Тема 10. Научные традиции и научные революции

Цель лекции:выявление взаимосвязи научных традиций и научных революций и их влияния на смену типов научной рацирнальности.

План:

1. Научные традиции и возникновение нового знания.

2. Проблемы типологии научных революций.

3. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.

Основные понятия:научные традиции, научные революции, научная рациональность.

Научные традиции и возникновение нового знания.Традиции в науке – это механизм накопления, сохранения и трансляции научного знания. Традиции составляют базовый каркас науки как социального института в целом. С традициями в науке связан определенный устоявшийся взгляд на познание мира, выработанный поколениями ученых, и их попытки поставить новые научные задачи. Традиции различаются по способу их существования – они либо выражены в текстах, монографиях, учебниках, либо не имеют четко выраженного вербальными средствами существования. Невербальные (или неявные) знания передаются по типу образцов от учителя к ученику, от одного поколения к другому («Неявное знание» Майкл Полани).

Новации в науке возможны лишь в рамках традиций (что подтверждает идею Т.Куна), однако существует многообразие традиций, что позволяет говорить о междисциплинарности (взаимодействии традиций) как важнейшем условии получения нового знания.

Перестройка исследовательских стратегий приводит к научным революциям, в ходе которых происходит либо изменение картины мира (при этом идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными), либо одновременно с изменением картины мира меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

Проблемы типологии научных революций.Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям:

- появление новых фундаментальных теоретических концепций;

- разработка новых методов;

- открытие но­вых объектов исследования;

- формирование новых методоло­гических программ.

Также выделяют типы научной революции по другим основаниям:

- по сегменту изменяющегося научного знания: открытие новых методов, появление новых парадигм;

- по широте охвата: глобальные революции, частные (в отдельной науке), комплексные (теория Дарвина и др).

Механизм возникновения научной революции описан Томасом Куном в «Структуре научных революций». Симптомами являются:

- выражение недовольства действующей парадигмой;

- покушение на «жесткое ядро» парадигмальной теории;

- преобладание поисковых экспериментов над проверочными;

- повышенный интерес к основаниям науки.

Глобальные революции и смена типов научной рациональности.В истории и философии науки выделяют четыре глобальные научные революции:

- становление классического естествознания;

- естественно-научная революция;

- формирование неклассической рациональности;

- формирование постнеклассической рациональности.

Пересмотр картины мира и идеалов познания всегда начинается с критического осмысления их природы. Если ранее они воспринимались как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научного познания, то теперь осознается их относительный, преходящий характер. Такое осознание предполагает постановку вопросов об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимании историчности идеалов познания. Постановка таких вопросов означает, что исследователь из сферы специально научных проблем выходит в сферу философской проблематики. Философский анализ является необходимым моментом критики старых оснований научного поиска.

Кроме критической функции, философия выполняет конструктивную функцию, помогая выработать новые основания исследования. Ни картина мира, ни идеалы объяснения, обоснования и организации знаний не могут быть получены чисто индуктивным путем из нового эмпирического материала. Сам этот материал организуется и объясняется в соответствии с некоторыми способами его видения, а эти способы задают картина мира и идеалы познания. Новый эмпирический материал может обнаружить лишь несоответствие старого видения новой реальности, но сам по себе не указывает, как нужно перестроить это видение.

Перестройка картины мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, элиминировать часть из них, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы и ассимилировать накопленные факты. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки. Они играют роль весьма общей эвристики, обеспечивающей интенсивное развитие исследований.

Тема 11.История и философия естественных и технических наук

Цель лекции:анализ истории и философии естественных и технических наук, а также определение роли математических методов в формировании научного знания.

План:

1. Естествознание как комплекс наук о природе.

2. Математические методы и формирование научного знания.

3. Основные проблемы современной философии техники.

Основные понятия:естественные науки, математическое моделирование, технические науки, философия техники.

Естествознание как комплекс наук о природе.В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением.

Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление ее объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.

Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Оно включает в себя такие науки, как биология, физика, химия, астрономия, география, экология и др. Естественные науки различаются предметом своего изучения. Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. При этом важно, что объединение научных дисциплин происходит как внутри различных областей естествознания, так и между ними.

В естествознании различают науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.

Математические методы и формирование научного знания.Классическое естествознание выросло на применении экспериментально-математических методов. Успешное использование математики для выражения закономерных связей и отношений любых природных объектов способствовало возникновению веры в то, что научность (истинность, достоверность) знания определяется степенью его математизации.

«Книга природы написана на языке математики», – утверждал Г. Галилей.

«В каждом знании столько истины, сколько есть математики», – считал И. Кант.

Логическая стройность, строго дедуктивный характер построений, общеобязательность выводов математики создали ей славу образца научного знания.

Однако главное достоинство математики, столь привлекательное для ученых-естествоиспытателей, заключается в том, что она способна служить источником моделей, алгоритмических схем для связей, отношений и процессов, составляющих предмет естествознания.

