Унифицированная методика проработки протоколов индивидуального анализа
1. Процедура №7.
Уточнить, какие именно формально-содержательные особенности текста вызвали у испытуемого бессознательное сопротивление и по «Матрице психотехнического анализа» определить вид манипулятивного воздействия и направление потенциальной патогенности.
Пример:
Протокол экспертизы рекламы сигарет «Уо@ие». Процедура №1, см. раздел VII, п. 3.
Мнение испытуемого:
Причина для продолжения анализа: загадочность рекламного плаката.
Резюме психолога:
Форс-минорный режим презентации, активизирующий проекции любых влечений реципиента. Переход на курение исключительно и только этой марки сигарет может считаться симптомом вынужденной синхронизации.
2. Процедура №8.
По ассоциациям, внесенным в Протокол, нужно оценить уровень напряженности психики испытуемого в момент экспертизы, определив индекс нейтральности восприятия и индекс полярности эмоций, вызываемых рекламным текстом.
Индекс нейтральности восприятия рекламы (ИН) определяется по формуле:
тли = нейтральные асе. — (позитивные асе. + негативные асе.) общее число ассоциаций
Индекс изменяется от —1 до +1. Если ИН находится в пределах от —1 до —0,33, сила эмоций повышена и стремится к аффекту. Если ИН в пределах от +0,33 до +1, сила эмоций снижена и стремится к нейтральности. Если ИН в пределах от -0,33 до +0,33, эмоциональное равновесие неустойчиво.
Индекс полярности эмоций (ИП) определяется по формуле:
ИП=
позитивные ассоциации — негативные ассоциации (позитивные асе. + негативные асе.)
Индекс изменяется от —1 до +1. Если ИП в пределах от —1 до —0,33, превалируют неприятные чувства. Если ИП в пределах от +0,33 до +1, превалируют положительные эмоции.
Если ИП в пределах от —0,33 до +0,33, эмоциональное состояние противоречивое, амбивалентное.
Установлено, что с ростом эмоциональной напряженности восприятия (ИН < —0,33) снижается адекватность осмысления получаемой информации.
Установлено также, что нарастание чувств приятных (ИП > +0,33) сопровождает принятие информации, а усиление чувств неприятных (ИП < —0,33) свидетельствуете возникновении внутреннего сопротивления и отторжении предлагаемой информации.
Для экспертизы психологической безопасности рекламы существенны не столько абсолютные значения ИНи ИП, сколько их сочетание.
Так, если ИП меньше —0,33, а ИН меньше —0,33, это говорит о внутреннем сопротивлении рекламному воздействию, которое может достигать уровня аффективного шока.
Если ИП колеблется в пределах от —0,33 до +0,33 приИНменьше —0,33, можно говорить об амбивалентном отношения к получаемой информации, внутреннем конфликте и гиперактивности психологических механизмов защиты.
Если ИП стремится к +1, а ИН к —1, это говорит о притуплении критичности мышления, бесконтрольном приятии информации и, возможно, прорыве механизмов психологической защиты.
Пример:
Протокол экспертизы рекламы сигарет «Уо@ие». Процедура №2, см. раздел VII, п. 4.
Мнение испытуемого:
Из восемнадцати ассоциаций ни одна не вызывает отрицательных эмоций.
Вывод: реклама производит приятное впечатление.
Резюме психолога:
Одна ассоциация имеет помету: «неясн.», т. е. нейтральна.
ин=
(17+0)
=-0,9
17^0 =4-1 17+0
ип=
Сбой критичности мышления.
3. Процедура №9.
Методом проективного рассказа определяется суть аффективных конфликтов, вызываемых рекламным образом и степень его патогенное™.
В отличие от аналогичных методик анализа проективных суждений, рисунков, рассказов и т. п. (тематический апперцептивный тест Г. Мюррея, тест Г. Роршаха, рисуночный тест С. Ро-зенцвейга и др.), метод проективного рассказа ориентирован не на диагностику личности, а на экспертную оценку рекламных текстов, которые рассматриваются в таком случае как стимуль-ный материал. Поэтому при обработке и интерпретации данных применяется несколько иная система категорий, которая сформирована в соответствии с «Психотехнической матрицей рекламного воздействия» специально для экспертизы текстов на соответствие требованиям психологической безопасности.
