Может ли философия делать прогнозы на будущее?
Важнейшей функцией философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование будущего.
Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты:
Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия – его объективных законов. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.
Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.
Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны (согласно отечественной философской традиции), а прогнозирование – также вид познания, то само прогнозирование возможно.
Логический аспект основывается на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.
Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.
В современной западной науке выделяется особая дисциплин – футурология (от лат. futurum – будущее) – с одной стороны, совокупность представлений о будущем человечества, а, с другой, – область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.
Актуальной задачей футурологии стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества может быть реализована только усилиями международного сообщества в целом.
Большинство футурологов обеспокоены, что в странах Запада доминирующая технико-экономическая компонента подчас подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной, цивилизации к антропогенной, где основной ценностью был бы человек, а не техника.
Заключение
А теперь, дорогой читатель, пришла пора нам с вами попрощаться! Если вы прочитали эту книгу от начала до конца, то можете считать, что вы изучили весь курс философии в объеме университетской программы. Теперь вам предстоит все, о чем вы здесь узнали, обдумывать, применять на практике, экспериментировать. Полезно перечитывать наиболее понравившиеся вам параграфы и главы. Что-то можно даже выписать и включить в свое мировоззрение, сделать частью своих убеждений. С чем-то, возможно, вы были не согласны. Это вполне естественно. Нельзя со всем соглашаться. Важно анализировать информацию сквозь призму своего Я, внося свое, новое, личностное и уникальное.
Хотелось бы надеяться, что нам удалось хоть сколько-нибудь помочь ответить на интересующие вас философские вопросы или разрешить имеющиеся проблемы, а, может быть, и исполнить сокровенные желания. Нам хотелось бы надеяться, что, взяв в руки эту книгу, вы нашли в ней ответы именно на те вопросы, которые вас интересовали. Или хотя бы то, о чем вы прочитали, заставило вас впервые или еще раз задуматься над ними. А в поисках ответов на такие вопросы мы начинаем мыслить шире. А когда сознание расширяется, чтобы воспринять новую идею, оно уже никогда не сожмется до прежнего размера.
Вот и все. Желаем вам счастья!
Глоссарий
Абсурд (от лат. absurdus) – бессмыслица, нелепость. Довести до абсурда (ad absurdum) означает доказать внутреннее противоречие утверждения. Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие (например, «Александр Македонский был сыном бездетных родителей»). В философии и литературе с 40-х годов ХХ века понятие «абсурдный» часто употребляется для того, чтобы охарактеризовать отношение человека к бытию.
Автономия (от греч. autos – сам и nomos – закон) – собственная закономерность; так, говорят об автономии органической жизни по отношению к неорганической, мышления по отношению к бытию, об этической автономии, этическом самоопределении на основе собственного разума и собственной силы в соответствии с собственной природой. Иммануил Кант считал это самоопределение единственно сообразующимся с достоинством морально зрелого человека. Противоположностью автономии является гетерономия, т.е. чуждая закономерность.
Агностицизм (от греч. agnostos – неизвестный) – учение о непознаваемости истинного бытия, т. е. о трансцендентности божественного, в более широком смысле – о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма.
Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – учение о ценностях; аксиологический – определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей. Центральное для аксиологии понятие ценности фиксирует важнейший аспект существования человека – его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями.
Аналогия (от греч. analogia – сходство) – сходство предметов в каких-то признаках, подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения, должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия).
Антиномия (от греч. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу. В «Критике чистого разума» Канта содержится специальное учение об антиномиях. Кант различает четыре антиномии – две математические и две динамические, – состоящие из тезиса (утверждения) и антитезиса (отрицания), выбор которых зависит от исходных посылок.
Антисциентизм (от англ. antiscientism – против науки) – философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Антисциентисты считают, что наука на способна обеспечить социальный прогресс и в целом является врагом человечества, т.к. ее последствия катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.
Антропология (от греч. anthropos – человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. В структуре антропологии можно выделить: во-первых, естественнонаучную и медицинскую антропологию, которые определяют место человека в царстве живых существ и изучают его телесную организацию, которой он отличается от последних (к ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п.) и, во-вторых, философскую антропологию, которая представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована Отто Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.
Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками.
Бесконечность – философская категория, используемая для описания неисчерпаемости материи и движения, то, конец чего не может мыслиться, границы чего нельзя усмотреть. В этом смысле бесконечным является пространство и время, ибо любая граница, которую мы для них устанавливаем или отменяем, есть только граница знания, познания наших чувств и рассудка.
Бессмертие – существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни.
Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Философию бессознательного создал Эдуард Гартман (1842 – 1906). Новая психология считает сознательное только островом, окруженным морем «душевного».
Благо – то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Например, честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т.п. другому, правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.
Бог (от лат. deus, греч. theos) – духовное существо, которое управляет миром, судьбами людей, предполагает веру в его существование и выступает в качестве объекта культа. Бог является высшим предметом религиозной веры, рассматриваемым всегда более или менее как личность. Он считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т. е. необыкновенными, свойствами и силами, т.е. всеми совершенствами. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим.
