Культурные предпосылки возникновения традиции тантры
Одна из причин силы и жизнеспособности буддийской Тантры заключается в искусном сочетании ею разнообразных элементов индийской культуры. Нет такой индийской религиозной традиции, из которой буддийская Тантра не позаимствовала бы чего-то ценного. Ведийские ритуалы и мантры, мистическая теория Упанишад, хатха-йога, кундалини-йога (kundalinl-yoga), шиваитская иконография и шактистские представления — всё нашло свое место в тантрическом арсенале. Хатха-йога подарила практику физических и дыхательных упражнений для увеличения гибкости, управляемости и долговечности тела. Кундалини-йога — ряд методов обуздания циркулирующей в теле мощной психо-физической энергии. В Индии верят, что эту энергию можно направлять в нужное русло для повышения детородной способности, половой потенции, творческих возможностей или духовных переживаний и способности познавать. У большинства людей неуправляемая энергия лишь возбуждает кипение хаотичных мыслей и эмоций или растрачивается на пустую погоню за удовольствиями, но йогин или йогини осознанно ее накапливают, а затем направляют на нужные цели. Накапливаясь, эта энергия порождает тепло и становится внутренним огнем, внутренним жаром (чандали: candall), который выжигает грязь неведения и приверженности к эго.
Из всех индийских традиций, которые оказали влияние на Тантру, главные — это шактизм (почитание богинь) и шиваизм. Буддийские тантристы встречали своих индуистских собратьев в местах паломничества и там, где сжигались трупы, поскольку в тех же самых местах собирались и йогины и йогини шиваитской и шактистской традиций. И поныне у буддийских тантристов, шиваитов и шактистов есть общие священные места и одно и то же название для них — питха (pltha). Их встречи предоставляли богатые возможности для взаимного влияния и заимствований.
Влияние шиваитской традиции явно прослеживается в иконографии буддийской Тантры. Индуистское божество Шива известно как повелитель йогинов. Он обитает в местах сожжения трупов, где никто не потревожит его медитацию, и всё необходимое для себя он находит именно в этих местах. Он натирается пеплом погребальных костров, облачается в лохмотья с трупов, украшениями ему служат обвившиеся вокруг него змеи, он восседает на шкуре тигра или антилопы, пьет и вкушает из чаши-черепа, а его ожерелья и музыкальные инструменты сделаны из человеческих костей. У него нет обета безбрачия, и его подруга Парвати (Parvatl) — тоже великая йогини. Некоторые из черт Шивы были включены в буддийскую символику, что особенно заметно в иконографии будд-херук, таких как Чакрасамвара и Хеваджра.
Участие буддийской Тантры в более широких течениях индийской культуры, вероятно, наиболее очевидно в шактистских элементах, присутствующих в иконографии, ритуальных мотивах и представлениях о поле. Буддийская Тантра и шактизм (почитание богинь) сходятся в подчеркнутом внимании к женским божествам и женщинам как воплощениям женского божества. Оба течения проявляют склонность видеть вселенную как порождение созидательной способности женщин, рассматривать женственность онтологически первичной, а мужественность производной и зависимой; для них также характерно почтительное отношение к женщине в социальном и ритуальном контекстах. Тексты буддийской Тантры включают в себя фрагменты жанра, иногда называемого «восхваление женщин» (strlprasamsa), в котором провозглашаются достоинства женственности. Эти фрагменты не имеют прямых прецедентов в более ранней буддийской литературе, но являют собой отголоски текстов индуистской Тантры и шактизма, обнаруживая близость к миру культуры шактизма. В текстах буддийской Тантры и шактизма имеются аналогичные места, настаивающие на уважении к женщинам и содержащие угрозы и порицание в адрес тех, кто нарушит этот непреложный наказ.24 Буддийские тантристы также разделяли с индуистскими тантристами практику почитания женщин (стрипуджа: strlpuja, также называется «тайное почитание», или гухьяпуджа (guhyapuja). Теоретическая основа этой буддийской и индуистской практики заключается в представлении о том, что женщины суть воплощения богинь, и почитание женщин — это разновидность поклонения, безусловно требуемого женскими божествами.
