Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля

Первый рейтинг высчитывается по формуле:

Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля - student2.ru

t – текущий контроль = средняя оценка за практические занятия (лабораторные, семинар) + средняя оценка за СРСП + средняя оценка за СРС

r - рубежный контроль

Каждое практическое занятие, СРСП, СРС, рубежный контроль высчитываются из 100 баллов, что соответствует 100 процентам

Второй рейтинг высчитывается по формуле:

Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля - student2.ru

t – текущий контроль = средняя оценка за практические занятия (лабораторные, семинар) + средняя оценка за СРСП + средняя оценка за СРС

r - рубежный контроль

Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, поэтому семестровая оценка по дисциплине обучающихся определяется по формуле

Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля - student2.ru
Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка больше или равна 30%

В случае отсутствия рубежных контролей рейтинг допуска высчитывается только по текущим оценкам.

В случае большего количества рубежных контролей, высчитывается соответствующее количество рейтингов, в конце семестра высчитывается усредненный рейтинг

Технология проведения и оценка экзамена

Максимальное процентное содержание итогового контроля соответствует 100 %. Экзаменатор выставляет оценки итогового контроля (Э) в экзаменационную ведомость, используя инструменты измерения знаний обучающихся итогового контроля.

Инструмент измерения итогового контроля в виде тестирования

На экзамене студенту предоставляется 50 тестовых заданий, т.е. каждое задание соответствует 2 баллам или процентам.

Качество выполнения работ Диапазон оценки
Не выполнено Отсутствие на экзамене без уважительных причин 0 %  
Оценка за каждый правильный ответ 2 %
  Итого: 0-100 %

Доля оценки итогового контроля составляет не более 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине, поэтому экзаменационная оценка (Э) по дисциплине умножается на коэффициент 0,4

Э х 0,4

Далее высчитывается итоговая оценка

I = R х 0,6 + E х 0,4

Шкала градации оценок

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание % Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 ОТЛИЧНО
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 ХОРОШО
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49 НЕУДОВЛЕТВОРИ ТЕЛЬНО

2.9.Методы обучения и преподавания:

Малые группы.

- Лабораторные занятия:контроль исходных знаний по теме (тестирование, устный опрос и др.), выполнение лабораторных работ, написание и защита протокола анализа лекарственного препарата в соответствии с нормативной документацией.

- Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП):углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных лабораторных занятий, самостоятельное изучение тем по программе, не включенных в лабораторные занятия, подготовка и защита рефератов, работа в малых группах, проведение деловых игр, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, проведение дискуссий, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. Проведение рубежного контроля.

- Самостоятельная работа студентов (СРС):работа с учебной и дополнительной литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, составление, решение ситуационных задач, составление глоссария, составление, выполнение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, презентаций по темам и вопросам типовой программы, которые не изучались на лекциях, лабораторных занятиях и на СРСП.

Оборудование и оснащение

-Оборудование:приборы и аппараты (фотоэлектроколориметр, спектрофотометр, поляриметр, рефрактометр, потенциометр, аналитические весы, торсионные весы, приборы для определения температуры плавления, шаровая мельница, микроскопы и др.), муфельная печь, термостат, водяная баня, центрифуги, электрические плитки, комплект для тонкослойной хроматографии, сушильный шкаф, компьютеры, мультимедийный проектор, микрофон, экран.

- Оснащение:набор химических реактивов, лабораторная химическая посуда, штативы, таблицы, микропрепараты, слайды, комплект тестовых заданий, ситуационные задачи, наборы раздаточного материала.

2.11 Рекомендуемая литература:

Основная:

1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с.

2 Государственная фармакопея Республики Казахстан. 1 том. – Алматы: изд-й дом «Жибек жолы», 2008 - 592 с.

3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б, Галымов Е.Г. Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008 – 167 с.

4 Надлежащая производственная практика лекарственных средств / Под ред. Н.А. Ляпунова, В.А. Загория, В.П. Георгиевского, Е.П. Безуглой. – К.: Мориион, 1999. – 896 с.

