Перечень практических и семинарских занятий

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_________________С.В.Авдашкевич

«____ » _____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Б3.В.ДВ.5.1 Основы теории уголовной политики

Для направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Направленность (профиль)ОП ВО Правоохранительная деятельность

Уровень высшего образования Бакалавриат

Форма обучения Очная, очно-заочная, заочная

Санкт-Петербург

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры управления правоохранительной деятельностью

«__»________ 2015 г., протокол № __

Зав. кафедрой _________________ / А.В. Далинин

СОГЛАСОВАНО

Начальник методического отдела __________ /М.В.Маненко /

1. Цели и задачи дисциплины:

Целями дисциплины являются:

а) обеспечение освоения студентами основных положений теории уголовной политики, т.е. системы категорий, понятий, научных концепций, доктрин и им подобных форм научного знания, отражающих жизненные реалии в сфере борьбы с преступностью;

б) обоснование органической взаимосвязи и взаимообусловленности теории, идеологии, методологии и логики уголовной политики;

в) отражение мировоззренческих, методологических, общетеоретических и общеправовых основ уголовной политики, борьбы с преступностью, её предупреждения.

Задачи дисциплины:

- обобщить имеющиеся точки зрения на понятие, сущность, место, субъектов и основные функции уголовной политики;

- раскрыть исторические и концептуальные основы уголовной политики;

- определить соотношение понятий теории, идеологии, методологии и логики уголовной политики;

- обосновать диалектику объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику;

- показать коренные социальные противоречия, порождающие преступность и обусловливающие противоречия уголовной политики;

- раскрыть функционально-целевую установку и основные критерии эффективности уголовной политики;

- отразить системный характер категориально-понятийного аппарата уголовной политики.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции Наименование компетенции
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению

В результате изучения дисциплины студент должен:

Компоненты компетенции Содержание компетенции по компонентам Код компетенции
знать   определять причины возникновения социально-личностных конфликтных ситуаций и способы их предотвращения и разрешения;- описывать признаки и причины коррупционного поведения с целью его недопущения в своей профессиональной деятельности;- объяснять сущность и содержание категорий «гражданский долг» и «патриотизм» в целях развития основ правового, социального и демократического государства;- соотносить нормы различных актов законодательства с целью недопущения социально-личностных конфликтных ситуаций ОК-6
роль философии в формировании ценностных ориентаций; - закономерности развития природы, общества и мышления; - причинно-следственные связи развития российского общества;- место и роль философии в общественной жизни;- мировоззренческие социально и личностно значимые проблемы; ОК-9
особенности правовой системы России;права, свободы и законные интересы граждан, юридических лиц и иных субъектов правоотношений;- способы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, иных организаций. ПК-2
  Систему законодательства Российской Федерации; Процедуры совершения юридических действий ПК-4
- понятие, сущность, социальную роль законности, общественного порядка, правопорядка и безопасности;- внутреннюю структурную организацию и особенности функционирования элементов правоохранительной системы Российской Федерации и зарубежных стран;- юридические способы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, методы и средства устранения нарушений прав и восстановления справедливости. ПК-8
нормативно-правовую базу предупреждения правонарушений; характеристику преступности как негативного, социально обусловленного, массового, системного явления;количественные и качественные показатели преступности в целом и её отдельных видов; современное состояние и тенденции развития преступности в Российской Федерации и мире;содержание административно-правовых, уголовно-правовых, криминологических, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, криминалистических, экономических, политических, идеологических и иных мер предупреждения правонарушений; элементы системы профилактики преступлений и иных правонарушений ПК-11
уметь   пользоваться эффективными приемами юридического анализа правоотношений; совершенствовать свои знания, осмысливать приобретенные знания ПК-2
Оформлять совершение юридических действий в строгом соотвествии с законом, Формулировать решения, основываясь на законе ПК-4
выявлять нарушения правовых норм;- принимать меры по пресечению правонарушений и приведению в действие средств защиты и восстановления нарушенных прав ПК-8
анализировать криминогенную ситуацию в России и мире; выделять объективные и субъективные факторы преступности;характеризовать личность преступника и иного правонарушителя;классифицировать субъектов профилактики преступлений и иных правонарушений, меры профилактического воздействия ПК-11
Владеть навыками   оценки правовых, социальных и иных последствий применения норм права;выбора оптимального решения правовой проблемы, отвечающее принципам справедливости, разумности и добросовестности ПК-2
Совершения юридических действий; Оформления принятых решений по правовым вопросам ПК-4
навыками осуществления профессиональной деятельности в полном соответствии с нормами права;- навыками реализации норм материального и процессуального права;- способами оказания содействия правоохранительным органам в деле обеспечения законности и правопорядка ПК-8
навыками выявления и устранения причин и условий совершения правонарушений, применения положений действующего законодательства, направленных на предупреждение преступлений и иных правонарушений ПК-11

