Методы науки будущего. - Будущее развитие людей

До сих пор я говорила о развитии отдельной личности; я старалась объяснить вам, каким образом решительно поставивший себе эту цель может, шаг за шагом, подняться от земной жизни до жизни ученика; как в течение немногих лет он может исполнить то, на что всей расе понадобится неизмеримое количество веков. Сегодня нам предстоит другое дело. Я постараюсь описать вам ход прогресса во времени и изложить, разумеется, весьма кратко, крупные фазы в развитии человечества, рассматриваемого как целое. Это позволит нам бросить взгляд, так сказать, с птичьего полета на всю эволюцию; сделать очерк не только прошлого, но и будущего нашей расы. Мы будем говорить сегодня об эволюции всего человечества. Я приглашаю вас с собой сесть на посланника Вишну, могучую птицу Гаруда, и быстро пронестись через атмосферу бесчисленных веков, смотря на панораму, которая будет развертываться внизу. Наверное, в конце такого путешествия у нас захватит дыхание. Для меня такой полет легче, нежели для вас: эти мысли стали мне привычны, а для многих из вас они покажутся странными, так как теософическое мировоззрение сильно отличается от современных распространенных точек зрения на эволюцию.

В глазах великих Существ, бывших первыми руководителями человечества, человек не есть то, что он теперь из себя представляет, ибо он не достиг еще того уровня, для которого он был создан. Я не хочу этим сказать, что успехи человечества совершенно неудовлетворительны. С высшей точки зрения, положение, достигнутое человеком в его эволюции, представляется, в общем, довольно удовлетворительным, принимая во внимание краткость времени, употребленного на это развитие. Конечно, время это не велико лишь для меры божественной и кажется, наоборот, чрезвычайно долгим, если его измерять земными годами. Разумеется, современный человек совершенно не соответствует идеалу Тех, кто направил его на путь эволюции. Человек уже окончил свое нисхождение в материю и перешел через самую низкую точку своего пути; теперь ему остается взобраться на крутые высоты, на вершине которых совершенное и славное человечество будет сильно отличаться от современного своего состояния, став таким, каким оно должно быть по божественному Замыслу.

Будем помнить, что мир объемлет собой семь отдельных миров, происшедших от божественной Мысли; они создавались изнутри вовне или, если хотите, сверху вниз; существует семь планов или же миров, сфер. Субстанция каждого плана различна, хотя и происходит из одного и того же всеобщего источника - Параматмы. Когда Мысль Божества силой божественной Воли осуществлялась в проявленном мире, каждый план охарактеризовался особой, ему свойственной плотностью вещества и различным числом оболочек, скрывающих первоначальную энергию. В общих чертах можно представлять себе этот Космос и Логос, его произведения, как громадную солнечную систему, в которой Логос занимает место солнца, а каждый из последовательных концентрических кругов соответствует одному из планов мира. Внутренние круги соответствуют тем планам, вещество которых наиболее тонко, а энергия - наименее скрыта; наоборот, внешние круги представляют собою те планы, где вещество делается грубее и энергия как бы парализована плотностью охватывающего ее вещества.

Затем необходимо дать себе отчет в том, что каждый план имеет своих обитателей и что поток эволюции состоит в движении от центра к окружности и затем - в обратном движении, в возвращении от окружности к центру. Когда исходит Великое Дуновение и начинается существование материи, то она все более и более уплотняется; наступает момент, когда достигается максимум ее плотности, и в то же время энергия переходит через минимум своего проявления. Этот период, следовательно, характеризуется наибольшей плотностью вещества и неизменностью формы, в то время как жизнь становится все более и более скрытой. Затем Дуновение возвращается к своей исходной точке, и его творческая деятельность стремится, так сказать, к центру - тогда вещество становится все более и более тонким, жизнь - все менее скрытой, и этот процесс продолжается до того момента, пока Великое Дыхание не извлечет из проявленного Космоса весь разнородный опыт, накопленный в разных мирах. Человечество - цель и результат этой эволюции - станет божественным и будет готово вступить в еще более высокие фазы существования. Следуя за этой кривой, описываемой от центра к окружности, мы видим, что она создает стремление к индивидуализации по мере того, как существа переходят в среду, наполненную более плотной материей. Таким образом, бросив взгляд назад, мы видим, что так называемая элементальная сущность облекается во все более и более определенные формы. Ее эволюция, совершающаяся по нисходящей ветви кривой, индивидуализирует ее и дает ей все более материальные формы. Это - падение в материю. В то же время эволюция человечества происходит по восходящей ветви кривой и, следовательно, ведет к единению, слиянию, причем формы утончаются: это восходящее движение к раскрытию жизни.