Дополнительная:

1 Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии / Под ред. акад. РАМН А.П. Арзамасцева. – М.: Медицина, 2001. – 320 с.

2 Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия: в 2 т. – М.: Высш. школа, 2001.

3 Кулешова М.И., Гусева Л.Н., Сивицкая О.К. Анализ лекарственных форм, изготовляемых в аптеке. – М.: Медицина, 1989. – 288 с.

4 Максютина Н.П., Каган Ф.Е., Кириченко Л.А., Митченко Ф.А. Методы анализа лекарств. – К.: Здоров’я, 1984. – 224 с.

5 Сливкин А.И., Садчикова Н.П. Функциональный анализ органических лекарственных веществ / Под ред. акад. РАМН А.П. Арзамасцева. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2007. – 426 с.

2.12 Приложения:

-форма № 1 «Протокол согласования преподавания с пре-, и постреквизитами - по мере необходимости

- форма № 2 «Дополнения и изменения к рабочей программе» - по мере необходимости

СИЛЛАБУС

Дисциплина «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств»

Специальность - 051103 «Фармация»

Курс – 5

Практические занятия – 30 часов

Самостоятельная работа студентов

под руководством преподавателя – 14 часов

Самостоятельная работа студентов – 46 часов

Объем учебных часов

(кредитов) 90 часов/2 кредита

Форма контроля – экзамен (тестирование, устный опрос)

Алматы 2013

Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств» д.х.н., проф. Омаровой Р.А.

Силлабус утвержден на заседании модуля «Фармацевт-аналитик»

Протокол №

« » __________ 2013 г.

Руководитель модуля «Фармацевт-аналитик»,

профессор ______________ Омарова Р.А.

Общие сведения

1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра, модуль:модуль «Фармацевт-аналитик»

1.3 Дисциплина, код дисциплины: Контроль качества и стандартизация лекарственных средств

1.4 Специальность:051103 - Фармация

1.5 Объем учебных часов/кредитов*:90 часов/2 кредита

1.6 Курс и семестр изучения:5 курс, IX семестр

1.7 1.7 Сведения о преподавателе:

Омарова Роза Амиржановна, доктор химических наук, профессор, руководитель модуля «Фармацевт-аналитик»

Круг научных интересов: современные проблемы координационной и квантовой химии, химии амидкислот, проблемы пространственного и электронного строения и реакционной способности биологически активных веществ, термодинамика процессов комплексообразования, проблемы создания новых лекарственных препаратов и новых лекарственных форм.

1.8 Контактная информация: Алматы, КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, аудиторный корпус 2, комн. 107.

моб. тел. Омаровой Р.А. 87017383859, электронный адрес – [email protected]

1.9 Политика дисциплины:регулярное посещение аудиторных занятий,активное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов, отработка пропущенных занятий в назначенное преподавателем время с разрешения деканата, допуск к занятиям только белых халатах и колпаках.

2. Программа:

2.1 Введение:

В основе дисциплины «Контроль качества и стандартизация лекарственных веществ» лежит объективная оценка качества лекарственных средств, которая возможна лишь в том случае, если для этой цели используют достаточно чувствительные и точные методы анализа. Иначе говоря, необходима стандартизация способов оценки качества лекарственных средств. Точное соблюдение одних и тех же условий при осуществлении контроля качества лекарств достигается стандартизацией способов приготовлении растворов реактивов, используемых в анализе, достаточной степенью чистоты растворителей, соблюдением температурного режима, необходимых значений рН и других условий. Очень важна стандартизация приборов, используемых в фармацевтическом анализе, строгое соблюдение идентичных условий при изменениях и расчетах физических и физика – химических констант.

