II. Эстетические ценности в духовном мире человека

В духовном освоении действительности человеческая чувственность ответственна за эстетическое, образное постижение человеком мира. Эстетическое – сфера чувственно-выразительных форм, созданных человеком и природой. Чувственная выразительность имеет место тогда, когда творения человека и природы своим содержанием, формой, масштабом вызывают у нас эмоциональный подъем, волнение, бескорыстный интерес. Осознавая мир теоретически, человек восходит от конкретных явлений к абстракциям, обобщениям, в которых исчезает живое многообразие действительности. Эстетическое же сознание, в противоположность научному понятию, отражает предмет в конкретном образе.

Эстетическое отношение к действительности не следует смешивать с элементарным чувственным восприятием, с переживанием. При эстетическом осознании мира человек, как и в науке, проникает в сущность предмета, в его содержание и смысл, но охватывает его в образной форме, через все богатство конкретных сторон, свойств и особенностей единичных предметов, поступков. Никакое эстетическое восприятие не может быть сведено только к чувственному восприятию. Даже элементарные эстетические эмоции, восприятие красоты, формы, цвета обязательно в той или иной мере опосредуются разумом. В то же время эстетическое переживание всегда имеет иррациональное содержание, не выразимое полностью на рациональном языке.

В эстетическом восприятии отражаются не только объективные свойства предметов, но и человеческая субъективность. В эстетическом отношении происходит постоянное соотнесение чувственных явлений с сущностью, с тем общим, непреходящим, что лежит в основе чувственного многообразия бытия. Начало эстетического отношения заложено в эстетических потребностях, которые являются показателем объективно существующего несоответствия между человеком и окружающим миром и стремлением устранить это несоответствие, преодолеть ограниченность, выявить общее и существенное и духовно-эмоционально приобщиться к этому общему, проявляющемуся в единичном. В эстетическое сознание входят эстетические потребности, чувства, вкус, эстетические нормы, образцы, идеалы.

Эстетическое сознание носит ценностно-нормативный характер. В процессе взаимодействия личности с природными и общественными явлениями формируются эстетические значения, возникают эстетические свойства, формируются эстетические ценности как образцы целостности и совершенства.

Эстетическое отражение действительности начинается с эстетического восприятия, включающего чувственный, рациональный и эмоциональный моменты. В его структуру входят, во-первых, ощущения; во-вторых, – эстетическая оценка данных эстетических образов на основе их сопоставления с идеалами и образцами; в-третьих, – эстетическое чувство, которое является наиболее отчетливым признаком эстетического переживания. Способность непосредственно в процессе восприятия различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в явлениях действительности есть эстетический вкус.

Эстетическое суждение – более высокая ступень развития эстетического сознания. Оно представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал.

Эстетическое сознание существует в каждой форме человеческой активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек может оценивать с эстетических позиций свое поведение и деятельность, любое объективное явление.

Эстетическое освоение действительности осуществляется в понятиях прекрасного, безобразного, трагического, комического, возвышенного, низменного. В понятиях возвышенного, трагического, низменного наряду с эстетическим содержанием есть и религиозное, нравственное содержание. Эстетическими их делает предельная выразительность содержания, художественность формы. Предельную выразительность в гармонии мы называем прекрасным, изящным; в дисгармонии – безобразным, уродливым. Понятие прекрасное отражает положительное общественное значение явлений.

Прекрасно все, что утверждает жизнь. Прекрасное есть образец, идеал, в соответствии с которым рассматривают все другие эстетические явления. Прекрасное всегда исторически конкретно и национально окрашено. В разные исторические периоды провозглашались разные идеалы красоты, но все они включали и нечто общее. Это общее Кант сформулировал в виде четырех признаков: прекрасное вызывает удовольствие, свободное от всякого интереса; прекрасно то, что нравится всем; красота – это целесообразность предмета без представления о цели; прекрасное познается без посредства понятия.

В трагическом не совпадает идеал и действительность, что приводит к страданию и порой к гибели героя. Однако в трагическом через гибель утверждается бессмертие. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается не страданием, а смехом.

Высшей формой эстетического отражения действительности является искусство. Искусство отражает действительность в художественных образах, в которых через индивидуальное, единичное художник стремится выразить общее, существенное.

Искусство оказывает большое влияние на человека и общество. Осуществляя идейно-эстетическое воздействие на человека, включает его в преобразовательную деятельность, побуждает к определенным действиям. Велики познавательные возможности искусства. Человек через произведения искусства познает мир, раскрывает его эстетическое многообразие. Искусство способно к отражению тех сторон жизни, которые недоступны науке.

Искусство оказывает внушающее воздействие на человека, подчас гипнотически воздействуя на психику, внедряя определенный строй мыслей и чувств. Искусство формирует и развивает эстетический вкус, способности, потребности, учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Произведения искусства доставляют человеку наслаждение.

Еще древние отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения, отличный от плотских удовольствий. Искусство также является средством художественного общения. Благодаря искусству человек общается с другими людьми, народами, эпохами. Искусство также выполняет и воспитательную функцию, воздействуя на весь духовный мир человека, формируя целостную личность.

Однако, искусство, эстетическое переживание в целом, будучи оторваны от нравственного идеала, превращаются в разрушительную для человека силу. Красота плюс сила, лишенные внутреннего благородства, любви, вносят черты сатанинства в духовный мир человека, дегуманизируют отношения между людьми.

Наши рекомендации