Представив себе, таким образом, в грубых чертах схему Космоса, вы поймете, что на планах менее плотных, чем план физический, мы встречаем не только поднимающееся на пути эволюции человечество, но и инволюцию нисходящей в материю элементальной сущности. Поворотный пункт находится в царстве минералов, где достигнута наиболее плотная фаза. В ходе восходящей эволюции минеральное и растительное царства физического мира занимают только физический план, не достигая высшего сознания; с дальнейшей эволюцией животное царство делает еще один шаг вперед: жизнь животного протекает уже не только на физическом плане, но и на астральном. Человек же, по мысли своего Творца, должен в течение этой эволюции овладеть пятью планами из семи, составляющих мир. Он должен жить и царить на физическом и астральном плане, и на высшем или ментальном плане, составляющим Сварга индусов и Девачан теософов. Это расширенное состояние сознания еще лучше выражается словом сушупти; в земной жизни это состояние знакомо лишь исключительно развитым людям, но с дальнейшим ходом эволюции оно станет достоянием большинства. Далее находится четвертый план - Турийа, или Буддхи, а еще выше - план Нирваны, или Турийа-тита. Таким образом, в течение эволюции человечество должно сознательно занять место в пяти мирах; это планы физический, астральный, ментальный (Сушупти), план Буддхи (Турия) и план Нирваны. Таковы фазы расширения сознания, через которые должен пройти человек, если он хочет с успехом совершить предназначенное ему странствие. Каждый может посредством йоги быстрее пройти эти ступени, но большинство людей совершит эту эволюцию лишь по истечении многих веков. Прежде чем кончится манвантара, большинство овладеет всеми пятью планами расширенного сознания и будет жить на них полной жизнью. Тогда человек создаст себе оболочки, в которых сознание его сможет активно проявляться на каждом плане. Каждый человек может развить в себе эти пять проводников, которые сделают его тем, чем он должен быть: господином и хозяином проявленного мира.

Еще выше и гораздо дальше существуют еще два плана, которых в течение этой эволюции не достигает большинство рода человеческого; их имена для нас не имеют никакого определенного смысла - настолько эти планы превосходят самые возвышенные наши представления. Планы эти - Паранирвана и еще выше Махапаранирвана. Мы не можем даже мечтать о том, что представляют собою эти состояния сознания.

Таковы семь сфер Космоса. Большинство человечества сознательно вступит в пять из них, некоторые достигнут и двух последних, самых высоких.

Все вышесказанное бросает некоторый свет на значение чисел "пять" и "семь" в природе. По этому поводу было много споров, главным образом, между некоторыми теософами и нашими братьями брахманами.

Брахманы требуют классификации, основанной на числе пять, тогда как теософы настаивают на семеричной классификации.

Читая священные писания, мы убеждаемся, что полная классификация основана на числе "семь"; в Упанишадах часто упоминается о семеричном огне. Но современная эволюция основана на числе "пять", что и символизируется хорошо известными в индусской литературе пятью пранами. Таким образом, между этими двумя классификациями нет противоречия. Если бы люди лучше понимали друг друга, то подобных споров не происходило бы: всегда можно найти общую почву, если не скользить по поверхности, не спорить о внешности, а стараться заглянуть в глубь вещей.

Итак, человечество развивает пять оболочек и совершает эволюцию, основанную на числе пять, и немногие избранные достигают и последних двух планов, лежащих гораздо выше.

