Видение 5: Вибрирующие Волны Внешнего Единства
(глаза открыты, сосредоточенность на внешних раздражителях; эмоциональные аспекты)
При исчезновении привычных восприятий и распадении структуры внешнего мира на непосредственно воспринимаемые сознанием волновые феномены важно сохранить чистое и свободное от какого-либо содержания пробужденное сознание (сознание Первого Бардо).[18]Независимо от подготовки, человек, следуя своим ментальным склонностям, скорее всего изберет одну из двух интерпретаций галлюцинаторных видений или откровений. Первый тип реакции ведет либо к интеллектуальной ясности, либо к страху и замешательству, описанным в четвертом видении. Другая интерпретация — это эмоциональная реакция на дальнейшее распадение уже разделенных форм. При этом субъект может оказаться поглощенным экстатическим единством или соскользнуть в изолированное состояние эгоизма. "Бардо Тодол" называет первый случай "Мудростью Равенства", а второй — "трясиной мирского существования, обусловленной необузданным эготизмом". В состоянии лучезарного единства человек ощущает, что во вселенной имеется лишь одна энергетическая система, а все вещи и все чувствующие существа — это только преходящие проявления одного и того же паттерна. Когда пятое видение подвергается эготической интерпретации, возникает эффект "пластиковой куклы". Воспринимающиеся обособленно формы кажутся неестественными, пластиковыми, унылыми, жалкими, а все люди (включая и самого наблюдателя) представляются безжизненными манекенами, которым недоступен вибрирующий танец энергии.
Опыт этого видения подобен опыту четвертого видения. Вся искусственная, привычная структура точно так же распадается на энергетические вибрации. Осознание активизировано не всепроникающей ясностью, а яркой сменой форм и их единством. Субъект поглощен безмолвной игрой круговорота энергии. Изысканные формы танцуют, увлекая его; все окружающие объекты излучают энергию, сияющие эманации. Он воспринимает свое собственное тело тоже как игру энергии. Если он смотрит в зеркало, то видит сияющую мозаику частиц. Он начинает глубже понимать смысл волновой природы как основы его собственного тела. Возникает ощущение расплавленности, растекания. Тело уже не что-то обособленное, но сгусток вибраций излучаемой и воспринимаемой энергии — фаза танца энергии, который длится тысячелетия.
Чувство глубокого единения, ощущение единства всех энергий. В свете экстатического единства всего в одном исчезают внешние различия ролей, каст, общественного положения, пола, вида, формы, силы, размеров, красоты и даже различия между неорганической и живой энергиями. Все жесты, слова, действия и события равнозначны но ценности — это лишь проявления единого, всепроникающего сознания. Исчезают «ты», «я», «он»; «мои» мысли становятся «нашими», «ваши» чувства — «моими». Коммуникация становится ненужной в силу всеобщего со-существования. Человек может переживать все, что чувствует другой человек, непосредственно, так, как если бы это были его собственные чувства. Один быстрый взгляд будет красноречивее любых слов и сможет рассказать о всей жизни. Если царит покой, вибрации пребывают "в фазе". Если покой нарушен, устанавливаются вибрации, которые "не попадают в фазу" и ощущаются как диссонанс в музыке. Тела растворяются, превращаясь в волны. Окружающие объекты — свет, деревья, растения, цветы — кажутся открытыми и приветливыми: они — часть вас самих. Вы и они — просто разные проявления одних и тех же вибраций. Незамутненное экстатическое чувство гармонии со всеми су ществами является лейтмотивом этого видения.
Но, как и прежде, может появиться страх. Для того, чтобы пережить единство, требуется экстатическое самопожертвование. Утрата эго пугает неподготовленного человека. Распад формы на волны может стать самым страшным переживанием для человека, величайшим эпистемологическим откровением.
Главная ценность этого открытия в том, что все существующие формы материи и тела распознаются как лишь кратковременные соединения энергии. Мы не многим отличаемся от проекций на многомерном телевизионном экране. Непосредственное переживание этого факта восхитительно. Вы вдруг очнулись от заблуждения обособленности своей формы и включились в космический танец. Сознание легко скользит вдоль волновых матриц со скоростью света.
