Какими умениями должен обладать выпускник для написания эссе?

Какими умениями должен обладать выпускник для написания эссе?

Данный тип задания направлен на выявление собственного целостного аргументированного мнения по поводу проблемных (а часто и парадоксальных) высказываний мыслителей, которое выражается в письменной форме.

При этом необходимо продемонстрировать следующие умения:

• самостоятельно в письменной форме целостно высказать мнение по определенному законченному вопросу (теме);

• использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки рассматриваемого вопроса;

• владеть обществоведческой терминологией, использовать обществоведческие понятия в соответствии с содержанием рассматриваемой проблемы;

• критически оценивать различные высказывания, умозаключения в отношении общественных объектов, явлений, процессов;

• понимать требования и объем вопроса (умение, держась в рамках рассматриваемой проблемы, раскрыть ее сущность);

• анализировать, обобщать и объяснять общественные явления;

• определять и объяснять свое отношение к проблемным суждениям обществоведческой тематики;

• приводить связные и убедительные аргументы, позволяющие раскрыть собственное мнение (собственную позицию);

• критически оценивать предлагаемые проблемные высказывания;

• письменно излагать факты в повествовательной форме, не выходя за рамки поставленного вопроса;

• формулировать мнение о подходах, лежащих в основе проблемных высказываний.

Каковы этапы процесса создания эссе?

Процесс создания эссе состоит из следующих этапов: понимание задания, определение темы, сбор информации, организация собранной информации, выработка главного утверждения, написание черновика.

Учащимся следует познакомиться с основными этапами написания эссе, по следующей памятке.

Памятка для ученика.

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

• С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?

• Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

• имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

• ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);

• можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

• владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);

• сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

• видите различные стороны (аспекты) поднятой в высказывании проблемы и сможете их охарактеризовать.

Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

• Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Выявите основные аспекты проблемы.

8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

• Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?

• Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

9. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

• Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?

• Убедительны ли они?

10. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.

Что должно быть в эссе?

Мини-сочинение (эссе) на тему афористичного высказывания должно:

—восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;

—не содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции;

—иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре;

—демонстрировать знание и осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов, обобщений;

—содержать убедительную аргументацию заявленной позиции:

Тезис — то, что требуется доказать à Аргументы (факты, доводы, суждения) à Выводы, в силу каких доказательств ваш тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

Как выбрать тему эссе?

Задание №29 — единственное в экзаменационной работе альтернативное задание. Это означает, что выпускник должен самостоятельно выбрать из предложенных тем наиболее привлекательную (понятную) для себя и раскрыть ее в рамках одной из базовых общественных наук (указание на базовую общественную науку предшествует формулировке темы) с опорой на знания теоретического обществоведческого материала, факты общественной жизни и личный опыт социальных взаимодействий.

Темами для написания эссе по обществознанию служат высказывания известных людей, в образном виде формулирующие ту или иную обществоведческую проблему. Поэтому, прежде чем выбрать тему, внимательно прочитайте все предлагаемые в экзаменационном бланке высказывания и определите, к каким разделам курса они относятся. Писать эссе надо по той проблеме, которая позволит в наибольшей степени проявить ваши знания и кругозор.

Темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания философа - мыслителя, писателя, политического деятеля, ученого. Тема эссе — требует не эмоционального, а внимательного, вдумчивого отношения, т.к. является своего рода условием задачи.

Темы эссе могут носить афористичный характер. Например, «рынки как парашюты», «семья - кристалл общества», «собственность — это кража». Поэтому важно правильно понимать, что стоит за используемым образом, какой смысл вкладывал в него автор, как он может быть интерпретирован.