Изучая эволюцию человечества, мы видим, что в течение существования первой и второй Расы происходила эволюция формы и низшей, или животной, природы; иначе говоря, эти расы развили физическое тело, эфирный двойник (в теософских книгах называемый линга шарира) и камическое (астральное) тело, или тело страстей, - то есть то, что имеется и у человека, и у животного. Когда третья Раса совершила половину своей эволюции, ей была дана особая помощь. Благодаря этой помощи движение чрезвычайно ускорилось и эволюция совершается быстрее. Великие Кумары, те, кого называют Сынами Мысли (Манасапутры), - цвет былой эволюции - пришли на помощь человечеству, чтобы ускорить его рост и развитие; бросив в человека искру своей сущности, они дали ему тот толчок, благодаря которому зародился в человеке Манас или индивидуальная душа.

Именно в это время образовалась оболочка известная под названием карана шарира - тело причинности. Это - "тело Манаса", сохраняющееся в течение всех перевоплощений Эго и приносящее в каждую следующую жизнь результаты предыдущей жизни.

Поэтому тело это носит название "тела причинности" (corpus causal), ибо содержит в себе причины, производящие следствия на низших планах земной жизни.

С этого момента (то есть после того, как человечеству была дана такая помощь), человеческое развитие происходит по следующему плану: образовавшееся тело причинности составляет оболочку, служащую хранилищем всего приобретенного опыта. Являясь на землю, человек как бы направляет в мир часть себя самого и собирает в этом физическом мире известные факты, знания - одним словом, все то, что мы называем жизненным опытом. Пройдя врата смерти, он должен усвоить весь приобретенный опыт на земле; лишенный физического тела, невидимый в этом мире, он живет на более высоких планах - астральном и девачаническом, где он производит известные действия и усваивает приобретенный на земле опыт, сливая и отождествляя его со своей самой сокровенной природой. Каждое существование приносит известные результаты, и человек, овладевая ими, преобразует их в свойства и способности. Если, например, в течение физической жизни человек много думал, применил большую энергию к приобретению знаний и развитию своего интеллекта, то в период между смертью и новым рождением он перерабатывает эти усилия в умственные способности, которые и принесет с собою на землю. Точно так же, высокие порывы, духовные стремления и надежды сливаются в это время с самой сущностью человеческой природы. Возвратившись на землю, человек рождается в такой среде, которая наиболее может облегчить его дальнейшее развитие, и приносит с собой приобретенные им духовные способности, которыми может воспользоваться для своего дальнейшего прогресса.

Таким образом, карана шарира выбрасывает часть самого себя на низшие планы и собирает на них жатву опыта; затем втягивает обратно эту часть вместе с приобретенным ею опытом, оставляет ее на некоторое время в Девачане, где происходит претворение опыта и преобразование его в свойства, качества и способности.

Затем происходит новое проявление этой жизни, уже более развитой, и на низших планах проявляются приобретенные качества и способности. Таким образом, из жизни в жизнь совершается непрерывный прогресс, и карана шарира служит все время хранилищем от века приобретенного опыта, уподобляясь вечному мыслителю.

Теперь ясно, что подразумевается под "странствованием души". По плану эволюции с каждой новой жизнью человек растет: развивается его интеллект и развиваются его нравственные качества и духовные способности. Но план этот приводится в исполнение весьма несовершенно, и в этом заключается причина громадной продолжительности странствования. Вместо прямого движения вперед получается путь, изобилующий поворотами, обходами и уклонениями в сторону. В силу этого, завершение эволюции требует мириады веков; и все-таки, как бы она ни затягивалась, она будет совершена, ибо такова божественная Воля.

Эволюция продолжалась во вторую половину третьей Расы и дошла до четвертой. Во время четвертой Расы развилась могущественная цивилизация Атлантиды, достигшая своего апогея во времена великой подрасы, о которой сказала уже кое-что и западная наука; я говорю о расе толтеков.