С середины XX века в самых различных областях человеческой деятельности стали широко применяться математические методы и ЭВМ. Возникли такие новые дисциплины, как «математическая экономика», «математическая химия», «математическая лингвистика» и т. д., изучающие математические модели соответствующих объектов и явлений, а также методы исследования этих моделей.

Математическая модель – это приближенное описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Основная цель моделирования – исследовать эти объекты и предсказать результаты будущих наблюдений. Однако моделирование – это еще и метод познания окружающего мира, дающий возможность управлять им.

Математическое моделирование, и связанный с ним компьютерный эксперимент, незаменимо в тех случаях, когда натурный эксперимент невозможен или затруднен по тем или иным причинам. Например, нельзя поставить натурный эксперимент в истории, чтобы проверить, «что было бы, если бы...». Невозможно проверить правильность той или иной космологической теории. В принципе возможно, но вряд ли разумно, поставить эксперимент по распространению какой-либо болезни, например чумы, или осуществить ядерный взрыв, чтобы изучить его последствия. Однако все это вполне можно сделать на компьютере, построив предварительно математические модели изучаемых явлений.

Основные проблемы современной философии техники.Философия техники – направление современной философии, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном обществе. Философия техники исследует, во-первых, феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, и наконец, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Философия техники поднимает этические проблемы на основе анализа взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития философии техники вызван осознанием двусмысленности научно-технического прогресса. С одной стороны, современное решение социальных и экономических проблем возможно только на основе науки и техники. С другой стороны, все более очевидным становятся пределы экономического и технического роста. Вера в бесконечный научно-технический прогресс наталкивается на осознание ограниченности природных и социальных ресурсов. Проблемы этики являются едва ли не самыми острыми в философии техники. Ряд авторов используют такое выражение, как "демонизм техники". В технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и опасности – непредсказуемые губительные последствия использования техники для человека, общества, природы. Это опасность превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления, "технизации" души; победы материального над духовным; наконец, очевидная и катастрофическая гибель природы.

Итак, философия техники – это научное философское исследование, в центре которого – всесторонний философско-методологический и социо­культурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации.

Провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками на современном уровне их развития нельзя, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными.

Таким образом, современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированный на интеграцию научных знаний.

Тема 12.История и философия социальных и гуманитарных наук

Цель лекции:анализ истории и философии социальных и гуманитарных наук, а также определение их цивилизационного значения.

План:

1. Философия как интегральная форма научных знаний.

2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

3. Социокультурная обусловленность научного познания.

Основные понятия:человекознание, аксиология, повседневность, социокультурный феномен.

Философия как интегральная форма научных знаний.Философия является интегральной формой научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человекознании. Социальная философия, философия культуры, философия истории, философия антропологии выступают методологией и обновлением исходных посылок социально-гуманитарных наук. Развитие методологии социально-гуманитарного познания зависит от типа научной рациональности. Так в рамках классической науки складывался логико-гносеологический подход (рационалистический) к изучению социальных феноменов и явлений культуры, включая человека. В XX в. изменяется сама методология социально-гуманитарного познания. На первое место выходит не познание зависимости социальных процессов и сущности человека, а раскрытие отношений человека к миру (естественному и искусственному), и к самому себе. Так постепенно в рамках парадигмы неклассической науки формируется философско-антропологический подход, дающий акцент на проблемы онтологии, антропологии и аксиологии.

Если в распространении традиций человек, общество, культура существуют в определенной зависимости от абсолютных начал – духа, разума, природы, материи, то с позиций антропологизма человек рассматривается в контексте внутренних присущих человеческому существованию сфер и факторов. С точки зрения рационалистической традиции, мир развивается по своим собственным законам, с точки зрения философской антропологии – человек формирует свое бытие, его типологию и сущностные формы. Предмет рационалистической философии – бытие, сознание, познание, общение. Предмет философской антропологии – смысл бытия, понимания, общения. В социальной философии большое внимание уделяется исследованию феномена повседневности. Повседневная жизнь – жизнь людей в привычных общеизвестных ситуациях, которая характеризуется понятностью происходящего, упорядоченностью, прагматичностью знания. Культура, общество и человек является целостным и многогранным. Основополагающими принципами в изучении явлений культуры, общества, человека является микроанализ и многомерность. Любое знание о человеке, любая жизненная ситуация – это проявление единой целостности. Множество разрозненных научных данных не отменяют единства человека, а проявляют его особым образом. Необходимо расширить диалог всех контекстов бытия, в которые вовлечен сегодня человек, т.е создавать особое диалоговое пространство социальной и гуманитарной науки для согласования целей, задач, методов и разных исследований.
В методологии XXI века формируется новая постантропологическая парадигма, основанная на способности человека влиять на окружающую действительность.

Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Социально-гуманитарное знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек-общество», где человек изучается как социокультурный феномен в контексте культуры. Предметом социально-гуманитарного знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».

К наукам социального цикла принято относить: экономику, политологию и право, психологию и социальную психологию, социологию, антропологию, этнографию; гуманитарного цикла – историю, лингвистику, искусствознание, культурологию, религиоведение.

