Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли
На первый взгляд, очевидно, что общество начинается с человека, с существования множества людей. На ранних стадиях развития философии, например, древнегреческой натурфилософии, общество понимали как совокупность людей. Но сразу же философы должны были задуматься над вопросом: что же объединяет людей, что преобразует совокупность людей в особое целое — общество? Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и содержании. Именно совместная деятельность по производству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность. Общество возникает и существует, таким образом, при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений. Общественные отношения многообразны, выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д. Определяя общество в целом, можно сказать, что оно есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и природой. Общество — это «сам человек в его общественных отношениях». Существует множество философских концепций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может сегодня претендовать на монопольное владение истиной. Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития.
Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVII—XVIII вв. В это время философские проблемы общества выделились в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки — социальная философия. Первые социально-философские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие философы. Каковы же исторические, социально-экономические, культурные предпосылки содействовали появлению социальной философии? В XVI—XVIII вв. в Европе сложилась и утвердилась буржуазная индустриальная цивилизация. Это эпоха промышленных и социально-политических революций, ускорения общественного развития. Возникли объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, проникновения в глубинные причины, закономерности общественной жизни, поиска исторических перспектив. Это была эпоха освобождения человеческого разума от прежде незыблемых традиций, главным образом религиозных, эпоха активной деятельности разума, причем сфера его деятельности кажется неограниченной, а любой предмет изучения — принципиально подчиненным его могуществу. Концептуально-теоретический уровень философского исследования общества предполагал изучение его объективных основ, закономерностей структуры, существования и развития.
Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась теория общественного договора. Она начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным разумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Чтобы жить, человек должен удовлетворять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы. Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом. Распространение знаний, науки, просвещения позволит, считали мыслители, познать природу человека, организовать разумное, соответствующее ей общественное устройство, будет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки являются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразования стала Великая французская буржуазная революция. Оказывается, что общество имеет две основы: природную и рациональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так называемая «теория факторов», согласно которой общество основано на взаимодействии нескольких факторов: природных (географических, биологических), политических, духовных и т.д. Однако является ли сумма факторов решением проблемы? Каково происхождение этого взаимодействия? Называли географический детерминизм Ш. Монтескье и демографический детерминизм английского экономиста Т. Мальтуса и др. Гельвеций, например, подчеркивал особую роль экономического фактора, но сводил его только к «материальным нуждам», т.е. по существу природным началам. Натуралистическое объяснение общества в свое время имело большое теоретико-философское значение, поскольку впервые была сделана попытка найти объективно закономерные, рациональные основы общества. Натуралистический подход к обществу сохраняется в определенном смысле и в настоящее время.
Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж. Вико, И. Гердера. Это направление получило название «историзм». Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой. Социальное бытие у них создается в ходе истории из «человеческих действий, социальных установлений» прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойственность человеческой природы.
В объективно-идеалистической философской системе Гегеля — классическое понимание общества получило наиболее развитое целостное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его историю. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазвивающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек — «орудие Духа») рационально, закономерно выстраивает историю. В структуре общества Гегель ставил на первый план так называемое «гражданское общество», имущественные экономические отношения, хотя по Гегелю они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общественные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом социальной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерминированности общественного развития. История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.
Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Однако противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, неидеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей, их жизнедеятельность. Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия — объективной социальной реальности по отношению к общественному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, определяет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаментальную роль. Субъектом истории является в таком случае не дух, не личность просветителя, а широкие социальные общности людей, создающие практически и духовно свою действительную жизнь. И если классическая философия выводит суть общества из объективной духовной культуры, то Маркс апеллирует к общественной деятельности субъектов, и в первую очередь к материально-производственной практике. Значительную роль в социальной философии играют идеи Маркса об обществе как целостной системе, едином социальном организме со сложной иерархической структурой.
Концепция рационалистического толка была предложена О. Контом. Он считал, что общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества. Именно наука об обществе, позитивная философия должны определять и создавать рациональное общественное устройство. Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим типичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и развития общества. Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX — начале XX в. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов. В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состояние общества, его развитие определяются «сверхиндивидуальной социокультурной реальностью», не тождественной материальной реальности. Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция «информационного общества» (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки, техники, производства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества. Многообразие существующих социальных концепций, безусловно, связано с многообразием существующих обществ, многовариантностью их развития, их внутренней сложностью, многоаспектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаимодополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления общечеловеческих тенденций развития. В современных социально-философских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой деятельности.