Эти особенности можно скорее понять путем сравнения с современными традициями Тантры и шактизма, чем обратившись к внутренним буддийским факторам. Вывод, сделанный
Андре Паду, специалистом по индуистской Тантре с мировой известностью, о том, что «в целом идеология шактизма... коренится в тантризме», можно в равной степени отнести к буддийской Тантре. Буддизм и шактизм настолько сходятся, что буддийскую Тантру можно по праву назвать «шактистским буддизмом».
Еще несколько десятилетий назад среди ученых было принято определять период Пала как эпоху упадка и вырождения буддизма, обусловленного подъемом Тантры. Однако более взвешенные исследования обнаружили, что в этот период в северо-восточных областях Индии, а также далее на запад и юг буддизм большей частью процветал благодаря энергии развивающегося тантрического направления. Жизнеспособность буддизма в Индии отражалась в силе его институтов, его продуктивности в сфере искусства и литературы, распространению в самой Индии и за ее пределами, а также в заметном культурном влиянии. Распространение за пределы Индии и миссионерская деятельность свидетельствуют о силе буддизма в тот период, когда такие известные проповедники, как Шантарак-шита (Santaraksita), Падмасамбхава (Padmasambhava), Амогха-ваджра(Атс^Ьауа]га), Ваджрабодхи (Vajrabodhi), Субхакарасин-гха (Subhakarasimha) и Атиша (AtTsa), несли буддизм в Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию и зачастую делали это в ответ на приглашение тамошних правителей. Такие буддийские центры паломничества, как Бодхгая, Шравасти и Кушинагара, привлекали в Индию ученых, художников и религиозных подвижников со всей Азии.
В период Пала, золотой век буддийского искусства, буддийское художественное творчество и философия достигли зенита. Тантрические произведения искусства и литературы получили небывалый размах. Сохранившиеся до нашего времени впечатляющие художественные произведения представляют собой лишь долю того, что было создано тогда, поскольку работы, выполненные с применением более недолговечных материалов (дерева, ткани штукатурки, глины), с тех пор давно рассыпались в прах. Это художественное наследие включает в себя утонченную архитектуру монастырей того времени, которая не выдержала губительного натиска или огня и меча, или времени и климата. Художественный уровень был столь высок, что художники, ремесленники и иконописцы всего буддийского мира черпали вдохновение в Индии. Размах влияния искусства периода Пала на всю Азию подтверждают оставленные в красках и камне конкретные свидетельства притягательности и силы буддийской культуры этого периода.
В этот период буддийская литература достигла расцвета, что сделало Индию международной интеллектуальной меккой. Буддийские авторы и общины создали вечные образцы классической философии и этики, выдающиеся драматические и поэтические сочинения и тысячи произведений зарождающегося тантрического направления.29 Многие из этих произведений были утрачены, когда в XIII веке мусульмане жгли монастырские библиотеки, но, к счастью, большое количество буддийских текстов уже попало в Тибет, Китай и другие страны по всей Азии и было переведено на множество языков, что сохранило их за пределами их родины. Таким образом, в эпоху Пала буддизм не только не претерпел упадка, но и обрел свое высочайшее культурное выражение.
Буддийская Тантра была одной из жизненных духовных сил в Индии периода Пала. Этот период культуры не был неким абстрактным монолитом, из которого буддийская Тантра вышла и с которым тантристы не имели ничего общего. Напротив, общество периода Пала было динамичной и плюралистической средой для культурного творчества и разнообразия, неотъемлемой частью которого была буддийская Тантра. Вместо того чтобы подходить к культуре периода Пала как к чему-то безусловно чуждому тантрическим элементам, важно документально подтвердить, что традиция Тантры — одно из основных течений этой культуры. Подобным же образом роль женщин в буддийской Тантре — не нечто незначительное или некий диссонанс в стройном хоре «индийской культуры», а главная черта одного из самых блестящих порождений индийской цивилизации.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