Методика поабзацной проработки текста (А.Ривии)

Эта методика разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прора6атывает по очереди с разными товарищами. Оптимальное количество тем в группе - девять-одиннадцать, поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.

Вместе: с тем объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).

С самого начала перед каждым учеником ставится конкретная цель; в совершенстве овладеть материалом данной ему статьи, овладеть так, чтобы уметь её рассказать в развернутом или свернутом виде. Ответить на все вопросы, добиться такого ее знания, чтобы смог любого научить всему, что в ней содержится.

Как это достигается? Вот Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере» и сказал: «По этой теме ты должна стать специалистом». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста, Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1. Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.

Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.

Когда, вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2. Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.

Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила со держание двух предыдущих абзацев (частей) так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие: «Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю (умозрительная ситуация)»,

У Оли состоялись еще четыре встречи и она проработала ещё четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и ей в тетрадь каждый новый «сотрудник» записывал следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце она снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца, Кстати, Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить,

Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А.Ривина для изучения разных учебных предметов, Если сказать кратко, то суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником. При этом начинается работа с каждым новым партнером (кроме первою) с того, что рассказывается то, что было уже проработано с предыдущими товарищами, Для совместной работы берется обычно один абзац (логически законченная часть текста примерно в 5-13 строчек) Каждая такая часть читается, обсуждается, вырабатывается подходяще заглавие (вопрос или тезис), который тут же записывался.

Все ученики, с кем работала Оля, записывали ей в тетрадь пункты плана, конечно, после того, как она давала на это свое согласие. Когда ученик проработку статьи заканчивает, он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное изложение кому-то из своих требовательных товарищей .либо âûступит перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом.

Технология групповой деятельности

Групповая организация позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения.

И.Б.Первин выделяет 5 уровней Г(К)УПД:

1. Фронтальная – традиционная;

2. Работа в статичных парах

3. Групповая организация (на принципах дифференциации)

4. Межгрупповая

5. Фронтально-коллективная.

Особенности:

· Эффективное средство взаимного обогащения

· Организация совместных действий

· Распределение совместных действий

· Коммуникация

· Обмен способами действия

· Взаимопонимание

· Рефлексия.

Элементы групповой работы:

· подготовка к выполнению задания: постановка задачи, инструктаж;

· групповая работа: знакомство с материалом, планирование, распределение заданий, обсуждение

· заключительная часть: сообщение, анализ, вывод.

Формы работы: опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, мозговой штурм.

Наши рекомендации