Предмет анализа — глубинная семантика образов (см. Матрица, колонка 1). Методом проективного рассказа удается выяснить реальное семантическое содержание рекламного образа в процессе восприятия. При этом нередко оказывается, что декларируемое рекламодателем и реальное субъективное понимание образа не совпадают или совпадают только отчасти. В таком случае появляется возможность оценить психологическую динамику переживания: выявить, какие именно психологические механизмы саморегуляции (см. Матрица, колонка 5) непроизвольно задействуются рекламным воздействием и отследить симптомы патогенное™ (см. Матрица, колонка 6).
Согласно Матрице, можно выделить три группы мета-потребностей, определяющих психосоциальную адаптацию индивида. Это потребности, связанные с поддержанием биологической, личностной и духовной целостности индивида. Потребности, связанные с психофизиологической адаптацией организма, учитываются только как дополнительный фактор физического состояния реципиента.
Показателем актуализации той или иной группы потребностей являются соответствующие действия персонажей рассказа, их желания, мысли и чувства. Все поступки и чувства действующих лиц, а также общее настроение рассказа рассматриваются как проекция переживаний реципиента под воздействием рекламного образа. Некорректная реклама вызывает появление в проективном рассказе специфических тем, свидетельствующих о фрустрации мета-уровневых потребностей реципиента, угрозе его биологической, личностной или духовной целостности. Комплекс самых, так сказать, фрустрирующих тем был установлен опытным путем в процессе поисковых экспертиз рекламных текстов.
Круг этих тем вполне обозрим. И достаточно просто определить, какие именно элементы рассказа связаны с переживанием реципиентом фрустрации своих экзистенциальных потребностей.
В «Поисковой таблице» соотнесены категории, обозначающие типы фрустрации мета-потребностей, с одной стороны,и, сдругой стороны, соответствующие им элементы текста проективного рассказа или рекламы: эпизоды, образы, сюжеты и т. п.
ПОИСКОВАЯ ТАБЛИЦА
Типологические! : категории
^Элементы рассказа
Агрессия
Нанесение героем кому-либо вреда или оскорбления. Желание убить, унизить, нанести ущерб, обвинить, высмеять кого-либо. Сверхсуровое наказание. Садизм.
Бегство
Уклонение героя от угрозы извне, уход от борьбы с враждебным окружением.
Беспомощность
Поиск героем помощи, поддержки, симпатии. Просьба о снисхождении. Зависимость, привязанность к хозяину положения, жажда родительской опеки.
Боль
Физические страдания. Смерть. Опасные телесные повреждения, стихийные бедствия, травмы, страх гибели.
Доминирование
Стремление героя влиять на других, управлять ими, запрещать, убеждать, диктовать, ограничивать, командовать, организовывать поведение группы.
Страх неудачи
Боязнь неудачи, стыда, смешного положения. Отказ героя браться за то, что уже на грани возможностей
Безнаказанность агрессора. Социальный произвол. Издевательство, претерпеваемое героем. Страх мести. Боязнь расправы. Невозможность сопротивления. Беспомощность жертвы
Типологические; ' . . . ' -:^"- • •^•\". „; •^^й;.;.:|.Ск | Я! | |
, -; „^•^категоршй;!! ,• •№',р;|^<||Д|(^|в | ЛЯ? '??»« | |
Отвержение | Отказ в общении. Снобизм. Дискриминация. Высокомерие. Дистанцирование. | |
Повиновение | Почтительное служение авторитету. Лесть. Поклонение. Герой с радостью служит кому-либо. | |
Секс | Гиперсексуальные картины. Мотивы инфернальное™ и гомосексуализма. | |
Страдание | Морализаторство. Нравственные терзания. Моральное самобичевание героя. | |
Уничижение | Герой уступает, извиняется, кается, с готовностью принимает наказание. Мазохизм. | |
Чувственность | Гиперудовольствие от пищи, услуг, вещей, престижных занятий, личного поведения, физиологических отправлений. «Кайф», чем бы он ни был вызван. |
Самым существенным элементом проективного рассказа будет момент отклонения от привычных, общепринятых образов и мнений. По сути, это факт прорыва в повествование бессознательных влечений, спровоцированный воздействием рекламы. В нем как раз и проявляется вероятностный патогенный импульс анализируемого текста. А содержание и форма отклоняющегося эпизода выражают в потенции тип патогенного воздействия (см. Матрица, колонка 6) и подсказывают вероятное направление дезадаптации психики (см. Матрица, колонка 7).