Бытие –философская категория, обозначающая всеохватывающую реальность, существование, все то, что есть. Антитезой бытия является Ничто. Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью.
Вера –принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В английском языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith).
Воля – способность к выбору цели и ее достижению за счет сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий. В противоположность влечению воля представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней. Направлена воля может быть только на субъективно ценное, поэтому она зависит от индивидуальной субординации ценностей.
«Воля к власти» («Wille zur Macht») – основное понятие в философии немецкого философа Фридриха Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете истолковано и к чему все должно быть сведено.
Воображение – познавательная способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся человеком, представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние – сделать человека больным («мнимый больной») или, наоборот, здоровым.
Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний, форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является в основном возможностью что-то делать, переживать и т.п.
Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов – «Все есть единое» («Hen kai an»), в особенности у неоплатоников. Учение о всеединстве занимает особенно важное место в пантеизме, монизме, а таксе у русских религиозных философов. Основоположник философии всеединства в России Владимир Сергеевич Соловьев опирался в ее разработке как на мировую, так и на отечественную мысль (досократики, неоплатоники, Н.Кузанский, славянофилы).
Вселенная – содержание понятия всего существующего; все то, что существует. Согласно данным, полученным в феврале 2004 года с помощью современного микроволнового анизотропного зонда Вилкинсона, наша Вселенная возникла 13,7 млн. лет назад. Планета Земля образовалась из Солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад, а жизнь на ней появилась лишь спустя миллиард лет, т.е. около 3,5 миллиардов лет назад. Облик Вселенной формируется множеством процессов, различных как по своей природе, так и по масштабам, в которых они происходят. Самый крупный из них – это расширение Вселенной. Его определяет гравитационное взаимодействие всех существующих объектов.
Герменевтика – (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греческой мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. Герменевтика является учением о понимании, о научном постижении предметов наук о духе.
Гносеология – (от греч. gnosis – познание и logos – учение) – учение о познании; по Николаю Гартману, метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический – относящийся к процессу познания. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века. Его синоним «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX века.
Группа – объединение людей, соответствующее состоянию общности, наиболее узкая форма общества, в котором отношение общности определяет характер целого. Признаками группы являются: осознание себя как «нас» (групповое сознание), которое может выступать также как групповой эгоизм, групповой индивидуализм, взаимная готовность членов группы помочь друг другу, а также существование определенного жизненного уклада как комплекса известных требований, которые группа ставит перед своими членами.
Движение – способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. Под движением в широком смысле принято понимать всякое изменение, в узком смысле – изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Понятие движения отдельного тела – чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Этот другой объект носит название системы отсчета.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Дедукция или дедуктивный метод, применяется в основном в естественных науках, особенно в математике. Так, например, из аксиомы Гильберта («две отличные друг от друга точки А к В всегда определяют прямую а») дедуктивным путем можно сделать вывод, что кратчайшей линией между двумя точками является соединяющая эти две точки прямая. Противоположностью дедукции является индукция.
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. В структуре деятельности выделяют: потребности (нужда в чем-либо), желания (опредмеченные потребности), мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности и средства, с помощью которых деятельность реализуется.
Добро – важнейшая категория этики, морально-нравственная ценность сама по себе. Первоначально под добром понимается все то, что способствует поддержанию жизни, сохранению стабильных условий существования человека. В качестве антонима употребляется понятие «зло». С возникновением классового общества, появлением возможностей вариативного поведения понятие «добро» наполняется новым смыслом. Оно начинает отражать императивно заданное стремление к идеалу совершенства личности и общества.
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность (т. е. чувственное познание) и рассудок, вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия божьего и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм.
Дух (от лат. spiritus и греч. pneuma – движущийся воздух, дуновение, дыхание) – 1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслопологания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой человека может быть активно или пассивно причастен.
Душа (от греч. psyche, лат. anima) – универсальное философское понятие, обозначающее жизненную сущность преимущественно человека (но также и животных), отличную от тела и духа. В обычном словоупотреблении под душой понимают совокупность побуждений сознания живого существа. С точки зрения науки, под душой (или психикой) понимается совокупность тесно связанных с организмом психических явлений: психический процессов (познавательных и эмоционально-волевых), психических состояний (например, вера, надежда, любовь, апатия, фрустрация, тревожность и т.д.) и психических свойств (темперамент, характер, способности, мотивация). Научным исследованием души занимается психология.
Заблуждение – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т.д. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого.
Западники– представители одного из направлений русской общественной мысли 40 – 50-х гг. XIX века, выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи западников выражали и пропагандировали публицисты и литераторы – П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии – Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др.
Идеализм (от франц. idealisme, от греч. idеа – идея) – в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм. В метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте).
Идеальное – философская категория, противоположность материального, реального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).
Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии). Идеология не является наукой (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси. Функция идеологии состоит в том, чтобы представить социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.
Индивид (от лат. individuum – неделимое) – единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
Индивидуальность – непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.