Цивилизация эта достигла удивительных результатов, но развивалась она в весьма трудных условиях. Человек находился тогда еще в самом низу восходящей дуги кривой и был глубоко погружен в материю. Душевные его свойства весьма походили на то, что ныне мы называем психическими способностями; необходимо было на некоторое время заглушить их, чтобы дать развиться умственным способностям и сделать возможной в будущем высшую эволюцию человечества. По этой причине великий космический закон, которому ничто не может сопротивляться, привел эту расу к созданию великой, но весьма материальной цивилизации. Исчезновению психических способностей способствовали, в известной мере, и сознательные усилия правящих классов государства толтеков в Атлантиде. Вполне сознательно, для успеха своих эгоистических намерений, они постарались уменьшить психические способности и задержать их развитие у низших классов населения, отставших на пути эволюции и в силу этого занимавших более низкое место на общественной лестнице. Чтобы обратить их в свои послушные орудия, высшие классы воспользовались своими оккультными познаниями в свою пользу. Таким образом, психические способности были искусственно остановлены в своем росте - более, чем нужно было великому космическому закону.

Никто не может двигаться против течения великого космического закона, никто не в силах остановить могучее движение божественной Эволюции, но человек, тем не менее, может способствовать ей или противодействовать.

Он может направить свои силы к добру или ко злу. Признавая величие и мудрость закона, он может присоединиться к нему по чувству долга и подчинения божественной Воле; но может также, для своих личных целей, стараться овладеть некоторыми силами природы и пользоваться ими для удовлетворения своего эгоизма, вместо того чтобы способствовать осуществлению божественных намерений. Когда человек пользуется великими силами Космоса для эгоистических целей, он создает себе дурную личную карму, хотя общее направление кармы всей расы и остается неизменным. Вредя таким образом своему будущему, он остается в потоке космического закона; в узком круге своего личного развития он готовит себе страдания, жатву эгоизма. Таким образом, находясь под властью великого единого закона, человек готовит себе несчастную или счастливую личную карму. Повинуясь космическому закону, люди все же остаются свободными.

Четвертая Раса стремилась овладеть психическими силами для своих эгоистических целей; результатом было разрушение Атлантиды, совершенная гибель этой цивилизации, от которой сохранилось лишь несколько обломков, разбросанных повсюду, но главным образом - в Южной Америке, где можно восстановить стертые следы былого величия. Несмотря на упадок цивилизации, эти следы были еще так прекрасны в эпоху завоевания Перу испанцами, что завоеватели изумлялись устройству общественной жизни, чистоте, мягкости нравов, мудрости правительства и общему процветанию нации. Цивилизация перуанцев, которую уничтожили и стерли с лица земли полчища завоевателей, была последним мерцающим отблеском цивилизации Атлантиды, столь великой в своем апогее и сметенной катастрофой, после которой над цветущими прежде местностями стали бушевать волны Атлантического океана.

Коснувшись вскользь этого вопроса, мы переходим к эволюции нашей расы. Чтобы быть в состоянии хорошо проследить эту эволюцию, вы должны вспомнить, что Логос нашей системы проявляется в трех различных аспектах. Вы знаете, что в каждой великой религии есть учение о Тримурти, Троице, то есть о троичном проявлении Бога; вам известно также, что Три есть лишь проявление Единого, три вида единого непроявленного Бытия, которое может быть познано лишь как проявленный в мир Бог. Вы знаете, что в тройном Логосе различают три аспекта: силы (власти), мудрости и любви.

Всякая человеческая деятельность носит на себе отпечаток тройного Логоса и может быть отнесена к одному из трех его аспектов: власти, любви или мудрости. Сообразно этим аспектам происходит группировка человеческих рас и проявление деятельности народов и отдельных личностей. Не забывайте, что три есть только один; все три взаимно друг друга проникают, и различие их относится не к Сущности, а лишь к их проявлению, то есть к миру феноменальному. Но так как мы живем тоже в мире феноменальном, мы можем принять эту классификацию, не опасаясь, что она введет нас в заблуждение, если только мы всегда будем помнить основное единство, от которого все происходит.

Воспользуемся приведенной классификацией и расчленим ее еще более.