Выбирая тему, необходимо быть уверенным в том, что:

—знаете содержания курса обществознания, к которому относится данная тема (отвечаете на вопросы: «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?»);

—понимаете смысл высказывания, которое стало темой эссе (отвечаете на вопрос: «Что, по- моему мнению, хотел сказать мыслитель?»);

—имеете собственную точку зрения по сути этого высказывания (отвечаете на вопросы: «Согласен(на) ли я с ним? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»);

—владеете обществоведческой терминологией, которая потребуется для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы, при этом термины и понятия, которые предстоит использовать, должны относиться непосредственно к теме эссе (отвечаете на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен(на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть?»);

—умеете привести примеры из курса истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции (отвечаете на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)

Нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами - в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). Достаточно сложным является написание эссе из области «Философия» и «Социальная психология», хотя именно эти темы и является наиболее притягательными для работы. Это связано с тем, что раскрывая содержание высказывания, приводя аргументы, выпускники считают достаточным руководствоваться обыденными представлениями, не прибегая к истинно философским научным знаниям. В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Такой подход объясняется и недостаточным вниманием области «Философия» - «Социальная психология» в образовательных стандартах. Следовательно, написать достойно на заданную тему, может только выпускник с достаточно высоким уровнем самоподготовки.

При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

При подготовке к экзамену лучше не распыляться, а сконцентрироваться на тех науках, которые ближе, т.е. более интересны, где более высок уровень знаний. Также стоит обратить внимание на автора цитаты - очень часто имена авторов афоризмов повторяются, и будет только плюсом поработать над выяснением неизвестных личностей, ведь использование в работе подобного дополнительного материала будет только плюсом.

Обратите внимание, что предложенные темы эссе предполагают рассмотрение проблем в узком контексте, который вы должны найти самостоятельно.

Какие бывают главные идеи (проблемы) в экзаменационных эссе?[1]

При написании эссе необходимо определить проблемы, которые затронуты в приведённых высказываниях, например:

• Тема: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер) à Проблема: рациональное использование ресурсов при помощи эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.

• Тема: «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит) àПроблема: частный интерес — источник инициативы и предприимчивости в экономике.

Главная идея (проблема), являясь своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе, требует четкого обозначения. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки и не увлечься общими рассуждениями.

Перечислим основные идеи (проблемы), с которыми выпускники могут встретиться в предлагаемой тематике заданий С9

Философия.

1. Соотношение материи и сознания.

2. Пространство и время как формы бытия.

3. Движение и развитие как способы существования.

4. Проблема сущности сознания.

5. Особенности психики человека.

6. Соотношение сознательного и бессознательного.

7. Бесконечность процесса познания.

8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

9. Соотношение субъекта и объекта познания.

10. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

11 .Интуиция и ее роль в познании.

12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

13.Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

14. Взаимодействие природы и общества.

15.Экологическая проблема и пути ее решения.

16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

17. Соотношение личности и общества.

18. Соотношение свободы и ответственности личности.

19. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

20. Многовариантность общественного развития.

21. Сущность цивилизации.

22. Основные подходы к изучению общества.

23. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

24. Духовная жизнь общества.

25. Общественное сознание, его структура и формы.

26. Наука как форма общественного сознания.

27. Эстетическое сознание.

28. Философское понимание искусства. 29.Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

30. Нравственное сознание.

31. Философское понимание морали.

32. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

33. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

34. Роль народных масс и личности в истории.

35. Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

3. Внутриличностный конфликт—конфликт социальных ролей одного человека.

4. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

5. Психологический климат коллектива.

6. Человек среди людей.

7. Сущностные характеристики малой группы.

8. Взаимоотношения индивида и группы.

9. Особенности формирования групп.

10. Роли, нормы и статус личности.

11. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

12. Самоопределение как выбор собственной позиции.

13. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

14. Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

15. Национальная идентичность.

16. Социальное взаимодействие.

17. Значение коммуникационного процесса.

18. Сущность социального конфликта.

19. Взаимоотношения личности и коллектива.

20. Источники социального прогресса.

21. Социальное развитие.

22. Семейные взаимоотношения.

23. Конфликт «отцов и детей».

24. Сущность толпы и стадный инстинкт.

25. Социально-психологический портрет лидера.

26. Семейные взаимоотношения.

27.Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11 .Две стороны общественного разделения труда — специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15.Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении социальных благ.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Роль государства в регулировании экономики.

Социология.

1. Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

3. Социальные неравенство и борьба.

4. Сохранение стабильности общественной жизни.

5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

8. Специфические качества города.

9. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

10. Процессы передачи информации между социальными группами.

11. Молодёжь как социальная общность.

12. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

13. Особенности образа жизни молодёжи.

14. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентации.

15. Социальная мобильность.

16. Выполнение различных социальных ролей.

17. Наука как социальный институт.

18. Социальные функции науки.

19. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

20. Взаимодействие религии и общества.