Само по себе, отклонение может содержаться и в описании поведения или внешности персонажей проективного рассказа, и в репликах действующих лиц, и в изломах сюжета, и даже в прямых авторских оценках. Но обычно обнаружить его достаточно просто, потому что это всегда нечто неожиданное, не совпадающее с обыденностью, шокирующее или восхищающее.
Если же значимые отклонения выявить не удается, аналитику следует обратить внимание на те элементы проективного рассказа, в которых содержатся так называемые «особые темы», то есть самые на данный период и для данного общества аффектогенные. Комплекс особых тем определяется опытным путем. Он изменяется в связи с развитием психоисторической ситуации, хотя и не столь быстро, как общественное мнение. В настоящее время особые темы — это: смерть, тяжелая болезнь, увечье, вооруженная разборка, убийство, самоубийство, психическое заболевание, акт насилия. Острота этих тем столь высока, что психиатры-диагносты считают появление их в проективном рассказе весьма неблагоприятным показателем с точки зрения душевного здоровья автора. А когда к особым темам обращаются испытуемые, они тем самым как бы обозначают направление и характер патогенных угроз, таящихся в анализируемом тексте. Так же как и «отклоняющиеся эпизоды», особые темы интегрируют в себе все аспекты психического напряжения испытуемого и фокусируют внимание на проблеме предотвращения психогенного воздействия рекламного сообщения.
Так, наиболее сильные переживания, что уже отмечалось выше, связаны с угрозой существованию и целостности личности, то есть с угрозой самосохранению (физическая опасность) и самооценке (унижение). В акте насилия интегрируются, соединяются оба этих фактора. Ведь насилие всегда связано как с угрозой физического подавления, так и с унижением личного достоинства. Вследствие этого, акт насилия как особая тема проективного рассказа становится интегративным симптомом угрозы психической стабильности. Сочетание насилия и любой другой темы: секса, повиновения, чувственности и т. п., — только придает аффекту дополнительную окраску. Насилие в таком контексте определяется как любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Следует различать субъективную оценку действия как акта насилия и как справедливого наказания. В восприятии акта насилия отсутствует моральное оправдание совершаемого. Действия агрессора представляются несправедливыми, жертва — беззащитной, сопротивление — невозможным. Отсюда общая атмосфера беспомощности и отчаяния. Человек со здоровой психикой не может принять насилия как такового, независимо от того, по отношению к кому оно совершается, и, если он не может исправить положение, стремится как можно скорее найти происходящему хоть какое-то оправдание. Напротив, оценка действия как справедливого наказания не вызывает противоречий в его системе ценностей и не вызывает внутреннего конфликта, если только суровость наказания не превосходит значимости проступка. Из этого следует, в частности, что принцип корректности рекламы не позволяет:
• показывать подробности страданий принуждаемого лица;
• представлять жертву как беспомощную, лишенную возможности сопротивляться;
• показывать в качестве жертвы ребенка, женщину, пожилого человека;
• демонстрировать многократное превосходство в силе на стороне агрессора;
• показывать нападение многих на одного;
• допускать унижение человеческого достоинства жертвы;
• показывать человека как орудие в руках других людей;
• акцентировать немотивированность агрессии, произвол;
• подчеркивать несоответствие суровости наказания значимости проступка.
Демонстрация же указанных элементов в тексте свидетельствует о стремлении рекламодателя к эксплуатации протестных и агрессивных реакций аудитории для расширения продаж, не считаясь с угрозами индивидуальных психических срывов и коллективных психозов.
Следует отметить в дополнение, что в эпизодах проективного рассказа может не оказаться ни заметных отклонений, ни особых тем. Это нормально. И такая оценка может быть распространена и на экспортируемый текст. А вот отказ испытуемого сочинять рассказ, растерянность, непонимание картинки является, скорее всего, показателем аффективного шока, внутреннего конфликта, в котором необходимо разобраться.
Разумеется, не следует торопиться с окончательными выводами на основании результатов индивидуальной психотехнической экспертизы. Это только штрих в общей картине. Но это штрих, который способен акцентировать истинный смысл всей картины, как знак ударения указывает точное произнесение слова. Однако это еще не самое важное. Нельзя забывать, что и по международному законодательству, и по Конституции РФ общество обязано соблюдать неотъемлемые права человека в приоритетном порядке. И данные любой индивидуальной психотехнической экспертизы могут в случае необходимости дать повод для того, чтобы предпринять конкретное психоаналитическое исследование и, если потребуется, доказательно обосновать судебный иск пострадавшего за нанесенный рекламой вред его здоровью.