Мы включим в категорию любви все виды интеллектуальной деятельности, относящиеся, с одной стороны, к религии, с другой - к филантропии, придавая этим словам самый широкий смысл: религию мы рассматриваем как долг по отношению к Тем, кто выше нас, а филантропию (то есть гуманитарную деятельность всех родов) - как долг к окружающим и тем, кто стоит ниже нас по развитию и положению. Таким образом, в категорию любви входит всякая человеческая деятельность религиозного характера, в основе которой лежит поклонение тем, кто предшествовал нам в эволюции, а также и гуманитарная деятельность, рожденная чувством долга и состраданием к немощным и обездоленным. Можно сказать, что религия имеет предметом изучения наши обязанности к Богу, а гуманитарная деятельность выражает собой стремление к исполнению обязанностей по отношению к людям, нас окружающим на физическом плане. Под общим наименованием мудрости мы будем подразумевать всякого рода деятельность высшего или малого разума, относящуюся к наукам, философии и искусствам. Эти три великие поля человеческой мысли относятся к проявлению Логоса как Мудрости - не потому, что само знание есть мудрость, а потому, что представляет собою то, что посредством духовной алхимии превратится в мудрость; духовно преображенное знание становится мудростью.

Затем мы отнесем к категории власти (силы) все виды человеческой деятельности, относящейся к управлению людьми, административным и исполнительным функциям, к организации наций, образованию обществ, - одним словом, все, что требует применения власти.

В эту категорию также входят творческие способности человека, которыми он обладает по праву, в силу своего божественного происхождения; эти способности служат важными причинами человеческой эволюции, могучей силой, толкающей человечество вперед, но лишь немногие понимают всё их значение и сознательно ими пользуются. Все действия божественных Учителей, в прошлом и в настоящем, направлены на то, чтобы подчинить эти обширные поля деятельности сознательной человеческой культуре, дабы человек, возделывая их, как должно, тем самым способствовал своей эволюции. Все усилия Их стремятся к тому, чтобы дать хорошее направление всякого рода деятельности, проявляющейся в категориях любви, мудрости или власти, и открыть человеческой эволюции самый прямой путь. С этой целью были основаны все великие религии, были созданы самые благородные этические системы; по этой причине дано было столько толчков духовному и интеллектуальному развитию человечества, приведших к созданию движения, в котором мы имеем новое и полное изложение древних истин, носящее название божественной Мудрости, но более известное людям в греческой форме слова - Теософия. Это не что иное, как новое изложение древней истины, новое усилие тех же Учителей направить деятельность людей.

Теперь это более необходимо, чем когда бы то ни было; ибо если вы бросите общий взгляд на мир, то увидите, что во всех категориях деятельности человек достиг, по-видимому, предела своего могущества. Он завоевал физический план; он настолько подчинил его себе, что физическая сторона жизни поглощает слишком много его внимания и забот, тогда как реальности высших планов скрыты от его взора. Изучая жизненную деятельность, мы видим, прежде всего, что религии, с одной стороны, угрожает материализм, с другой - под нее подкапывается суеверие; человечество обращает на нее сразу два оружия, грозящие ее существованию: скептицизм, который не верует, и суеверие, которое верует слепо. То и другое одинаково гибельно для человеческого прогресса. Если, оставив религию, мы обратимся к современной гуманитарной деятельности, то мы увидим, что нищета слишком велика и глубока, чтобы человек был в состоянии с нею бороться. Именно там, где современная цивилизация достигла наибольшего развития и успеха, встречается наибольшее количество страданий и ужаснейшая нищета, давящая человеческую жизнь. Против этих страданий бессильна всякая филантропия, всякая временная помощь; и эти страдания приводят к раздражению и к классовой ненависти, к опасностям революции и анархии. Таким образом, самим основам цивилизации угрожает опасность, и люди не знают, как избавиться от нее, ибо они потеряли чувство любви.

Перейдем теперь к области знания - тому, что должно стать мудростью. Наука, по-видимому, истощила все свои материальные ресурсы. Научные аппараты доведены до такой изумительной тонкости, что дальнейшие успехи в этом отношении являются невероятными: существуют весы, на которых можно взвесить ничтожную часть грана, и все-таки наука заявляет, что есть вещества, неуловимые даже для самых точных весов. С современными своими методами наука дошла до крайних пределов анализа, и дальше ей некуда идти; помимо своего желания, она чувствует себя под властью каких-то более тонких и таинственных сил, которые не признавались ею до сих пор. И химик в своей лаборатории, и ученый в своем рабочем кабинете чувствуют, что они со всех сторон окружены силами, неуловимыми для меры и веса. Силы эти смущают их своей реальностью и в то же время противоречат, по-видимому, всему, что им известно о природе.