3. Место дисциплины в структуре ОП:

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл вариативной части ОП бакалавриата «Юриспруденция», направленность «Правоохранительная деятельность», дисциплины по выбору студента. Изучение дисциплины предполагается на 2 курсе, 3 семестре.

Дисциплина опирается на содержание следующих учебных курсов: римское право, теория государства и права, правоохранительные органы, судебная бухгалтерия.

Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких дисциплин, как уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, прокурорский надзор, трудовое право.

Объем дисциплины

4.1. Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (АЗ):  
В том числе:      
Лекционные занятия (ЛЗ)  
Практические занятия (ПЗ)  
Семинарские занятия (СЗ)      
Самостоятельная работа студента (СРС)  
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)  
Контактная работа (КоР)  
Форма промежуточной аттестации зачет зачет  
Курсовая работа (КР) - -  
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ 72/2 72/2  

4.2. Очно-заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (АЗ):  
В том числе:      
Лекционные занятия (ЛЗ)  
Практические занятия (ПЗ)  
Семинарские занятия (СЗ)      
Самостоятельная работа студента (СРС)  
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)  
Контактная работа (КоР)  
Форма промежуточной аттестации зачет зачет  
Курсовая работа (КР) - -  
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ 72/2 72/2  

4.3. Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов курс
 
Аудиторные занятия (АЗ):  
В том числе:      
Лекционные занятия (ЛЗ)  
Практические занятия (ПЗ)  
Семинарские занятия (СЗ)      
Самостоятельная работа студента (СРС)  
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)  
Контактная работа (КоР)  
Форма промежуточной аттестации Зачет(4) Зачет(4)  
Курсовая работа (КР) - -  
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ 72/2 72/2  

Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов/тем дисциплины

№/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Введение в теорию уголовной политики Тема 1. Понятие теории, методологии и логики уголовной политики Теория уголовной политики как система категорий, понятий, научных концепций, доктрин и иных форм научного знания, отражающих жизненные реалии в сфере борьбы с преступностью. Методология уголовной политики как самостоятельная юридическая научная дисциплина, имеющая комплексный, междисциплинарный характер. Система принципов, закономерностей, категорий и понятий уголовной политики, обобщающая и определяющая её историческое и теоретическое развитие, позволяющая решать познавательные и практические задачи в сфере борьбы с преступностью. Логика уголовной политики как система методов исследования структуры и развития теории уголовной политики, определяющая возможные пути и способы преобразования, развития и обоснования положений этой теории. Её элементы: определенная мировоззренческая основа, формально-логический анализ структуры указанной теории, исследование концепций её развития, возможности применения абстрактных моделей уголовной политики к известному эмпирическому содержанию, формирование основных и факультативных категорий и понятий уголовной политики, устранение противоречий между ними. Логика уголовной политики как объективная основа и реальная история развития теории уголовной политики, которые отображаются в конкретных методологических концепциях. Идеология уголовной политики как система идей, взглядов, оценок, установок, планов, программ и им подобных логических образований в сфере борьбы с преступностью, выражающих интересы и цели их социальных носителей. Взаимосвязь методологии, логики, теории и идеологии уголовной политики.
2. Уголовная политика как вид политики государства Тема 2. Понятие уголовной политики, её функции и место в системе политики государства Политика как концентрированное выражение экономики. Сущность политики, её объективно-субъективная природа. Система политики. Вид и направление политики. Политико-правовая сущность уголовной политики. Основные подходы к определению понятия «уголовная политика». Объект уголовной политики. Элементы уголовной политики: политико-правовые отношения, юридические нормы, направления, формы и способы деятельности, теория и идеология уголовной политики, субъекты, функционально-целевая установка уголовной политики. Функции уголовной политики. Социально-политический статус уголовной политики, её место в системе политики государства. Тема 3. Уголовная политика как естественноисторический процесс Закономерно-исторический характер современной уголовной политики России. Истоки, основные этапы развития, основные факторы уголовной политики, обусловливающие её особенности на современном этапе развития. Важнейшие исторические этапы развития российской уголовной политики: - Древнерусского государства (Киевской Руси) (IX - XII вв.); - Руси в период феодальной раздробленности (XII - XIV вв.); - Русского (Московского) централизованного государства (XV - XVII вв.); - Российской империи (XVIII - начало XX вв.); - России периода буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.); периода советского государства (1918 - 1991 гг.); - современной России, в т. ч. переходного периода её развития (1991 г. - настоящее время).
3. Теоретические основы уголовной политики Тема 4. Диалектика объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику Объективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику, как факторы, независящие от воли и сознания людей: экономические, политические, правовые и иные общественные отношения, естественные условия, правовая культура. Их сочетание с такими идеальными формами жизнедеятельности, которые выступают в качестве опосредованного её образца и модели. Субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику, как факторы, зависящие от воли и сознания людей, охватывают различные идеальные формы, психические процессы, свойства, состояния и образования, основополагающими среди которых являются потребности и интересы субъектов правоотношений, их личностные качества, а также правовая психология и правовая идеология. Взаимосвязь субъективных факторов уголовной политики с её объективными факторами и их значение как социальной силы, превращающей возможность преступности, создаваемую объективными факторами, в её действительность. Социальная психология и идеология, включая их правовые формы, как решающая сила, приводящая в движение объективные факторы преступности и уголовной политики. Роль идеологии в формировании уголовной политики, механизма её воздействия на преступность. Идеология как необходимая теоретическая база, составная часть доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства. Её роль в обосновании и реализации стратегии, тактики, направлений, форм, способов и средств уголовной политики. Тема 5. Социальная сущность преступности и основные противоречия уголовной политики Противоречие как любое взаимодействие противоположностей. Противоположности как категории основного закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей – внутренние стороны, элементы или тенденции развития предмета, которые взаимно предполагают, обусловливают и вместе с тем отрицают, исключают друг друга.Система противоречий уголовной политики. Социальная сущность преступности, заключающаяся в диалектическом единстве и противоположности противоречий исторически определённого общества, порождающих преступления, в их массовости, государственно-правовом регулировании, особенностях переживаемого обществом периода развития. Уголовная политика как политико-правовая форма реакции государства на преступность, специфическая форма признания и разрешения социальных противоречий и антагонизмов. Тема 6. Предупреждение преступности – основа стратегии уголовной политики Социальная роль и место предупреждения преступности в уголовной политике государства. Предупреждение преступности как цель и направление уголовной политики, охватывающие деятельность её субъектов по осуществлению системы предусмотренных законом общесоциальных и специальных мер выявления и устранения причин, порождающих преступления. Предупреждение преступности как основа концепции современной уголовной политики России, её целевой стратегической установки. Определяющее место предупреждения преступности в целевой установке уголовной политики. Мобилизующая, мотивационная, кумулятивная и прогностическая сущность и социальная роль цели предупреждения преступности как основы стратегии уголовной политики, их решающее значение для функционирования, развития и эффективности этой политики. Ключевые направления предупреждения преступности. Тема 7. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как основные направления борьбы с преступностью Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как процесс количественных и качественных изменений указанных составляющих уголовной политики, обусловливающий возвышение уровня или меры их эффективности. Изменение объёма, характера, структуры соответствующих правовых норм и элементов организационной структуры правоохранительного механизма. Систематизация, кодификация, толкование юридических норм, регулирующих уголовные и смежные с ними правоотношения. Критерии совершенствования законодательства, правоохранительного механизма.Правоохранительный механизм как внутренняя структурная организация и функционирование элементов правоохранительной системы. Правоохранительная система как система охранительных правоотношений, юридических норм, государственно-правовых институтов, средств, методов и гарантий, реализующихся в деятельности её субъектов по охране интересов личности, общества и государства от противоправных нарушений и предупреждению последних. Тема 8. Динамика преступности и эффективность уголовной политики Динамика преступности – количественные и качественные изменения преступности за определённый промежуток времени. Количественные изменения, как определяющая сторона динамики преступности, адекватно отражают состояние последней, то есть её направленность, объём, характер, уровень и структуру. Динамика преступности характеризуется возвышением её количественных и качественных показателей, резким ростом удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений, приоритетом роста преступлений в сфере экономики и насильственных преступлений. Она является существенным критерием, отражающим масштабы, социальные последствия, причины преступности и направления их устранения. Качество уголовной политики как интегрированное производное качества её каждого слагаемого, синтезированного с качеством всех других составляющих. Комплексность, системность составляющих уголовной политики, их единство и противоречивость обусловливают множественность, системность и противоречивость критериев её эффективности. Эффективность уголовной политики как интегрированное слагаемое воздействия всех её составляющих на преступность, причины и условия последней, обеспечивающего меру и степень защиты личности, общества, государства от преступных посягательств. Реальный уровень достижения стратегических целей – мера защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства - как решающий критерий эффективности уголовной политики.