Пример:
Протокол экспертизы рекламы сигарет «Уо§ие». Процедура №3, см. раздел VII, п. 5.
Цитаты из проективного рассказа:
1. «В тонких пальцах зажата сигаретка из тех, самых легких, вкус которых никак не могут уловить мужчины».
2. «Лиза подходит, берет письмо из рук сидящей, читает его и бросает в камин. —Что так, Лиза, чем тебе не угодил граф N.7»
3. «—Анетт, неужели после того, что произошло сегодня между нами, вы будете поощрять ухаживание мужчины за вами?»
4. «— Лиз, — слышен ее голос вскоре, — мужчины нас все равно не поймут, тонкие чувства не для них. Нам придется играть по их правилам...»
Резюме психолога:
Аффектогенные темы и типологические категории фрус-трации:
1. Гиперудовольствие от вещей. ЧУВСТВЕННОСТЬ.
2. Стремление запрещать, диктовать, ограничивать. ДОМИНИРОВАНИЕ.
3. Мотивы гомосексуальности. СЕКС.
4. Готовность подчиняться чуждой воле. ПОВИНОВЕНИЕ. Пиковый момент отклонения (СЕКС, мотивы гомосексуальности) раскрывает психодинамику рекламного образа: эстетизация ЧУВСТВЕННОСТИ и соблазн ДОМИНИРОВАНИЯ восходят к прорыву сексуальных табу, подавляя волевую активность до готовности к ПОВИНОВЕНИЮ.
Потенциальные симптомы патогенности:
• Курение только этой марки сигарет, как проявление «вынужденной синхронизации».
• Замещающее курение (все чаще и чаще, чтобы выглядеть престижно, сексуально привлекательно, богемно и т. п.) — вместо разрешения «витальной озабоченности» в реальной деятельности.
• Доходящие до аутоагрессии отклонения в мышлении и поведении, порождаемые неконтролируемым стремлением подогнать «Образ-Я» под психосоциальный имидж, заданный рекламой. Частное определение психолога:
Сегодня каждый человек знает о вреде курения. Но реклама легко преодолевает этот барьер за счет двух манипулятивных приемов. Во-первых (но это отвлекающий маневр), идет настойчивая, можно сказать, неотступная пропаганда постоянного повышения «чистоты» высших марок табака и изобретения уникальных супер-фильтров, так что предупреждение Минздрава кажется безнадежно устаревшим. Во-вторых (и это направление главного удара), реклама табачных изделий становится имидже-иой: рекламируется не марка сигарет, а стиль поведения, тип личности, жизненная философия. Каждый новый табачный плакат и слоган добивается, чтобы потребитель курил только эти сигареты. курил как можно чаще, и навсегда остался в том состоянии духа, когда позыв «перекурить это» сильнее желания что-то переменить в своей жизни. Пора пресловутую ремарку: «Минздрав предупреждает: курение опасно для Вашего здоровья» — привести в соответствие с актуальной ситуацией и на каждом табачном плакате, на каждой пачке сигарет писать: «Минздрав предупреждает: курение опасно для Вашего психического здоровья».
4. Процедура №10.
По версиям, которые внесены в индивидуальный протокол в результате занятия фокус-группы, определить, сохраняет ли испытуемый плюралистичность мышления, или рекламный образ столь жестко отпечатывается в сознании, что другие точки зрения утрачивают интерес и не воспринимаются.'
Если в протокол занесены версии, не совпадающие с мнением самого испытуемого, это свидетельствует о том, что рекламный образ оставляет свободу выбора, как и положено деловой информации.
Если испытуемый упоминает об альтернативных мнениях, но в большом количестве перечисляет в протоколе версии, с разных сторон подтверждающие его точку зрения, значит, в рекламном образе чувствуется некий соблазн, как это и свойственно информации коммерческой, корректность которой вызывает сомнения и нуждается в подтверждении со стороны.
Когда испытуемый подробно излагает собственную точку зрения, не упоминая о каких-либо других версиях, можно считать, что рекламный образ является, по сути, идейной установкой, т. е. некорректен по определению.