Однако открытие этой изменчивости и недолговечности вызывает ужас. Нет ничего постоянного, нет ни одной твердой формы. Все, что вы переживаете, является "не более чем" электрическими волнами. Вы чувствуете себя жертвой обмана, невольным участником какого-то грандиозного телевизионного шоу. Вы уже ничему не верите. Люди вокруг кажутся вам безжизненными телероботами. Окружающий мир представляет собой лишь ширму, театральные декорации, а вы сами — беспомощная марионетка, пластиковая кукла в пластиковом мире.
Даже если другие пытаются вам помочь, они кажутся вам фанерными, бесчувственными, холодными, гротескными, непредсказуемыми, фантастическими монстрами. Вы неспособны чувствовать. "Я умер. Я никогда уже не буду жить и чувствовать." В дикой панике вы можете действием или криком попытаться заставить вадыи ощущения вернуться назад. И тогда вы попадете в стадию Третьего Бардо и получите неблагоприятное для вас новое рождение.
Лучший способ выбраться из ужасов пятого видения — помнить о данном руководстве, расслабиться и качаться в танце воли. Можно также сообщить руководителю о том, что вы находитесь в фазе пластиковой куклы, и он выведет вас обратно.
Есть еще одно решение — двигаться в русле внутреннего биологического потока. Следуйте наставлениям, данным при описании третьего видения: закройте глаза, ложитесь ничком, почувствуйте телесный контакт, плывите вниз в потоке вашего тела. Делая это, вы восстанавливаете эволюционную последовательность. В течение миллиардов лет неорганическая энергия круг за кругом танцевала космический танец, пока не возник биологический ритм. Не торопите процесс.
Если руководитель чувствует, что путешественник переживает видения стадии пластиковой куклы или напугай невозможностью контролировать свои собственные ощущения, он должен прочитать ему наставления для Видения 5 (стр. 191–192).
Видение 6: „Цирк в Глазной Сетчатке"
Каждое из описанных ранее видений Второго Бардо представляло собой какой-то один аспект "переживания реальности". Каждое видение — внутренний огонь или внешние волны, постигаемые интеллектуально или эмоционально, — обладало своими собственными ловушками. Все "Мирные Божества" появлялись в сопровождении своих спутников — "Гневных Божеств".[19]Чтобы сохранять эти видения в течение какого-то времени, требуется определенная степень концентрации, или сосредоточенности ума, а также способность распознавать их и не бояться, поэтому большинство людей проходит лишь через одну-две фазы, не сумев удержать их или остаться с ними. Субъект Может открывать и закрывать глаза — тогда его попеременно поглощают то внутренние ощущения, то внешние формы. Опыт может быть хаотическим, прекрасным, волнующим, непостижимым, магическим, вечно изменяющимся.
Человек будет свободно путешествовать через множество миров переживаний — от непосредственного контакта с формами л образами процесса жизни он проследует к видениям человеческих игровых форм. Он сможет увидеть во всем блеске социальную игру и игру эго, в которые играют он и другие, и понять их с невообразимой ясностью. Его собственная борьба в кармическом (игровом) существовании покажется ему жалкой и смешной. Экстатическое состояние освобожденности сознания является ключевым в этом видении. Исследование территорий, которые было невозможно себе представить. Переживания театрального зрителя. Игра внутри игры внутри игры — и так до бесконечности. Символы, превращающиеся в вещи, которые они символизируют, и наоборот. Слова, становящиеся вещами; мысли, представляющиеся музыкой; благоухающая музыка, осязаемые звуки — полная взаимозаменяемость ощущений.
Все возможно. Все чувства доступны. Человек может «примерять» разные настроения, меняя их, как одежды. Субъекты и объекты кружатся, трансформируются, переходят друг в друга, сливаются, сплавляются, вновь разъединяются. Внешние объекты танцуют и поют. Ум играет на них, как на музыкальных инструментах. По команде они принимают любую форму, любое значение или качество. Человек восхищается ими, поклоняется им, анализирует их, исследует, изменяет, делает прекрасными или безобразными, большими или маленькими, важными или тривиальными, полезными, опасными, магическими или непостижимыми. При этом ои может испытывать изумление, удивление, радость, благоговение, любовь, отвращение, удовольствие, страх, экстаз, ужас или восторг.