Индукция (от лат. inductio – наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Противоположность – дедукция. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, – это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы – индуктивные законы. Метод индукции в простейшем случае: из того, например, обстоятельства, что S и Р (временным или пространственным образом) были связаны между собой, будь то один раз или больше, заключают, что они постоянно связаны или будут связаны. Это заключение является, конечно, лишь вероятным, но не абсолютно достоверным.
Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – совокупность познавательных процессов человека, интегральная способность, которая включает в себя: широту кругозора, способность логично мыслить и знание того, как добиться поставленной цели. Интеллект – это общая умственная способность человека. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что уровень общей интеллектуальной активности константен для индивида.
Интерес (от лат. inter – между и ess – сущность, т.е. погружаться в сущность, участвовать) – высокотонусная эмоция, которая является показателем душевного здоровья и доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека. Если все биологические потребности у человека удовлетворены, и он не испытывает отрицательных эмоций, то скорее всего он испытывает эмоцию интереса-возбуждения. Другая положительная эмоция – радость – играет в данном случае второстепенную роль, поддерживая конструктивное, творческое поведение. Активаторами эмоции интереса являются: перемена обстановки, одушевленность (например, ребенок уже на первых неделях жизни обнаруживает больше интереса и внимания к человеческому лицу, чем к любому неодушевленному предмету) и новизна (не случайно мы испытываем большой интерес, посещая, например, чужую страну). Поэтому человек для другого человека всегда есть самое интересное существо, поскольку оно самое сложное и изменчивое из всех явлений нашего мира.
Интуитивизм – направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX – XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. В интуитивизме можно выделить два основных течения. В первом, развитом французским философом Анри Бергсоном характерно противопоставление интуиции и интеллекта, который он трактует как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» – материальными, пространственными объектами. К этому течению близка философия жизни развивавшаяся в то же время в Германии. Появление второго течения связано преимущественно с русской философией и особенно с Николаем Онуфриевичем Лосским. Лосский не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их, как средства познания.
Интуиция (от лат. intuitus – взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте). Интуитивное знание: понимание сути предмета, полученное благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи.
Информация (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение) – сведения о чем-либо независимо от формы их представления, понятие, используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду понятиями связи и управления.
Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумное) – то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумное».
Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира, учение, внутренне близкое агностицизму, – определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь, волю как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает. Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Шеллинг, Сёрен Кьеркегор, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон.
Искусство (от лат. eхperimentum – опыт, проба) – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) является одним из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Истина – правильное, адекватное и идентичное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным». Иными словами, это воспроизведение объекта познающим субъектом таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. В качестве антонима используется понятие «ложь». Согласно Мартину Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, буквально – «нeскрытность») является откровенностью бытия.
Картина мира – в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Карл Ясперс). Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую. Говорят также о физической, биологической, философской картинах мира.
Категория (от греч. kategorein – высказывать) – специальное, наиболее общее понятие, используемое при построении теорий. Категориями, с одной стороны, являются общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой – первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания.
Класс – 1) сумма отдельных предметов, которым свойственно нечто, обозначенное одним именем; 2) единица системы, которая следует после отдела (или рода), но стоит выше отряда; 3) наследственные прочные образования, одни другим подчиняющие или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни и общему положению является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса.
Коммунизм (от лат. communis – общий) – последовательная форма марксизма, которая нашла свое, наиболее яркое выражение в русском большевизме, хотя практические попытки построить коммунизм как общество всеобщего благополучия предпринимались уже издревле (коммунистические черты в идеальном государстве Платона, которое он описывает в «Государстве»; в древнем христианстве; в монашеских орденах и многих религиозных сектах). Коммунизм ставит своей целью такой экономический и общественный строй, который в требование равенства всех людей, включает требование уничтожения частной собственности и в особенности экспроприации средств производства и продуктов производства.
Космизм (от греч. kosmos – Вселенная) – религиозно-философское и культурное движение, в основу которого положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.
Космогония (от греч. kosmogonia – создание мира) – миф о сотворении, дорациональное, донаучное мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии. Типично космогонические учения развивали все религии, причем эти учения рассматривали также и происхождение человеческого рода.
Космология (от греч. kosmos + logos – учение о мире) – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения, через космогонию. Появление космологии относится к глубокой древности (наблюдения и заметки вавилонских и египетских жрецов). Дальнейшее развитие космологии идет через Гиппарха и Птолемея к Николаю Копернику, Тихо Браге, Иоганну Кеплеру, Исааку Ньютону и затем к настоящему времени, причем из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки. Рассматривавшаяся и излагавшаяся раньше как часть метафизики, космология сама стала наукой о природе и (понимаемая в узком смысле) приравнивается к астрономии.
Креационизм (от лат. сгеаге – создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом.
Лингвистика (от лат. lingua – язык) – языкознание, наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.
Личность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Быть личностью – значит иметь следующее: обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией; иметь активную жизненную позицию; иметь цель в жизни и обладать принципиальностью; обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции; осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости; оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным; иметь созидательную установку и созидательное поведение.
Материализм (от лат. – materialis – вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевно-духовной – в материи. К материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Своего расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в XIX веке. (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус, Я. Молешотт, К.Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е.Дюринг).
Материя (от лат. materia – вещество) – понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области ми