Естественная философия и философия систем
Философия как мысль, точнее, усилие самостоятельной мысли, самостоятельного мышления не является исключительной прерогативой избранных, тех, кого обычно называют философами, но есть способность всякого мышления, в том числе и обычного, нефилософского. Это естественная философия нашего ума. Остановимся на этом поподробнее.
Для дальнейшего движения приведу пример, известный из истории философии. У Канта есть положение, которое встречается во всех курсах по истории философии: «рассудок диктует законы природе». Как понимать это положение? Как то, что природа, законы природы, для Канта, есть порождение рассудка, призрак сознания? Такая интерпретация позволяет говорить о проявлениях непоследовательности Канта, о его идеализме. Но так ли это? У Канта есть такое высказывание, что двадцать талеров в моем кармане, это не одно и тоже, что двадцать талеров в моей голове. Он эту разницу очень хорошо чувствовал. Так что же он действительно имел в виду, и что хотел нам сказать этим положением? Попробуем разобраться.
Что мы себе представляем, когда произносим слово «природа», «окружающий природный мир»? Что это значит? Для нас это значит существование мира в его естественной упорядоченности. Мир организован, упорядочен и этот порядок естественен, то есть не создан человеком и не зависит от человека. Этот порядок обеспечивает совершение определенных событий и одновременно запрещает другие события. Например, брошенный камень падает на землю, а не улетает в небо подобно птице. События, которые происходят в природе, совершаются по естественной причине, естественно-причинно как говорят физики: такие события детерминированы причинно-следственной, каузальной связью. Закон инерции: если на тело не действует сила, то оно движется равномерно и прямолинейно. Для того, чтобы движение стало криволинейным или с ускорением, должна быть приложена внешняя сила. То есть внешняя сила приложенная к телу выступает причиной изменения его траектории.
Наше с вами современное научное представление о природе исключает наличие в природе сказочных, мифологических сил и существ, которые бы нарушали эти естественные события. Подчеркиваю, современное представление о природе. В античности и средние века было совершенно иное представление о природе. Для древних культур наличие сказочных, мифологических сил и существ, живущих в природе, было вполне естественным.
Иными словами современное представление о «природе» есть определенный угол зрения на окружающий мир, угол зрения современной науки и культуры, которая имеет свою историю последние 300 лет. Иными словами простое употребление слова «природа» уже нагружено какими-то культурными, историческими, мировоззренческими предпосылками и условиями. Вот об этом-то как раз Кант нам и говорит. Он говорит, что причинно-следственные связи природных вещей, явлений и процессов (то есть законы природы) есть продукт культуры, истории, науки (то есть разума). Понимание этого, понимание, что слово «природа» не есть просто натуральный термин («что вижу, то и называю»), а термин исторический, и есть естественная, реальная философия нашего ума, нашей способности самостоятельно мыслить, мыслить независимо от диктата эмпирического, физического и физиологического устройства нашего тела.
Реальная, естественная философия нашего с вами существования обнаруживается тот час, как только мы пытаемся самостоятельно разобраться в вопросах устройства мира, общества и себя. Как только мы пытаемся ответить на вопросы: что такое мир? Что такое бог? Что такое государство? Что такое человек? Кто такое я? Что такое счастье? Что такое истина? Что такое долг? и т.д. Мы, конечно, можем и не думать над этими непростыми вопросами. Но тогда мы не можем управлять собственной жизнью. Прекрасной иллюстрацией этому служит всем с детства знакомая сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». По сюжетной линии этой сказки один из ее главных героев – старуха – проходит ряд превращений. Вначале она из простой крестьянки становится столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, в конце концов, хочет стать владычицей морскою. Сказка завершается, как известно, тем, что старуха опять становиться крестьянкой со своим разбитым корытом. Печальный финал был предопределен тем, что старуха как раз не могла ответить на вопрос о том, кто она такая и что ей нужно от жизни.
Итак, с одной стороны, мы имеет естественную философию, а с другой, – философию учений и систем (профессиональную философию). Философия учений представляет собой способ экспликации реальной философии, то есть способ изложения реальной философии, способ ее языкового выражения. Вот кантовское положение о том, что «рассудок диктует законы природы», есть пример такой экспликации, пример профессионального занятия, пример профессиональной философии.
Язык философии
Профессиональная философия, философия систем имеет свой язык, как его имеет любое профессиональное занятие, любая научная дисциплина. У философии есть свой понятийный, категориальный аппарат. И им надо овладевать, чтобы грамотно и точно выражать свою мысль.
На одной особенности языка философии хочу остановиться. Особенность, которая для неспециалистов является трудностью в понимании философии. Вообще говоря нет единой философии, а есть много философий. Сколько философов, столько и философий. Но почему? Ведь поле, на котором работают философы одно. Почему нет единого языка для описания этого поля? Почему у Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса, Ницше, Хайдеггера, Делеза и др. разная философия, почему у каждого из них свой философский язык? Все дело в том, что понятия, термины, с помощью которых происходит экспликация, выявление, выражение мысли есть орудия, инструменты, способы осознания ситуации связи объекта и субъекта, мира и человека, природы и разума. А эта ситуация исторически, культурно-исторически, во времени меняется. Поэтому каждый раз философу приходится заново решать вопросы: что реально, а что принадлежит сфере разума; что объективно, а что субъективно и т.д. Естественно, что каждый раз это приводит к появлению новых понятий, терминов, возникновению новой философской системы, нового философского учения и, как следствие, появлению нового языка изложения этого учения.