В области философии происходит борьба между материализмом, недостаточность которого доказана, и идеализмом, который никак не может утвердиться на прочном основании. В искусстве ярко выступают бессилие и бесплодие; оно не производит ничего великого и нового и ограничивается плохими копиями древних. Бессильное искусство потеряло свою творческую силу.

Рассмотрим теперь проявления третьего великого аспекта Логоса, аспекта власти, силы. Что видим мы в современном мире? На наших глазах гибнут одни народы за другими. Они потеряли прежних своих божественных Руководителей<$FЦарей-Посвященных.>, которые в состоянии были ими управлять и вести их к счастью и процветанию; потерю их люди стараются возместить тем, что создают себе многоглавого властелина, называемого Народом; вместо божественной власти могучих Посвященных создается то, что носит название самоуправления страны и демократических методов - как будто достаточно помножить невежество одного на достаточно большое число голов, чтобы в результате получилось знание. Что же касается творческих способностей, то они забыты совершенно; человек настолько потерял из виду свое божественное наследство, что тот, кто заговорит о нем, покажется смешным.

Что же все это значит? Это показывает нам, что человечество готово сделать новый шаг вперед. Мы достигли одной из поворотных точек в истории, когда устаревшие методы роста и развития должны уступить место новым. Среди волнения, сумятицы, отчаяния и нерешительности в человечестве зреют семена нового, близкого прогресса, в результате которого все три категории деятельности проявятся в прежней своей силе и определенности, обогащенные еще новым развитием. Эволюция не идет назад, но воспроизводит периодически былые методы, продвигаясь вперед по восходящей спирали, на каждом новом витке которой повторяется все, что было лучшего на предыдущем.

Возьмем прежде всего любовь. Когда человечество сделает новый шаг вперед - на это есть определенные признаки, - то, развив дух и приведя в гармонию свою физическую оболочку, люди займутся совершенствованием второй оболочки, той, которая позволит свободно и сознательно действовать на астральном плане. Не всем человечеством будет сделан этот шаг, ибо лишь современное недомыслие утверждает, что все люди равны; тем не менее, его совершит большинство человечества; люди разовьют и совершенно используют свое астральное тело, так что в прогрессе человечества не будет застоя.

Что же будет результатом такого шага? В области религии с расширением поля зрения людей им откроется непосредственное знание иных планов; они придут в соприкосновение с теми Существами, о которых говорили все великие религии; они узнают Их так, как теперь известны им, по их мнению, окружающие их материальные тела. Сущности этого пока еще невидимого мира станут для них доступными. Такое непосредственное знание родит уверенность, которая навсегда уничтожит самую возможность скептицизма. Когда человек в нормальном состоянии сознания будет видеть окружающие нас со всех сторон невидимые миры и их обитателей, то он уже не будет в состоянии сомневаться в их существовании, как вы - в существовании вашего отца, матери или детей.

Когда будет сделан этот шаг, характер религии совершенно изменится. Истины, провозглашаемые ныне ясновидцами и пророками, станут известны всем и доступны ежедневному опыту людей; в результате скептицизм станет столь же невозможен, как невозможен он в наше время относительно большинства научных данных. Суеверие будет разрушено так же основательно, как и скептицизм. Благодаря невежеству людей, оно живет еще во тьме, развивается и процветает; оно становится проклятием народов, ибо некоторые люди, сохранив традицию знания, но не владея его действительным содержанием, пользуются этой традицией для обращения в рабство своих соотечественников. Невежественные люди, устрашенные претензиями на знание, преклоняются перед теми, кто говорит, что обладает ключами мудрости, - хотя ключи заржавели и совсем не могут более повернуться в замках. Суеверие будет невозможно, когда у людей откроются глаза. Вы не знаете, сколько зла приносит суеверие после смерти. Вы не можете себе представить, какие ужасы и страдания испытывают многие души, когда из физического тела они переходят в незнакомый им мир, где, как им кажется, кишат воображаемые страшилища, созданные суеверием под влиянием ложного знания. Особенно это имеет место на Западе, где существует идея о вечном аде, где говорят, что после смерти нет больше развития и движения вперед, что грешники погружены в озеро горящей серы и останутся в нем навеки, без малейшей надежды на освобождение и спасение. Эти бедные души именно так и представляют себе свое положение и считают себя жертвой ужасов, описанных их невежественными руководителями. Тем, кто помогает им по ту сторону смерти, бывает очень трудно рассеять их ужас и заставить их понять, что повсюду царствует Закон, что не злоба и вражда, а Любовь управляет Космосом. И скептицизм, и суеверие будут разрушены окончательно и навсегда.