Пример:
Протокол экспертизы рекламы сигарет «Уо§ие». Процедура №4, см. раздел VII, п. 6.
Одна версия противоречит мнению испытуемого. Цитата:
«Данная реклама неэтична. Так как пропагандирует процесс курения». Три других представляют собой различные вариации на тему правоты испытуемого.
Резюме психолога:
Корректность рекламного образа вызывает сомнения.
5. Процедура №11.
По личной оценке этичности анализируемого текста самим испытуемым охарактеризовать его общее отношение к рекламе как «мнительное», «рассудительное» или «доверчивое», что также может быть использовано для косвенного определения тональности рекламного образа.
Пример:
Протокол экспертизы рекламы сигарет «Уоеие». Процедура №5, см. раздел VII, п. 7.
Цитата:
«В данной рекламе отсутствует те кетовая, зрительная, звуковая информация, нарушающая общепринятые нормы гуманности и морали».
Резюме психолога:
Рекламный образ эксплуатирует доверчивость. Его тональность усыпляет сомнения и опасения, несмотря на отмечаемую самим испытуемым «загадочность», и проявление в протоколе отклоняющихся реакций.
6. Процедура №12.
По индивидуальным суждениям испытуемого об уровне духовности анализируемого текста определить, остается ли реклама в поле коммерции или выходит в сферу культуры и философии.
Пример:
Протокол экспертизы рекламы сигарет «Уо§ие». Процедура №6, см. раздел VII, п. 8.
Цитата:
«В данной рекламе изображены следующие моменты, затрагивающие духовный мир человека: стремление к изящному, стремление к прекрасному, подчеркивание своей индивидуальности. Можно предположить, что женщины, использующие данные сигареты, станут больше задумываться о роли, отведенной им в общественной и личной жизни».
Резюме психолога:
Под влиянием эстетических достоинств дизайнерского образа рекламируемый легализованный наркотик осмысляется реципиентом как универсальное средство разряжения напряженности личных и даже социальных проблем. Коммерческая реклама воспринимается как фактор идейной борьбы, превращается в нечто, похожее на промоушен примитивного феминизма. Срабатывает как бы спусковой крючок глубинного механизма, психологические последствия которого для реципиента лично не безопасны.
Частное определение психолога:
Приведенный пример показывает, насколько тонкая грань отделяет коммерческую рекламу от идеологического давления, лизайнерское решение от заведомого кощунства, а также раскрывает психологический механизм расширительного толкования рекламного образа. С этой точки зрения, вся так называемая «имиджевая реклама» — область профессионального риска для рекламиста, потому что ему могут быть предъявлены доказательные иски за вред, нанесенный психическому здоровью конкретных людей, и сфера риска социального, потому что кое-какие слоганы и образы торговли могут быстро стать товарными знаками духовных отношений в обществе.
Это же факт, что сотворенный рекламистами «МММ» Леня Голубков вовлек в неадекватное поведение массу людей, среди которых наверняка были и такие, кто дошел до умопомешательства.
Это же факт, что самым употребительным афоризмом почти на год стало выражение «Ждем-с...» из опошляющего образ великого русского полководца рекламного ролика заурядного банка «Империал».
Это же факт, что кандидат в Президенты страны отказался участвовать в теледебатах, потому что «не намерен выяснять разницу между «Тампаксом» и «Сникерсом».
Когда расширительное толкование выводит коммерческий образ на орбиту культуры или политики, будь это массовый психоз, литературная реминисценция, предвыборный лозунг или народный анекдот, это всегда четкое объективное свидетельство патогенности рекламного текста. И ретроспективный психотехнический анализ способен доказательно установить, был ли исходный рекламный образ презентацией реальных качеств товара, или это был предосудительный манипулятивный прием, спустивший курок некорректного расширительного толкования.
7. Проработка отдельного протокола индивидуального психотехнического анализа по унифицированной методике не обеспечивает достаточных оснований для окончательного экспертного заключения. Кроме тех случаев, когда результаты свидетельствуют о необходимости дополнительного психоаналитического изучения прецедента и указывают направление конкретного исследования. Доказательная сила унифицированных показателей в их сопоставимости, благодаря чему можно накапливать банки данных, вести статистическую обработку информации и перейти к коллективному психотехническому анализу рекламных текстов.