5.2 Разделы/темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем), необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Трудовое право + +     +    
Уголовный процесс +       +  
Уголовное право + +     +    
Уголовно-исполнительное право +     +    
Прокурорский надзор       + + +

5.3 Разделы/темы дисциплины и виды занятий

5.3.1. Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы дисциплины Количество учебных часов
Всего в том числе по видам аудиторных занятий СРС
лек ции ПЗ ЛЗ СЗ
Раздел 1. Введение в теорию уголовной политики
1. Тема 1. Понятие теории, методологии и логики уголовной политики    
Раздел 2. Уголовная политика как вид политики государства
2. Тема 2. Понятие уголовной политики, её функции и место в системе политики государства    
3. Тема 3. Уголовная политика как естественноисторический процесс    
Раздел 3. Теоретические основы уголовной политики
4. Тема 4. Диалектика объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику    
5. Тема 5. Социальная сущность преступности и основные противоречия уголовной политики    
6. Тема 6. Предупреждение преступности – основа стратегии уголовной политики    
7. Тема 7. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как основные направления борьбы с преступностью    
8. Тема 8. Динамика преступности и эффективность уголовной политики    
  ИТОГО    

5.3.2. Очно-заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы дисциплины Количество учебных часов
Всего в том числе по видам аудиторных занятий СРС
лек ции ПЗ ЛЗ СЗ
Раздел 1. Введение в теорию уголовной политики
1. Тема 1. Понятие теории, методологии и логики уголовной политики    
Раздел 2. Уголовная политика как вид политики государства
2. Тема 2. Понятие уголовной политики, её функции и место в системе политики государства    
3. Тема 3. Уголовная политика как естественноисторический процесс    
Раздел 3. Теоретические основы уголовной политики
4. Тема 4. Диалектика объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику    
5. Тема 5. Социальная сущность преступности и основные противоречия уголовной политики    
6. Тема 6. Предупреждение преступности – основа стратегии уголовной политики      
7. Тема 7. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как основные направления борьбы с преступностью      
8. Тема 8. Динамика преступности и эффективность уголовной политики      
  ИТОГО    

