Забота как основание существования
Современные словари Русского языка дают нам следующие значения слова «забота»: 1). Беспокойная мысль о чем-либо; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-либо, на удовлетворении какой-либо потребности. 2) Предмет беспокойства, то, что удручает, тяготит, лишает покоя. 3) Проявление внимания к чьим-либо потребностям, нуждам, оказание помощи, содействия кому-либо[18]. Те же значения приводятся и в Толковом словаре Ожегова. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-нибудь. 3. Внимание, попечение, уход. 4. Заботами кого, в значении предлога с родительным падежом. Благодаря чьим-нибудь усилиям, стараниям. Заповедник создан заботами ученых. Не было заботы (разг.) - выражение недовольства по поводу чего-н. Не моя забота (разг.) - не мое дело, меня не касается. Что за забота! (разг.) - неважно, несущественно[19]. Слово «забота» говорит нам о человеческом состоянии, в котором присутствуют как интеллектуальный (беспокойная или сосредоточенная мысль, внимание), эмоциональный (беспокойное, удрученное) и деятельный компоненты (попечение, хлопоты, усилия, старания).
Эмоционально это состояние имеет негативный оттенок, поскольку беспокойная мысль заботы лишая нас покоя, образно говоря, съедает, грызет нас. И этот образ не случаен. Он восходит к происхождению слова «забота». Этимологический словарь Фасмера в качестве ближайшего источника происхождения значений слова «забота» рассматривает украинское «забогта» и древнерусское «зобота», а в качестве более дальних источников сербохорватское «зобати» в значении «есть (зерно)» и словенское zoґbati, zoґbljem в значениях «клевать, есть, пожирать», потому что забота гложет, ест человека. Специалисты считают, что слово «забота» представляет собой древнерусское суффиксальное образование от «зобатися» в значении «есть». В памятниках письменности, начиная со второй трети XVIII в., это слово употребляется первоначально в форме «зобота» со значением «то, что тебя ест, грызет»[20]. Этимология заботы позволяет нам понять, почему это слово связано с негативной эмоциональной окраской.
Однако если приглядеться к источнику значений слова «забота», оставив в стороне его эмоциональный оттенок, то вполне определенно можно говорить о том, что смысловое ядро заботы составляют значения сосредоточенной, внимательной мысли, сосредоточенного умозрения. Забота это не просто переживание потребности, нужды в чем-то, что удручает, лишает покоя и тяготит, или, напротив, доставляет приятные хлопоты, это всегда переживание, имеющее вполне осознаваемый источник заботы. Действительно озаботиться чем-либо можно лишь в случае, если известен источник беспокойства, томления, нужды и т. д., если на этом источнике концентрируется наша мысль, требуя сосредоточения нашего внимания.
Сосредоточенная мысль, внимательное умозрение – это все специфические черты человека как живого разумного существа (ζωον λογον εχον) или души разумной (animal rationale). Забота не просто психоэмоциональное состояние человека, она оказывается фундаментальным основанием самой человеческой жизни. Как говорят философы, забота – смысл онтологического устройства человеческого существования. Онтологический, бытийный смысл заботы не в обыденных значениях беспокойства, хлопот или, напротив, беззаботности и веселья, а в смысле основоустройства человеческой жизни, в смысле вопроса «как жить»? «Как» всегда в ориентации на будущее «как дальше жить?», в значении вопроса о смысле жизни. Этот аспект заботы был известен уже в древности. Римский император и философ Марк Аврелий (121—180) руководящим началом людей считал то, что их заботит[21].
Один из выдающихся философов прошлого столетия, чьи размышления о человеке и его существовании оказали и оказывают до сих пор значительное влияния на развитие современной цивилизации, Мартин Хайдеггер (1889-1976) утверждал о том, что именно забота определяет человеческую жизнь как человеческую. Приводя в качестве обоснования своего тезиса одну из басен древнеримского писателя Гигина, он писал в Бытии и времени, что сочинение последнего является историческим свидетельством заботы как природы человеческого существа. Вот эта басня:
Когда однажды «Забота» переходила через реку, она увидела глинистую почву: задумчиво взяла она из нее кусок и начала формовать его. Пока она сама с собой раздумывает о том, что создала, подходит Юпитер. Его «Забота» просит, чтобы он придал дух сформованному куску глины. Это Юпитер ей охотно предоставляет. Когда она однако захотела теперь наделить свое создание своим именем, Юпитер запретил и потребовал, чтобы тому обязательно дали его имя. Пока спорили об имени «Забота» и Юпитер, поднялась также и Земля (Tellus) и пожелала, чтобы слепленному было наложено ее имя, поскольку она ведь все же наделила его своим телом. Спорящие взяли Сатурна судьей. И Сатурн им выдал следующее по‑видимому справедливое решение:
’Ты, Юпитер, поскольку дал дух, при его смерти должен получить дух, а ты, Земля, поскольку подарила тело, должна получить тело. Поскольку однако «Забота» первая образовала это существо, то пусть, пока оно живет, «Забота» им владеет. Поскольку же об имени идет спор, то пусть существо называется «homo», раз оно сделано из humus (земли)’[22].
Комментируя в своей работе этот текст, Хайдеггер отмечал, что хотя в создании человека (хомо) приняли участие три персонажа: Забота, слепившая человека из глины, Юпитер, ожививший его своим духом, и Земля, предоставившая глину, первенство было отдано Сатурном (бог времени) все же Заботе, поскольку она «она первая образовала это существо». И пока это существо живет – Забота им владеет. И далее Хайдеггер пишет, что идея заботы как движущей силы человеческого существования является одной из основополагающих идеей античной культуры. В качестве примера приводит фрагмент из письма древнеримского философа и государственного деятеля Сенеки (1 до н.э./1 н.э. — 65 н.э.) к своему другу Луцилию:
Из четырех существующих природ (дерево, животное, человек, Бог) две последние, которые одни наделены разумом, отличаются тем, что Бог бессмертен, человек смертен. Из них же благо одного, именно Бога, осуществляет его природа, другого, человека, – забота (cura): unius bonum natura perficit, dei scilicet, alterius cura, hominis[23].
Забота (cura) в этом фрагменте означает то, что движет человека к благу, то, что «образует» человека, что «производит» в человеке собственно человеческое. «Что это за благо?» – ставит вопрос Сенека в этом же письме. И отвечает «Я скажу: это душа свободная и возвышенная, все подчиняющая себе и сама ничему не подчиненная»[24]. Забота, таким образом, по мнению философа, есть то, что подвигает человека к обретению своей собственной души как «свободной и возвышенной». «Свободной» в смысле быть причиной самой себя, подчиненной лишь самой себе и неподчиненной ни чему иному. «Возвышенной» же в смысле разумной, способной и к постижению самого блага, и к различению блага и не блага. Заканчивая письмо своему другу Сенека вновь ставит вопрос о благе «что же есть твое благо?» и недвусмысленно отвечает «совершенный разум!». Стало быть, благо человека это разумная душа.
Интересно в этом письме показано отношение между заботой и разумом. Основная тема письма – это вопрос о том, «чувством или рассудком постигается благо?». Ответ Сенеки однозначен: лишь разумом постигается благо. Там где нет разума, не может быть и блага. «Где нет места разуму, там нет и блага» Поэтому ни в природе неживой, ни в животной природе блага нет. И только что родившийся младенец не обладает благом, но лишь «началом блага». «Он придет к благу, только когда войдет в разум», – пишет Сенека. Забота и есть как раз то, что «вводит в разум», осуществляет человеческую природу.