Религиозная картина мира. Характерные особенности, типы и формы религиозного миропонимания.
Религиозное мировоззрение опирается на веру, а его основные идеи, как правило, записаны в текстах, священных для сторонников данной религии. Приверженцы той или иной религии убеждены, что священные тексты продиктованы или вдохновлены Богом (или богами), либо написаны святыми и посвященными учителями.
Религия создает определенную картину мира, определяет ценности и нормы, которые регулируют и направляют поведение людей. Одни религии настраивают на созерцательное отношение к миру (например, буддизм), другие – на активное, деятельное отношение (например, христианство).
Политеизм – религии, основанные на вере в нескольких богов. В политеизме мир предстает как иерархия божеств, обладающих разной степенью власти и вступающих друг с другом в сложные отношения. Во главе всех божественных существ стоит верховный Бог.
Примером политеизма является греческое язычество. Мир древнегреческих богов – это часть единого мира, Космоса, такая же, как земной мир. Боги обитают в определенной части этого мира – на горе Олимп и спускаются на землю, общаются с людьми, а некоторые люди (как правило, герои) могут приникать в мир богов и даже занимать в нем свое место.
В древности все религии были политеистическими. В настоящее время у отдельных народов продолжают существовать политеистические верования, но большая часть верующих людей является приверженцами одной из существующих монотеистических религий.
Монотеизм – это религии, основанные на вере в единого Бога, обладающего абсолютной властью и являющегося создателем всего существующего. Монотеистическими являются современные мировые религии – христианство, ислам.
В монотеистических религиях власть Бога безгранична, он творит мир и управляет им в соответствии со своим замыслом, который превышает возможности человеческого разумения.
В зависимости от типа религии (монотеизм, политеизм) и ее вариантов внутри одного из типов (христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и др.) существуют различные типы религиозной картины мира, но все они имеют общие главные черты и различия в деталях.
Суть религиозного миропонимания неизменна: признается существование Бога (или множества богов). Бог непознаваем, его качества и способности превосходят возможности человеческого восприятия и понимания.
Религия предлагает готовые ответы на все вопросы человеческого бытия. Религиозная система мира не допускает критики или изменения фундаментальных положений своей теории.
Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.
Главная особенность религиозного мировоззрения заключается в удвоении реальности. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях – обыденной, мирской, профанной и священной, сакральной, сверхъестественной. Сакральное включает в себя совокупность всех вещей, признанных священными, сверхъестественными, божественными.
Пространство и время в религии также двойственны. Существует пространство и время обычного мира и мира божественного. В божественном мире время становится вечностью, а пространство делится на уровни: небесное (рай), земной мир и подземное (ад). На каждом уровне – свои живые существа, среди которых божества, души людей, сверъестественные существа, люди, животные и т.д.
Время для каждого уровня бытия и его обитателей свое: для божеств – это вечность, для обитателей земного мира – оно конечно, имеет свои границы и направленность. В христианстве время растянуто в линию – от Сотворения мира через грехопадение первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда. В греческом политеизме и буддизме время замкнуто и циклично. Вселенная появляется из хаоса, развивается, а затем погибает, чтобы родиться вновь.
Человек в религиозном мировоззрении также двойственен: он имеет материальное, физическое, смертное тело и нематериальную бессмертную душу.
Религиозная картина мира предлагает человеку единственный ответ о смысле жизни – это спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Религиозное устремление человека – это устремление к потустороннему, в каком бы виде это потустороннее не представало. Руководством на этом пути является вера и поведение, соответствующее требованиям религии, которые помогают человеку достигнуть Царства Небесного. Бердяев Н.А. считал, что религиозная картина мира есть, прежде всего, учение о смысле человеческого существования. Она становится способом спасения человека от бед и страданий земной жизни.
Онтологическое значение религиозной картины мира, по мнению П. Флоренского, состоит в том, что человек живет в Боге, и Бог живет в человеке.
В религиозной картине мира ведущим мировоззренческим принципом является теоцентризм.
Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – принцип, согласно которому источником мира и всего сущего является Бог.
Теология – учение о Боге в католической и протестантской традиции.
Богословие – учение о Боге в православной традиции.
Теология и богословие разъясняют основные положения и установки определенной религиозной доктрины, переводят их в рациональную форму, но они не подвергают сомнению основные догмы и не ищут новых ответов на мировоззренческие вопросы помимо тех, что уже даны в религиозных учениях. Теология и богословие – это взгляд на религию «изнутри».
Вера представляет собой особый феномен сознания, эмоционально-психологическое состояние и одновременно отношение человека к определенным предметам и явлениям.
Вера существует не только в отношении религиозных идей, но и в отношении явлений, мнений и прочего повседневной жизни людей и других сфер их жизнедеятельности. Она всегда направлена на что-то; «пустой», беспредметной веры не бывает. Предметы веры – это не просто объекты и явления внешнего мира, которые можно наблюдать или рассматривать. Предметом веры выступают абстрактные представления, образы и теории. Религиозная вера – это только одно из проявлений веры. Предмет внерелигиозной веры – естественное. Предметом религиозной веры является сверхъестественное, связанное с чувством присутствия в мире и в жизни человека высшего начала, которое придает смысл существованию и определяет цель развития Вселенной.
Религиозный культ является способом объединения верующего с божественным миром. Он включает в себя обряды, ритуалы, молитвы, медитацию. Исполняя культовые действия, верующий устанавливает связь с объектами своей веры. Культ придает религии духовно-практический характер.
Храмы, мечети, синагоги – это архитектурные строения, которые являются местами для совершения религиозных культовых действий.
Религиозные обряды – это стереотипные, повторяющиеся действия, которые установлены традицией и обычаем и символизируют религиозные идеи и ценности, предметы и события. В обрядах сконцентрирован огромный культурный и социальный опыт, в нем зашифрована информация о наиболее значимых событиях жизни человека и общества. Обряд служит механизмом передачи духовно-практического опыта людей от поколения к поколению. Обряд дополняет другие способы передачи культурного опыта – языковые, предметные (орудия труда), обучение и т.д.
Обряды носят символический характер, они образно представляют религиозные события, предметы, идеи. Каждое действие и слово в обряде имеет свой идеальный смысл, теряющийся вне образа.
Каждая религия имеет свою систему обрядовых и культовых действий.
Молитва – это способ обращения человека к Богу или к святым с помощью слов. В зависимости от того, с какими чувствами верующий обращается к объектам своей веры, различаются и молитвы, с помощью которых человек благодарит, прославляет, просит Бога или святых.
Религиозные чувства объединяют всю гамму переживаний человека, и главное отличие их остальных человеческих чувств – направленность на Бога.
Религия – это не только вера и культ, но исоциальный институт, т.е. устойчивая, воспроизводящая определенные формы поведения деятельность людей.
Церковь – это религиозный институт общества, объединяющий верующих и имеющий централизованную, строго упорядоченную структуру отношений между священнослужителями и мирянами на основе общего вероучения и культа.
Церковь регулирует религиозную деятельность людей, сохраняет и передает религиозную информацию, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества. В большинстве современных государств церковь отделена от государства.