5.3.3. Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы дисциплины Количество учебных часов
Всего в том числе по видам аудиторных занятий СРС
лек ции ПЗ ЛЗ СЗ
Раздел 1. Введение в теорию уголовной политики
1. Тема 1. Понятие теории, методологии и логики уголовной политики      
Раздел 2. Уголовная политика как вид политики государства
2. Тема 2. Понятие уголовной политики, её функции и место в системе политики государства      
3. Тема 3. Уголовная политика как естественноисторический процесс      
Раздел 3. Теоретические основы уголовной политики
4. Тема 4. Диалектика объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику      
5. Тема 5. Социальная сущность преступности и основные противоречия уголовной политики      
6. Тема 6. Предупреждение преступности – основа стратегии уголовной политики      
7. Тема 7. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как основные направления борьбы с преступностью      
8. Тема 8. Динамика преступности и эффективность уголовной политики      
  ИТОГО    

Перечень практических и семинарских занятий

5.4.1. Очная форма обучения

№ п/п № раздела и темы дисциплины Наименование практических, лабораторных работ, семинарских занятий Формы и методы проведения Коды компетенций Трудоем-кость (часы)
Раздел 1. Тема 1. Понятие теории, методологии и логики уголовной политики Коллоквиум Контрольная работа ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 2 Тема 2. Понятие уголовной политики, её функции и место в системе политики государства Кейс-задание   ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 2. Тема 3. Уголовная политика как естественноисторический процесс Коллоквиум ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 4. Диалектика объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику Семинар – проблемный семинар ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 5. Социальная сущность преступности и основные противоречия уголовной политики Семинар – проблемный ОК-6,9, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 6. Предупреждение преступности – основа стратегии уголовной политики Доклад-сообщение   ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 7. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как основные направления борьбы с преступностью Коллоквиум ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 8. Динамика преступности и эффективность уголовной политики Тестирование ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11

5.4.2. Очно-заочная форма обучения

№ п/п № раздела и темы дисциплины Наименование практических, лабораторных работ, семинарских занятий Формы и методы проведения Коды компетенций Трудоем-кость (часы)
Раздел 1. Тема 1. Понятие теории, методологии и логики уголовной политики Коллоквиум Контрольная работа ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 2 Тема 2. Понятие уголовной политики, её функции и место в системе политики государства Кейс-задание   ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 2. Тема 3. Уголовная политика как естественноисторический процесс Коллоквиум ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 4. Диалектика объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику Семинар – проблемный семинар ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 5. Социальная сущность преступности и основные противоречия уголовной политики Семинар – проблемный ОК-6,9, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 6. Предупреждение преступности – основа стратегии уголовной политики Доклад-сообщение   ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 7. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как основные направления борьбы с преступностью Коллоквиум ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 8. Динамика преступности и эффективность уголовной политики Тестирование ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11

5.4.2. Заочная форма обучения

№ п/п № раздела и темы дисциплины Наименование практических, лабораторных работ, семинарских занятий Формы и методы проведения Коды компетенций Трудоем-кость (часы)
Раздел 2. Тема 3. Уголовная политика как естественноисторический процесс Коллоквиум ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 4. Диалектика объективных и субъективных факторов, определяющих преступность и уголовную политику Семинар – проблемный семинар ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 5. Социальная сущность преступности и основные противоречия уголовной политики Семинар – проблемный ОК-6,9, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 6. Предупреждение преступности – основа стратегии уголовной политики Доклад-сообщение   ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 7. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как основные направления борьбы с преступностью Коллоквиум ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11
Раздел 3. Тема 8. Динамика преступности и эффективность уголовной политики Тестирование ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11

Наши рекомендации