Социально-гуманитарное знание складывалось на протяжении веков, начиная с размышлений философов древности. Современная система социально-гуманитарных наук сформировалась в конце XIX – начале XX века. Она позиционирует себя как «комплексное человекознание», охватывает все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука приобрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей. В отличие от конкретных наук философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе.

Важно отметить, что науки социально-гуманитарного цикла не имеют непроницаемых границ. Например, экономический анализ общества предполагает знание политических, культурных, правовых и других аспектов изучаемого явления.

Количество и содержание дисциплин зависит от уровня развития общества, его потребностей, уровня культуры и степени развития всей системы науки и образования конкретного общества.

Социокультурная обусловленность научного познания.В современной науке аксиологические, ценностные аспекты в становле­нии и функционировании научных методов являются основополагающим моментом научного познания. Дискуссия о том, может ли быть наука свободной от ценностей, продол­жается и представлена двумя основными подходами: 1) наука должна быть ценностно нейтральной, это признавалось классичес­кой наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное; 2) ценности являются необходимым условием для становления и роста научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание и деятельность, а также в целом понимается их роль и особенности в каждой из наук. Второй подход, основанный на признании, что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность как неотъемлемую характеристику, становится определяющим в философии и методологии науки, особенно социально-гуманитарного знания.

Социальная обусловленность – наука в обществе приобретает статус социального института; наука также социально ориентирована (статус научного работника, система подготовки кадров).

Культурная обусловленность – без науки немыслимы система образования, экономическая деятельность, социально-политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения; наука является частью культуры.

Тема 13.Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации

Цель лекции:определение сути современной глобальной цивилизации и анализ казахстанской цивилизационной идентичности.

План:

1. Исторические концепции цивилизации и их взаимосвязь с наукой.

2. Современная глобальная цивилизация и ее специфика.

3. Становление казахстанской цивилизационной идентичности.

Основные понятия:цивилизация, глобализация, типы цивилизации, цивилизационная идентичность.

Исторические концепции цивилизации и их взаимосвязь с наукой.В академической науке понятие «цивилизация» стало все шире использоваться при формулировании общих культурно-исторических принципов и законов устроения и развития сложного человеческого общества. Оно приобрело ключевое значение в ряде влиятельных общеисторических, социологических, культурологических концепций, основанных на комплексном подходе к изучению общества и динамики его изменения.

Тип цивилизации – методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

Техногенная цивилизация – исторический этап в развитии цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV-XVII вв.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества – индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Современная глобальная цивилизация и ее специфика.Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация – современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:

1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;

2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;

4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Становление казахстанской цивилизационной идентичности.Каждая национальная культура в этом культурном многообразии предстает как равно­значная, равноправная, способная к коммуника­ции и сама являющаяся «желаемой» для комму­никации[4]. Глобализация, с одной стороны, угрожает культурной идентичности, с другой, создает реальные возможности для диалога культурных идентичностей. Культурная глоба­лизация поставила перед человеком проблему поиска своей культурной идентичности. Существуют разные модификации идентич­ности: этническая идентичность, гражданская идентичность, национальная идентичность, религиозная идентичность. Сущность же культурной идентичности состоит в том, что она объединяет все эти модификационные транс­формации идентичности, являясь фундамен­тальной основой для проекции человека в культурном коммуникативном пространстве.

В условиях современной глобализации возникает и укрепляется позиция, которая рас­сматривает сохранение культурного своеобра­зия, идентичности как высшее проявление цивилизации. Развитие современного Казах­стана невозможно без изучения истории и культуры народа, без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской культуры. В духовной истории прошлого казахского народа заложены глубинные истоки национальной идентичности, которые составляет ценностно-смысловую основу исторического процесса и конкретной этносоциальной реальности. Духов­ные ценности, накопленные за длительную историю развития казахской культуры должны составить историко-культурную основу современной культуры. Кочевой образ жизни наложил отпечаток и определил уникальность культуры народа, его менталитета, обычаев и традиций. Духовный мир казахов веками вбирал в себя многие культурные влияния, переплавляя и ассимилируя их в своих исконных степных традициях. Эти традиции были столь прочны, что ни политические катастрофы и войны, ни культурная экспансия великих соседей (Китай, Россия), ни арабское и монгольское влияние, ни исламизация не смогли изменить их коренным образом. Причина этой жизнеспособности и жизнестойкости кроется, видимо, в том, что способ хозяйствования и тип цивилизации оставались практически неизменными на протяжении многих веков. Изучая историю, невольно приходишь к мысли, как поразительно сильно было желание наших предков сохранить свои традиции, обычаи, верования. Номады ревностно оберегали свою самобытность: не впустили в свой менталитет влияние обычаев китайцев или монголов. Духовно-нравственные ценности казахского этноса отражают такие добродетели как гостеприимство, терпимость, великодушие, человеческое общение и т. д. Это – то ядро, которое заложено в генетической памяти казахов и передается от поколения к поколению.

Наши рекомендации