Ум свободно переключается, подобно компьютеру с неограниченным доступом к любым программам. Индивидуальная и общечеловеческая дамять всплывают на поверхность сознания, состязаются в фантазиях, желаниях, грезах и трансформациях внешних объектов. Каждое текущее событие заряжено глубоким эмоциональным значением, любая человеческая причуда обретает значимость события космического масштаба. Метафизические величины появляются и кружатся в общем вихре феноменов. Незамутненный "первичный процесс", спонтанный поток ассоциаций, слияние противоречий, сплавление образов, сгущение, смещение, разрушение, расширение, слияние, соединение.
Для неподготовленного субъекта эта калейдоскопическая картина игры-реальности может быть пугающей и приводящей в замешательство. Вместо изысканной ясности миогоуровнего восприятия он будет переживать хаос неконтролируемых, бессмысленных форм. Вместо наслаждения веселой акробатикой раскрепощенного разума будет беспокойство и желание удержать иллюзорный порядок. Могут появляться патологические и скабрезные галлюцинации, вызывающие отвращение и стыд.
Как и ранее, такое негативное видение возникает только в том случае, если человек пытается управлять магической панорамой или рационально ее объяснять. Расслабьтесь и принимайте все, что появляется. Помните, что все видения, приятные и неприятные, прекрасные и отвратительные, вызывающие наслаждение или ужас, создаются вашим собственным умом. Ваше сознание является творцом, исполнителем и режиссером "цирка в глазной сетчатке".
Если руководитель чувствует, что путешественник переживает видения "цирка в глазной сетчатке" или близок к ним, он может зачитать ему соответствующие наставления (стр. 193–194).
Видение 7: „Магический Театр"
Если путешественник не смог удержать пассивную безмятежность, необходимую для созерцания описанных выше видений (Мирных Божеств), он переходит в более драматическую и активную фазу. Игра форм и вещей становится игрой героических фигур, высших духов и полубогов.[20]Вы можете увидеть излучающие свет антропоморфные фигуры. "Лотосоподобный Бог Танца" — образ верховного божества, который знает последствия всех действий. Повелитель движения, танцующий в экстатических объятиях со своим женским двойником.[21]Герои, героини, небесные воины, божества женского и мужского рода, ангелы, волшебники — конкретные формы этих фигур будут зависеть от образования путешественника и традиций, в которых он воспитывался. Это архетипические фигуры героев греческой, египетской, скандинавской, кельтской, ацтекской, персидской, индийской, китайской мифологий. Их формы различны, по источник один и тот же: они являются конкретными воплощениями тех или иных аспектов психики данного человека. Это архетипические силы, которые не достигают порога вербального осознания и могут быть выражены только в символической форме. Обычно фигуры чрезвычайно живописны, их появление сопровождается разнообразными звуками, внушающими благоговейный трепет. Если путешественник хорошо подготовлен и находится в расслабленном состоянии, если он уже не цепляется за свою рассудочность, то перед ним разворачивается удивительное, захватывающее дух драматическое представление. Космический Театр. Божественная Комедия. Если его глаза открыты, он может визуализировать других участников сессии как персонажей этого спектакля. Друг может предстать в образе мальчика, ребенка или Божественного Младенца; в виде статуи героя или в облике Мудрого Старца; женщины, животного, повелительницы морей, молодой девушки, нимфы, гнома, домового, эльфа. Образы на полотнах великих живописцев предстают как узнаваемые воплощения этих духов. Образы неисчерпаемы и многообразны. Это просветляющее Путешествие в сферы, где личностное сознание субъекта сливается со сверхличиостным.
Опасность состоит в том, что путешественник может испугаться этих величественных фигур или слишком увлечься ими. Силы, которые они символизируют, могут оказаться более могущественными, чем он мог себе представить. Неспособность или нежелание осознать их в качестве творений собственного ума приводит к соскальзыванию на уровень, где преобладают животные цели. Человек вовлекается в погоню за наслаждением, властью, богатством и опускается в Третье Бардо, добиваясь нового рождения.
Если руководитель чувствует, что путешественник пойман в эту ловушку, он может использовать соответствующие наставления (стр. 195–196).
Гневные видения