21. Семья как социальный институт и малая группа.

22. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

23. Отношение человека к труду, его социальная активность.

24. Влияние глобализации на локальную жизнь.

25. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

26. Национальное самосознание.

27. Тенденции межнациональных отношений.

28. Межэтнические конфликты.

29. Национальные особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения.

Политология.

1. Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Партии и общественные движения в политической системе общества.

4. Особенности современных политических отношений.

5. Субъекты политики.

6. Мировая политика и международные отношения.

7. Типы отношения человека к политике.

8. Регулирование политического поведения и политической деятельности.

9. Соотношение целей и средств в политике.

10. Политический прогресс и его критерии.

11. Соотношение экономики, политики и права.

12. Сущность и особенности политической власти.

13. Природа и функции политической власти.

14. Легитимность политической власти и ее типы.

15. Политический режим: понятие и признаки.

16. Сущность демократического режима.

17. Авторитарный режим.

18. Тоталитарный режим.

19. Политическая система общества: понятие, функции и структура.

20. Происхождение государства.

21. Сущность и признаки государства.

22. Государственный суверенитет.

23. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

24. Форма государства и ее элементы.

25. Соотношение общества и государства.

26. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

27. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

28. Правовое государство: понятие и принципы.

29. Разделение властей как принцип правового государства.

30. Государство и личность: взаимная ответственность.

31. Понятие, функции, виды и структура политических партий.

32. Партийные системы.

33. Общественно-политические движения, группы давления.

34. Политические отношения.

35. Политический плюрализм.

36. Сущность и структура политического процесса.

37. Революция и реформа как виды политических преобразований.

38. Политическая модернизация..

39. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

40. Политические кампании: их стратегия и тактика.

41. Популизм: понятие и признаки.

42. Прямая и представительная демократия.

43. Политическое решение.

44. Сущность и функции политического лидерства.

45. Политическое сознание: понятие, структура, функции.

46. Роль идеологии в политике.

47. Политическая культура: понятие и структура, типы.

48. Взаимодействие личности, общества и государства.

49. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентации и стремлений, свойственных различным социальным группам.

50. Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Право

1. Право как регулятор общественной жизни.

2. Социальная ценность права.

3. Сущность и специфические признаки государства.

4. Политическая система и роль государства в ней.

5. Право и мораль: сходства и различия.

6. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

7. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

8. Государство и гражданское общество.

9. Понятие, признаки социального государства.

10. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

11. Правонарушения: понятия, признаки и состав.

12. Виды правонарушений.

13. Сущность юридической ответственности.

14. Правовая культура.

Как приводить аргументы?

Напоминаем, что аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Теоретический уровень предполагает опору прежде всего на знания обществоведческого материала (понятий, признаков, факторов, направлений научной мысли, раскрытия противоречий, освещение гипотез и т.д.)

Эмпирический уровень предусматривает освещение проблемы в трех направлениях:

1) использование примеров из истории и литературы;

2) обращение к социальным реалия;

3) опора на личный опыт.

Какими умениями должен обладать выпускник для написания эссе?

Данный тип задания направлен на выявление собственного целостного аргументированного мнения по поводу проблемных (а часто и парадоксальных) высказываний мыслителей, которое выражается в письменной форме.

При этом необходимо продемонстрировать следующие умения:

• самостоятельно в письменной форме целостно высказать мнение по определенному законченному вопросу (теме);

• использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки рассматриваемого вопроса;

• владеть обществоведческой терминологией, использовать обществоведческие понятия в соответствии с содержанием рассматриваемой проблемы;

• критически оценивать различные высказывания, умозаключения в отношении общественных объектов, явлений, процессов;

• понимать требования и объем вопроса (умение, держась в рамках рассматриваемой проблемы, раскрыть ее сущность);

• анализировать, обобщать и объяснять общественные явления;

• определять и объяснять свое отношение к проблемным суждениям обществоведческой тематики;

• приводить связные и убедительные аргументы, позволяющие раскрыть собственное мнение (собственную позицию);

• критически оценивать предлагаемые проблемные высказывания;

• письменно излагать факты в повествовательной форме, не выходя за рамки поставленного вопроса;

• формулировать мнение о подходах, лежащих в основе проблемных высказываний.

Наши рекомендации