Основной задачей стандартизации лекарственных средств является также определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств ее испытание и контроля. Стандартами на лекарственные средства являются: ГФ РК, ФС, ВФС, технические условия (ТУ), регламентирующие их качество, а также производственные регламенты, нормирующие их технологию. Эти документы обеспечивают одинаковую эффективность и безопасность лекарственных средств независимо от серии, а также постоянство и единообразие их производства.

Данная дисциплина закрепляет и развивает навыки и умения, необходимые для практической деятельности фармацевта по обеспечению качества лекарственных средств на всех этапах их разработки, производства промышленного и аптечного, хранения, распределения и потребления.

2.2 Цель дисциплины:Сформировать у студентов знания и практические навыки по контролю качества и стандартизации лекарственных средств.

.

2.3 Задачи обучения:

· ознакомление с Государственной системой стандартизации лекарственных средств в РК;

· ознакомление с порядком и правилами проведения государственного контроля качества лекарственных средств;

· разработка аналитического нормативного документа (АНД) на лекарственные препараты;

· усвоение общих фармакопейных методов и прямых исследований лекарственных препаратов;

· освоение фармакопейных титриметрических методов контроля качества лекарственных средств (ЛС);

· освоение методов контроля качества лекарственных форм промышленного производства (таблетки, инъекционные растворы, капсулы);

· освоение фармакопейных методов элементного анализа ЛС.

2.4 Конечные результаты обучения:

Когнитивная компонента (знания):

· современное состояние и пути совершенствования стандартизации и сертификации ЛС в Республике Казахстан (РК);

· основные направления стандартизации;

· государственная система стандартизации лекарственных средств в РК;

· Государственная фармакопея и другие нормативно-технические документы, регламентирующие качество ЛС;

· роль международных стандартов в государственной системе управления качеством ЛС;

· общие фармакопейные методы исследования качества ЛС;

· особенности фармакопейного анализа;

· вопросы государственной инспекции по контролю качества ЛС на современном уровне;

· определение биоэквивалентности и биодоступности ЛС кинетическими методами;

· общие сведения о методах и испытаниях ЛС на микробиологическую чистоту;

· постадийный контроль лекарственных форм в заводских условиях;

· внутриаптечный контроль качества ЛС;

· сроки годности и стандартизация ЛС.

Операциональные навыки:

· уметь пользоваться нормативно-технической документацией по контролю за качеством и безопасностью лекарственных средств, справочной и научной литературой;

· оценивать качество лекарственных средств визуально и по физическим константам;

· устанавливать подлинность лекарственных средств по химическим реакциям;

· устанавливать подлинность лекарственных средств с помощью физико-химических методов анализа;

· оценивать количественное содержание действующего вещества в лекарственных препаратах на основе химических и физико-химических методов анализа;

· составлять протокол по результатам фармацевтического анализа лекарственного препарата;

· уметь составлять аналитический нормативный документ на ЛС;

· принимать решение о корректности процесса стандартизации ЛС.

Аксиологические (коммуникативные) компетенции:

· умение формулировать вопросы и ответы на них;

· умение вступать в полемику и доказывать свою точку зрения;

· умение работать в коллективе;

· владение лидерскими способностями при работе в команде;

· умение работать с лицами, подавшими заявление на стандартизацию ЛС;

· работа и взаимосвязь с другими ведомствами (экологическая служба, аптечные и производственные организации, вышестоящие службы).

Правовые компетенции

· знание Закона РК «О лекарственных средствах»;

· знание нормативно-правовых документов, регламентирующих качество лекарственных средств: Государственная фармакопея РК, общие фармакопейные статьи на методы и исследования и анализа лекарственных средств; фармакопейная (временная фармакопейная) статья; аналитический нормативный (временный нормативный) документ на индивидуальный лекарственный препарат;

· знание стандарта РК З.17-2000. Порядок сертификации лекарственных средств;

· знание Фармакопеи Британии, Фармакопеи США, Европейской фармакопеи, Фармакопеи России;

· правила техники безопасности при работе с химическими реактивами, применяемыми в фармацевтической оценке качества лекарственных средств;

· правила техники безопасности при работе с электрооборудованием, применяемым в фармацевтической практике.

