Критерии оценок рубежного контроля
По предмету «История и философия науки»
95-100 – А (четкая и логичная презентация, наличие аналитического и критического подходов в раскрытии темы, полные ответы на вопросы преподавателя);
90-94 – А- (логичная презентация, наличие критического подхода в раскрытии темы, ответы на вопросы преподавателя);
85-89 – В+ (полное раскрытие темы, логичная презентация, ответы на вопросы преподавателя);
80-84 – В (полное раскрытие темы, хорошая презентация, неполные ответы на вопросы преподавателя);
75-79 – В- (достаточно полное раскрытие темы, хорошая презентация, затруднения с ответами на вопросы преподавателя);
70-74 – С+ (достаточно полное раскрытие темы, слабая презентация, затруднения с ответами на вопросы преподавателя);
65-69 – С (недостаточно полное раскрытие темы, слабая презентация, затруднения с ответами на вопросы преподавателя);
60-64 – С- (частичное раскрытие темы, слабая презентация, затруднения с ответами на вопросы преподавателя);
55-59 – D+ (частичное раскрытие темы, слабая презентация, отсутствие ответов на вопросы преподавателя);
50-54 – D (слабое раскрытие темы, слабая презентация, отсутствие ответов на вопросы преподавателя);
0-49 – F (отсутствие презентации).
Итоговый контроль
По дисциплине «История и философия науки» предусмотрен устный экзамен. Магистранту будут предложены билеты по выбору. Каждый билет содержит 3 вопроса из перечня экзаменационных вопросов. Магистрантам дается время для подготовки к ответу от 20 до 30 минут. Время ответа на билет зависит от уровня подготовленности магистранта.
Вопросы для итогового контроля
1. Предмет истории и философии науки.
2. Закономерности развития научного знания.
3. Компоненты науки как социального института.
4. Место и роль науки в культуре: сциентизм и антисциентизм.
5. Феномен науки как предмет особого анализа: интернализм и экстернализм.
6. Особенности научного познания.
7. Мировоззренческая роль философии в развитии науки.
8. Взаимодействие науки с другими формами духовной деятельности человека.
9. Наука и искусство.
10. Наука и религия.
11. Гуманистические горизонты науки.
12. Производство и умножение достоверного знания как главная функция науки.
13. Общие функции науки.
14. Социальные функции науки.
15. Воздействие науки на потребности общества.
16. Наука и глобальные проблемы современности.
17. Наука и современная образовательная система.
18. Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука.
19. Научно-исследовательские программы Античности.
20. Арабо-мусульманская наука средневековья.
21. Научное познание на Западе в эпоху средневековья.
22. Средневековые университеты как средоточие знания.
23. Гелиоцентрическая система мира Коперника.
24. Предпосылки возникновения экспериментального метода.
25. Становление науки Нового времени.
26. Социализация и институциализация науки.
27. Проблема метода в науке.
28. Рациональная и эмпирическая методологии науки (Рене Декарт и Френсис Бэкон).
29. Механическая картина мира Исаака Ньютона.
30. Немецкая классическая философия и классическая наука.
31. Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки.
32. Эпистемология неокантианства: баденская и марбургская школы.
33. Позитивистская традиция в философии науки.
34. Позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм.
35. Методологические концепции постпозитивизма.
36. Постмодернизм и наука.
37. Амбивалентный характер современной науки.
38. Научное знание как сложная развивающая система.
39. Многообразие типов научного знания.
40. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.
41. Понятие научного метода.
42. Метод и методология.
43. Многообразие методов научного исследования.
44. Диалектика, системный подход и системный анализ.
45. Становление синергетической парадигмы.
46. Наука как профессия и особый вид деятельности.
47. Нормы и ценности научного сообщества.
48. Универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм как черты научного этоса.
49. Понятие стиля мышления и его культурно-историческая обусловленность.
50. История развития науки в Казахстане.
51. Приоритетные направления науки в Республике Казахстан.
52. Философские идеи как основа онтологических постулатов науки, гносеологических нормативов научного поиска и аксиологических установок.
53. Понятие научной картины мира.
54. Исторические формы научной картины мира.
55. Глобальный эволюционизм как современная научная картина мира.
56. Антропный принцип в космологии.
57. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
58. Научные революции как перестройка оснований науки.
59. Проблемы типологии научных революций.
60. Глобальные революции и смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
61. Естествознание и развитие техники.
62. Классификация естественных наук.
63. Физика как фундамент естествознания.
64. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.
65. Математические методы и формирование научного знания.
66. Основные проблемы современной философии техники.
67. Философия как интегральная форма научных знаний.
68. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
69. Феномен социально-гуманитарных наук и его цивилизационное значение.
70. Социокультурная обусловленность научного познания.
71. Современная глобальная цивилизация и ее специфика.
72. Исторические концепции цивилизации и их взаимосвязь с наукой.
73. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
74. Становление казахстанской цивилизационной идентичности.
75. Глобальный контекст науки.