научное сообщество, о нормах профессиональной морали, которых должны придерживаться ученые, об ответственности ученых перед обществом и общества перед учеными. Социальная философия рассматривает науку как общественный институт с системой организаций и сообществ, деятельность которых регулируется формальными требованиями. Институализирована не только сама научная деятельность, но и подготовка научных кадров, трансляция научных знаний, оценка квалификации ученых и их вклада в развитие науки. Изучение философии науки должно способствовать развитию мировоззренческой и методологической культуры у начинающих молодых ученых.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1.В чем специфика онтологических аспектов в изучении науки?
2.Каковы гносеологические аспекты изучения науки?
3.В чем заключается философско-антропологический подход к изучению науки?
4.Что является предметом философии науки?
5.Философия науки – это философская дисциплина или философское течение?
6. Кому и зачем нужно изучать философию науки?
Задания для самостоятельной работы
Темы докладов:
1. Проблемы онтологии науки
2. Роль изучения философии науки в формировании мировоззренческой культуры молодых ученых
3. Роль изучения философии науки в формировании методологической культуры молодых ученых
4. Проблема отношения между философией и методологией науки
Темы рефератов:
1.Философия науки как философская дисциплина, ее связь с другими разделами философии
2. История философии науки
3.О.Конт и концепция «позитивной науки»
4.Позитивизм XX века в истории философии науки
Тема 2. Определения науки. Наука и обыденное знание. Наука и лженаука. Функции науки
Цель: Раскрыть содержание понятия о науке как высшем уровне познания и системе знаний. Выявить критерии научности. Сопоставить науку с обыденными представлениями, рассмотреть феномен лженауки.
Науку рассматривают как систему знаний об объективной реальности и как социально организованную деятельность по получению этих знаний и внедрению их в жизнь. Наука есть познание сущностей, скрытых за явлениями; это деятельность, направленная на открытие реально существующих, но доселе неизвестных объектов, их существенных свойств и отношений (связей), законов их бытия. На основе этих открытий учеными делаются изобретения, за внедрение которых в практику ученые тоже несут ответственность. Критериями научности и, соответственно, идеалами науки считают объективность, истинность, системность, обоснованность, логическую и семантическую строгость, количественную точность, проверяемость, рациональность, глубину проникновения в сущность вещей. Эти признаки науки позволяют отличать ее от других способов духовного освоения действительности, в частности, от обыденных знаний. Также следует отличать науку от лженауки, которая может иметь некоторые внешние признаки науки (специфическую терминологию, системность, особый понятийный аппарат), но настоящая наука не заявляет категорически о существовании объектов, свойств и связей, если это существование невозможно (сверхъестественно) или оно сомнительно, не доказано. Наука, производящая знания, способствует прогрессу в общественном сознании, решению экономических, политических, социальных задач. Наука дает возможность прогнозировать будущее.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1.Что такое наука?
2. Каковы критерии научности знаний? Охарактеризуйте их.
3.Чем научные знания отличаются от обыденных?
4.Каковы функции науки?
5.Наука всемогуща?
6.Что такое лженаука? Приведите примеры лженаучных учений и изобретений.
7.Назовите характерные признаки лжеученых
Задания для самостоятельной работы
Темы докладов:
1. Наука как система знаний
2. Наука как деятельность
3. Проблема научной истины
4. Астрология –лженаука
5. Лженаучные изобретения
6. Был ли Т.Д.Лысенко лжеученым?
Темы рефератов:
1.Наука, ее сущность и функции
2. Феномен лженауки
3.Уровни познания
Темы для эссе:
1.Может ли наука решить все проблемы человека?
2.Почему появляются лжеученые?
Задания для самостоятельной работы с интернет-ресурсами:
1. Найти в интернете и прослушать лекцию д.ф.н., профессора, академика РАН В.С.Степина «Специфика научного знания»
2. Найти в интернете и просмотреть видеофильм «Осторожно, лженаука» (часть 1 и 2)(комиссия РАН по борьбе с лженаукой).