Компетенции непрерывного обучения и самообразования:

· работа с литературой, Интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях;

· подготовка презентаций, тематических рефератов, докладов, иллюстративного материала и т.д.

2.5 Пререквизиты: неорганическая химия, физика, аналитическая химия, фармацевтическая химия, токсикологическая химия, фармакология.

2.6 Постреквизиты: фармакогнозия, фармацевтическая технология, организация фармацевтического дела.

Краткое содержание дисциплины

Требования к разработке новых ЛС включают регламентацию (стандартизацию) процессов создания, доклинических и клинических испытаний, разработки технологии, правил регистрации, нормативов производства, контроля качества.

Под стандартизацией в целом понимают процесс установления и применения стандартов. Стандартом называется эталон или образец, принимаемый за исходный, для сопоставления с ним других аналогичных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм или требований к объекту стандартизации. Применение стандартов способствует улучшению качества продукции. Конечной целью стандартизации в области лекарственного обеспечения является создание нормативной базы, позволяющей реализовать задачи по обеспечению населения безопасными и качественными ЛС.

Стандартизация ЛП гарантирует доброкачественность фармацевтического средства, так как обуславливает требования ко всем параметрам его качества. Это имеет важное значение, так как любое изменение физических и химических свойств может привести к изменению фармакологического действия ЛП.

Основным документом, нормирующим качество выпускаемых лекарств, является Государственная фармакопея Республики Казахстан (ГФ РК). НТД на ЛС, входящие в неё, разрабатываются в соответствии с утвержденным 18 апреля 1994 г. постановлением кабинета министров РК «О единой государственной системе контроля качества, сертификации и стандартизации фармацевтической продукции, изделий медицинского назначения и продуктов лечебно-профилактического питания» и утвержденным приказом министра здравоохранения РК отраслевым стандартом ОСТ 915.00.05.001-00 «Система нормативных документов по стандартизации здравоохранения Российской Федерации. Отраслевой стандарт».

Вновь утверждаемая в последние годы НД содержит требования более широкого круга испытаний ЛС, что имеет важное значение для их стандартизации и соответственно улучшения качества в процессе изготовления. Дальнейшее совершенствование стандартизации требует планомерного и систематического изучения всего комплекса информации о физических и химических свойствах ЛВ и их изменениях на всех этапах разработки, получения, хранения и применения. Указанная информация нужна для разработки и отбора необходимых способов испытаний и контроля различных параметров, характеризующих качество ЛВ.

2.8 Тематический план:темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических занятий, самостоятельных работ под руководством преподавателя, самостоятельной работы)

Тематический план практических занятий

Тема Продолжительность занятий
Кредит № 1
1. Государственная система стандартизации лекарственных средств в РК 2 часа
2. Нормативные документы, регулирующие качество лекарственных средств в Республике Казахстан 2 часа
3. Порядок сертификации лекарственных средств в Республике Казахстан 2 часа
4. Общие фармакопейные методы исследования качества лекарственных препаратов 2 часа
5. Разработка аналитического нормативного документа на лекарственное средство 2 часа
6. Титрованные растворы по ГФ ХI и ГФ РК, т.1 2 часа
7. Титрованные растворы по ГФ ХI и ГФ РК, т.1 3 часа
  Всего: 15 часов
Кредит № 2
8. Титриметрические методы анализа 3 часа
9. Элементный анализ ЛС по ГФ ХI и ГФ РК, т.1 2 часа
10. Определение азота в органических соединениях (метод Кьельдаля), метод сжигания в колбе с кислородом, проба Бельштейна 2 часа
11. Контроль качества и стандартизация лекарственных форм промышленного производства 2 часа
12. Общие нормы и методы испытания таблеток заводского производства 2 часа
13. Контроль качества инъекционных лекарственных форм 2 часа
14. Определение недопустимых примесей, влаги, летучих веществ физических констант лекарственных средств промышленного производства 2 часа
  Всего: 15 часов
  ИТОГО: 30 часов

