Категории «целое» и «часть».

Диалектический способ познания ориентирован на представление объекта в качестве единства противоположностей, и категория «целое» выражает прежде всего в объекте момент единства, устойчивости, оформленности и структурированности. Поэтому целое не должно трактоваться как механическая совокупность или сумма частей. Целое – это новое качество, отличное от качества части или их суммы. Часть – это выражение момента обособленности, выделенности какого-либо свойства, признака, характеристики объекта. Как целое зависит от частей, но не сводится к ним, так и часть зависит от целого, но не растворяется в нем. Знание диалектики части и целого позволяет избавиться и в теории и в практике от элемантаризма – поиска исходных конечных «кирпичиков» объекта, что неизбежно ведет к сведению целого к части, а также от игнорирования особенностей функционирования части.

Задание 14. Выделите основной, с Вашей точки зрения, признак (характеристику, принцип), позволяющий трактовать категорию диалектики в качестве «части».

Итогом обсуждения и исследования законов и категорий диалектики должно стать уяснение их взаимосвязи и взаимообусловленности, формирование мировоззрения специалиста, понимание необходимости использования диалектических категорий как познавательного средства и способа развития творческого мышления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит гуманистический потенциал материалистической диалектики?

2. Чем обусловлено становление и развитие материалистической диалектики в ХIХ веке?

3. В чем основное отличие законов и категорий диалектики от законов и понятий конкретных наук?

4. Можно ли говорить о том, что диалектическое мышление вообще исключает мышление метафизическое?

5. Достаточен ли эволюционный тип развития НТП для эффективного и динамичного прогресса техники и производства?

6. Как вы понимаете неодолимость нового в развитии науки и техники?

7. Способствуют ли категории диалектики формированию мировоззрения? Если да, то какого?

ТЕСТЫ

I. Укажите верное положение: законы диалектики – это законы:

1. универсума;

2. человеческой деятельности;

3. развития;

4. научных дискуссий.

II. Укажите три вопроса, на которые отвечают законы диалектики:

1. что?

2. как?

3. почему?

4. с какой целью?

5. куда?

III. В чем принципиальное отличие категорий диалектики от понятий, используемых в специальных науках?

1. диалектические категории – это формы знания;

2. диалектические категории – это наиболее общие понятия;

3. диалектические категории – это теоретические конструкции;

4. диалектические категории – это средства мышления, выражающие развитие.

IV. Можно ли обнаружить всеобщее в отдельном:

1. в отдельном можно обнаружить лишь единичное;

2. в отдельном – только особенное;

3. всеобщее может быть найдено в любом явлении;

4. всеобщее существует и без всякого отдельного – само по себе.

V. Фатализм является результатом абсолютизации:

1. необходимости;

2. причинности;

3. формы;

4. части.

СЛОВАРЬ

Абсолютизация– возведение чего-либо (идеи, предмета, вещи) в ранг абсолюта, придание какой-либо характеристике (признаку, свойству) универсального значения, выражения безусловной полноты сущего.

Абстрактность– свойство мышления воспринимать предмет, с отбрасыванием несущественного (связей форм, отношений), конкретного, случайного и выделением общего, необходимого; результатом может стать обращение в свою противоположность — одностороннее, частичное, упрощенное представление о чем-либо.

Апория– неразрешимое затруднение, возникающее при осмыслении соответствия опытных данных и их теоретического представления.

Детерминизм - причинная обусловленность, признание всеобщей связи между явлениями.

Диалектическое отрицание –преобразование явления, не простая ликвидация старого, отжившего, уничтожение традиционного, но как необходимый момент развития, связанный с сохранением положительного содержания пройденных этапов (ступеней).

Догматизация– некритичное принятие какого-либо положения без учета конкретно-исторической ситуации его формирования, неизменное с течением времени, застывшее суждение, закостенелость мышления, оторванность от решения реальных проблем жизни, препятствующее творческому подходу.

Закон– форма организации знания об общих, устойчивых, необходимых, повторяющихся связях между различными процессами и явлениями в природе и обществе (данного класса, множества и т.п.), имеющая всеобщий, универсальный, инвариантный характер.

Категории диалектики - наиболее общие понятия об основных свойствах и закономерностях явлений объективной реальности, связанные с конкретно-исторической эпохой и отражающие научно-теоретическое мышление. Категории диалектики имеют парный характер, т.к. выражают суть противоположностей.

Новое– появление чего-либо ранее не существовавшего; различают объективную и субъективную, абсолютную и относительную новизну.

Объект– любое образование, ставшее предметом познания вследствие конструирующей деятельности познающего субъекта.

Противоположности– диаметрально различные стороны, черты, тенденции в явлениях и процессах действительного мира.

Противоречие –взаимодействие диалектических противоположностей.

Развитие - философское понятие, выражающее необратимый характер изменений (ряд состояний от возникновения до исчезновения), происходящих в мире.

Система– единство элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность.

Способ познания– единство средств и процедур, последовательно используемых в познавательной деятельности.

Стиль мышления– характер организации мыследеятельности.

Схоластика– направление в религиозной философии Средневековья, характерной чертой которого была разработка понятийно-логических средств исследования бытия Бога и познания.

Сциентизм –философское направление, абсолютизирующее доминирующее положение науки и научных знаний среди других явлений и факторов человеческой жизнедеятельности.

Технократизм– теоретико-методологическая и прагматическая установка, исходящая из решающей роли техники и технологических процессов в жизни социума.

Тождество– философская категория, характеризующая устойчивое, совпадающее в предметах, сходство диалектических противоположностей.

Фатализм - философское (или религиозное) учение о полной зависимости людей от "провидения, Рока, Фатума, неизбежности Судьбы, "высших сил" и т.п., либо от неотвратимости неких законов действительности, коим люди должны подчиняться в обязательном порядке.

Эристика– искусство спора, полемики.

ТЕМА IV

Наши рекомендации