Что же касается гуманитарной деятельности, то также будут сделаны крупные успехи, ибо на высших планах гораздо лучше можно работать для блага людей, нежели на плане физическом. Физическая деятельность производит много шума, но дает слабые результаты. Человек бросается во все стороны, работая в общественной сфере; получается впечатление, что он делает большое дело, которое принесет крупные результаты. Но как малы, как ничтожны эти результаты в сравнении с могучим потоком невидимой работы, совершаемой в тишине и спокойствии, без единого слова, без единого усилия физического тела!.. Работы, производимой творческой мыслью, в той тонкой среде, которая более влияет на сознание людей, чем на их внешние оболочки. Когда человечество достигнет этого высшего плана, подобный способ влияния будет гораздо более распространен, чем в наше время; нищету, преступления и страдания будут уничтожать, действуя на сознание, очищая и укрепляя его и, таким образом, поднимая человека над теми условиями, в которых он тонет теперь. Отдаете ли вы себе ясный отчет в том, что, порождая нечистую, мстительную, гневную или низкую мысль, каждый из вас бросает эту мысль в мир в форме живой силы, деятельной сущности, которая влияет на общество и усваивается наиболее слабыми, впечатлительными и мало развитыми людьми? Мысли иных людей, пользующихся уважением общества, распространяют среди масс семена преступления; и ошибки масс выливаются в такие формы, которые стоят в связи с кармой лиц, вызвавших своими мыслями преступные действия. Слишком мало люди понимают силу мысли и ответственность за свои мысли. Каждый человек, испытывающий злобное чувство, создает разрушительную силу в астральном мире. При встрече с человеком слабым, с дурной кармой, легко подчиняющимся разным влияниям и страстям, которые одерживают верх над разумом, такие дурные мысли, созданные людьми, занимающими уважаемое положение в обществе, легко овладевают несчастным созданием. Если такой человек раздражен чьей-либо несправедливостью или выведен из себя оскорблением, он совершит то, что мы называем убийством. И хотя нож держит его физическая рука, но ответственность за нанесенный удар нужно отнести на счет тех людей, которые питают мстительные чувства, убийственные по существу, хотя бы они и не принимали внешней формы убийства. Невозможно изгнать преступление из низших слоев общества, пока не будут очищены мысли высших классов, мысли тех, кто получил образование и в состоянии понимать природу вещей. И когда все это будет хорошо понято и усвоено, тогда астральный мир откроется для человеческого зрения - в наших руках будет новая сила, чтобы помогать человечеству.

Люди перестанут сомневаться в могуществе мысли и отдадут себе отчет в том, какую ответственность они берут на себя своими мыслями; тогда вместо дурных, унижающих влияний, столь частых в наше время, они станут распространять мысли, полные любви и сочувствия. В то же время они увидят, что для них стало возможным подавать непосредственную помощь страдающим и самим получать ее из духовного мира. Они поймут, что открытия ученых часто приходят к ним из высшего мира путем прямого воздействия высших сил на их интеллект. Когда человек науки освещает предмет с новой стороны, когда, например, такой человек, как профессор Крукс, открывает происхождение атомов - одну из выдающихся теорий современной науки, - то он достигает этого не путем работы своего малого разума. Подобные идеи приходят сверху, а не снизу. Учителя направляют, таким образом, мысли людей, обладающих известными способностями и пригодных к такому воздействию.

Из мира мысли, через астральный план (или сферы), где мысли становятся живыми и деятельными сущностями, они влияют на некоторых людей, чтобы ускорить прогресс нашего мира и облегчить развитие человечества. Это бы случалось значительно чаще, если бы люди не ставили преграды воздействию высших сил своим эгоизмом. Пока человек не научился работать для блага всех, ему опасно давать в руки ключ к открытию тайн природы.