Тематический план самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП)

Тема Продолжительность занятий
Кредит 1
1. Фармакопея США, Британская фармакопея, Европейская фармакопея, фармакопеи СССР, России и Казахстана 3 часа
2. Система сертификации ЛС и основные её этапы 4 часа
3. Рубежный контроль 1 час
  Всего: 7 часов
Кредит 2
4. Определение биоэквивалентности и биодоступности ЛС кинетическими методами 3 часа
5. Общие сведения о методах испытаний лекарственных средств на микробиологическую чистоту 3 часа
6. Рубежный контроль 1 час
  Всего: 7 часов
  Итого: 14 часов

Тематический план СРС

Тема Продолжительность занятий
Кредит 1
1. Общие требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации 8 часов
2. Вопросы государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств 8 часов
3. Постадийный контроль качества лекарственных средств в заводских условиях 7 часов
  Всего часов 23 часа
Кредит 2
1. Физические методы в стандартизации лекарственных веществ 7 часов
2. Применение физико-химических методов в количественном анализе лекарственных средств 8 часов
3. Сроки годности и стандартизация ЛС 8 часов
  Всего часов 23 часа
  ИТОГО: 46 часов

2.9 Литература основная и дополнительная:

Основная:

1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с.

2 Государственная фармакопея Республики Казахстан. 1 том. – Алматы: изд-й дом «Жибек жолы», 2008 - 592 с.

3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б, Галымов Е.Г. Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008 – 167 с.

4 Надлежащая производственная практика лекарственных средств / Под ред. Н.А. Ляпунова, В.А. Загория, В.П. Георгиевского, Е.П. Безуглой. – К.: Мориион, 1999. – 896 с.

Дополнительная:

1 Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии / Под ред. акад. РАМН А.П. Арзамасцева. – М.: Медицина, 2001. – 320 с.

2 Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия: в 2 т. – М.: Высш. школа, 2001.

3 Кулешова М.И., Гусева Л.Н., Сивицкая О.К. Анализ лекарственных форм, изготовляемых в аптеке. – М.: Медицина, 1989. – 288 с.

4 Максютина Н.П., Каган Ф.Е., Кириченко Л.А., Митченко Ф.А. Методы анализа лекарств. – К.: Здоров’я, 1984. – 224 с.

5 Сливкин А.И., Садчикова Н.П. Функциональный анализ органических лекарственных веществ / Под ред. акад. РАМН А.П. Арзамасцева. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2007. – 426 с.

2.10 Методы обучения и преподавания (малые группы, работа в парах и т.д.):

Малые группы.

- Лекции:тематические,обзорные и проблемные.

Лабораторные занятия:контроль исходных знаний по теме (тестирование, устный опрос и др.), выполнение лабораторных работ, написание и защита протокола анализа лекарственного препарата в соответствии с нормативной документацией.

- Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП):углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных лабораторных занятий, самостоятельное изучение тем по программе, не включенных в лабораторные занятия, подготовка и защита рефератов, работа в малых группах, проведение деловых игр, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, проведение дискуссий, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. Проведение рубежного контроля.

- Самостоятельная работа студентов (СРС):работа с учебной и дополнительной литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, составление, решение ситуационных задач, составление глоссария, составление, выполнение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, презентаций по темам и вопросам типовой программы, которые не изучались на лекциях, лабораторных занятиях и на СРСП.

2.11 Методы оценки знаний и практических навыков обучающихся:шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРСП, СРС).

-Текущий контроль:тестирование, письменный и (или) устный опрос, проверка оформления протоколов анализа лекарственного препарата, защита протоколов, решение ситуационных задач, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

-Рубежный контроль:коллоквиум (тестирование, устный или письменный опрос)

-Итоговый контроль:экзамен (в устной, письменной и/или тестовой форме, оценка практических навыков)

Наши рекомендации