Различные трактовки природы человека. Антропологические универсалии и индивидуальная уникальность.
Современная философия отчетливо антропологизирована: абстрактно- умозрительный подход к решению метафизических проблем преодолевается в попытках осмыслить их через феномен человека. Поиск антропологических оснований традиционных тем философии - характерная примета современной философской рефлексии. Однако философская антропология не подменяет собой всю философию, а лишь предлагает новые эвристические возможности для осмысления предельных вопросов бытия, вытекающие из анализа феномена человека и его предназначения, модусов человеческого существования, особенностей человеческого бытия.
Вспомните, какие характеристики в философии существуют для определения бытия? Постарайтесь систематизировать представления о наличном бытии человека и его становлении, наполняя содержанием следующие положения:
- существование «здесь и теперь» (определение системы пространственно- временных связей);
- определение бытия, "этость" (М. Хайдеггер);
- организация бытия (качество и ограниченность);
- процессуальность (статичность и постоянство);
- бытие как инобытие.
Что значит бытьчеловеком: телесно-организменно или духовно? В чем философско-антропологический смысл вопроса: быть или не быть? Как быть, чтобы сохранить человеческий образ, приумножить его?
Человек предстает перед нами как существо уникальное, сложное и неисчерпаемое. Именно этим объясняется множественность образов человека в истории философии и различные подходы к определению его природы. Представляя тот или иной образ человека, мыслители различных исторических эпох по-разному трактовали природу (сущность) человека. При этом сложилась классическая исследовательская стратегия: в ходе сравнения человека и животного природа первого усматривалась в радикальном отличии (или отсутствии такового), что существенным образом влияло и на решение вопроса о становлении человека. Стержнем проблемы оказывалось соотношение природного (биологического) и социального, естественного и общественного, тела и духа. Рассматривая различные концепции природы человека, покажите их неразрывную связь с концепциями происхождения и развития человека (и человечества).
К наиболее разработанным философским концепциям человека, его сущности и происхождения относятся:
1 - натуралистически-биологизаторская (социобиология, социал-дарвинизм и др.): специфика природы человека – в особой телесности, в высокой организованности как биологической особи, в тонком и сбалансированном выражении законов природы в индивидуальном и общественном развитии. Особое место в ряду такого рода концепций занимает психоанализ З. Фрейда, в котором утверждается примат бессознательного в человеческой жизни, а основы бессознательного видятся в энергии сексуального влечения (либидо). З. Фрейд и его последователи - Э. Фромм, К. Юнг - исходят из психосоматической природы человека.
2 - теологическая (Августин, Ф. Аквинский, Н. Бердяев, Ж. Маритен и др.): человек есть образ и подобие Бога-творца; человеческая сущность заключается в Боге и постигается на пути к Богу.
3 - рационалистическая (традиция, идущая в западной философии от Аристотеля до Канта и Гегеля): подлинная человеческая сила - его разум, благодаря которому человек может понять и оценить все сущее таким, каково оно есть на самом деле - Бога, мир и самого себя; разум независим от инстинктов и чувственности, он дает абсолютное, всеобщее и необходимое знание (истину).
4 - деятельностно-социальная (К. Маркс): природа человека есть единое социобиологическое образование, в котором социальное составляет его глубокую внутреннюю суть. Социальное в человеке не просто надприродно, надбиологично, но и "погружено" в биологическое, проникает в него и активно его преобразует как в онтогенезе отдельного человека, так и в филогенезе вида Homo sapiens.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в большинстве философских концепций рассмотренные выше подходы причудливо соединяются, что объясняется сложностью описываемого феномена и оригинальностью авторских подходов.
В Новое время на смену теологической концепции происхождения человека пришли концепции, разрабатываемые в рамках деятельностной парадигмы. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на марксистской концепции антропосоциогенеза (становления человека и общества), в качестве центрального фактора которого рассматривается труд. Почему именно в труде формируется и выражается родовая сущность человека? Каким образом, создавая необходимые для жизни материальные блага, человек создает самого себя, свою собственную природу? Если труд, согласно Марксу, есть инобытие родовой сущности человека, то сама сущность заключается в системе тех способностей и предпосылок, которые делают труд возможным. Причем речь здесь идет именно о системе признаков; всякие попытки свести сущность человека к какому-то одному определяющему признаку (прямохождение, использование орудий, коллективный образ жизни, символическая деятельность и т. п.) оказываются неадекватными.
Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и в известном смысле выключается из природы, противопоставляет себя ей. Это выражается, в частности, в завершении естественной эволюции человека как биологического вида. В процессе исторического развития человек познает законы природы и ставит их себе на службу, но он никогда не освобождается полностью от природной зависимости. Диалектика взаимоотношения человеческого общества и природы такова, что чем в большей степени человечество овладевает силами природы, тем в большей мере оно осознает и практически ощущает свое единство с ней и свою зависимость от нее (См. работу Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20). Более того, с развитием общества преобразованная природа все более становится органическим элементом социальной природы человека. Проблема перспектив человека в марксистской философии понимается, прежде всего, как социальная проблема. Эволюция человека - это процесс не просто освоения природы, но, прежде всего, усвоение и воспроизведение индивидом общественно-исторического опыта человека, развития его материальной и духовной культуры.
Далее следует остановиться на развитии и соотнесенности родового и индивидуального в человеке. Постарайтесь найти в себе и назвать общечеловеческие и личностные свойства. Как они связаны? Какие свойства более значимы для Вас, какие приоритетны в человеческом общении? Покажите роль культурных стереотипов прошлого и сегодняшнего дня в понимании значимых свойств человеческой природы.
До сих пор объектом нашего интереса были антропологические универсалии, то есть свойства, присущие человеку как виду. К универсалиям, к базирующемуся на них конечному, относительно немногочисленному набору прототипических структур и форм сводилось все разнообразие внутренних и внешних проявлений человеческого бытия. Однако человек свои антропологические, общечеловеческие свойства проявляет в индивидуальных личностных чертах. Акцент на индивидуальной уникальности человека свойственен, например, экзистенциализму - оригинальной философской концепции природы человека.
Экзистенциалисты утверждают: существование определяет человека; человек сначала существует, встречается с миром, появляется в мире, и только потом определяется. Человек "брошен в мир" без сущности, он сам ее создает в процессе существования - экзистенции. Именно в ней участвует весь индивид в целом, со всеми своими реакциями (ощущениями, настроениями, мыслями и безусловно-безотчетными действиями); человек в экзистенции предстает как он есть, в отличие от того, что о нем думают другие или каким он себе кажется. Экзистенциалистское понимание человека сыграло огромную роль в формировании духовной культуры второй половины ХХ века, заострив внимание на внутренней человеческой активности, на творческом самосознании.