Наука, по словам одного из этих великих Существ, должна сделаться слугою человечества, чтобы заслужить помощь Тех, Которые из великого сострадания к человечеству остаются в сфере земли, отказываясь от блаженного отдыха.

Когда человечество разовьется духовно, оно получит могучую помощь свыше, и быстрые успехи будут сделаны в области воспитания.

Мы знаем, что вокруг тела каждого человека существует то, что носит название ауры и видимо для опытного глаза, например, для йога; вид ауры позволяет судить о развитии интеллекта, о характере и дает точные сведения о степени развития и особенностях души, обитающей в данном теле. Каждый из нас носит с собою такое свидетельство, очевидное доказательство той ступени, которую человек занимает на лестнице эволюции. Вокруг каждого из нас находится эта особая атмосфера, которая указывает природу наших мыслей и характера; для опытного глаза ее так же легко понять, как черты лица для глаза физического, но сведения, даваемые ею, несравненно точнее. Когда ребенок рождается на свет и находится в первых фазах своего роста, то аура его заключает в себе кармические результаты его прошлого; но большая часть его способностей и наклонностей находится в ней не в зрелом, а в зачаточном состоянии.

Аура маленького ребенка довольно чиста; цвета ее ясны и прозрачны и не имеют того плотного, густого и грязного вида, как у взрослых людей; и в этой ауре в скрытом состоянии заключаются склонности, которые могут быть развиты. Одни из них - хороши, другие - дурны.

Если опытный глаз различил эти признаки, то можно развить хорошие склонности и заглушить дурные, подвергая ребенка определенным влияниям. Если вы хотите, чтобы из семени выросло здоровое, полное жизни растение, вы должны посадить его в хорошую почву, поливать и следить за тем, чтобы солнце заливало его своими лучами. В семени заключается все что есть существенного в растении, но само растение еще не проявилось; развитие его будет более или менее совершенным в зависимости от почвы, от ухода, от ласкающего его ветра и согревающего его солнца; оно может расти и стать прекрасным, но может также и остановиться в своем росте.

В значительной степени это относится и к ребенку. Предположим, например, что у ребенка есть зачатки гневного, страстного темперамента. Если окружающие его обладают знаниями и мудростью, они будут очень сдержаны в своих проявлениях. Ребенок не должен слышать ни одного гневного слова, не должен видеть ни одного страстного поступка. Все окружающие его должны быть мягкими, любящими, постоянно владеть собою, ибо вид гнева взрослых питает зачатки гневного темперамента в детях. Необходимо следить за тем, чтобы дети постоянно были окружены влияниями, способными побудить их ко всему чистому, доброму и благородному.

И если бы так поступали с каждым ребенком, человечество стало бы двигаться вперед с головокружительной быстротой. Неведение затемняет сознание людей, и они не знают, как нужно воспитывать. В сфере воспитания мы постоянно встречаемся с неудачами; но неудачи исчезнут, когда человек будет больше знать; воспитание, в наши дни слепое, должно зиждиться на знании, ясности и проникновении. Необходимостью хорошего воспитания объясняется то обстоятельство, что в прежние времена каждого мальчика посылали к Гуру. Этот древний обычай имел своей целью поставить ребенка под влияние светлого, развитого ума и дать ему помощь человека, глубокие знания которого превосходили познания обыкновенных людей. Гуру всегда был человеком, который знал и видел, и воспитание, которое он давал ребенку, отданному на его попечение, имело своим результатом подавление дурных инстинктов и развитие хороших. По мере того как исчезали истинные Гуру, человечество теряло это неоценимое благо, но это благо возвратится, когда знание углубится и когда настанет более глубокая фаза развития человечества.

Методы изменятся во всех областях знания. Врачу не придется более определять природу болезни по внешним симптомам, он будет основывать свой диагноз не на рассуждении, а на непосредственном видении. В наше время для постановки диагноза уже начинают пользоваться тем, что носит название ясновидения; в затруднительных случаях врач обращается к ясновидящему, взор которого проникает сквозь физическую об

Наши рекомендации