Категории «целое» и «часть».
Диалектический способ познания ориентирован на представление объекта в качестве единства противоположностей, и категория «целое» выражает прежде всего в объекте момент единства, устойчивости, оформленности и структурированности. Поэтому целое не должно трактоваться как механическая совокупность или сумма частей. Целое – это новое качество, отличное от качества части или их суммы. Часть – это выражение момента обособленности, выделенности какого-либо свойства, признака, характеристики объекта. Как целое зависит от частей, но не сводится к ним, так и часть зависит от целого, но не растворяется в нем. Знание диалектики части и целого позволяет избавиться и в теории и в практике от элемантаризма – поиска исходных конечных «кирпичиков» объекта, что неизбежно ведет к сведению целого к части, а также от игнорирования особенностей функционирования части.
Задание 14. Выделите основной, с Вашей точки зрения, признак (характеристику, принцип), позволяющий трактовать категорию диалектики в качестве «части».
Итогом обсуждения и исследования законов и категорий диалектики должно стать уяснение их взаимосвязи и взаимообусловленности, формирование мировоззрения специалиста, понимание необходимости использования диалектических категорий как познавательного средства и способа развития творческого мышления.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состоит гуманистический потенциал материалистической диалектики?
2. Чем обусловлено становление и развитие материалистической диалектики в ХIХ веке?
3. В чем основное отличие законов и категорий диалектики от законов и понятий конкретных наук?
4. Можно ли говорить о том, что диалектическое мышление вообще исключает мышление метафизическое?
5. Достаточен ли эволюционный тип развития НТП для эффективного и динамичного прогресса техники и производства?
6. Как вы понимаете неодолимость нового в развитии науки и техники?
7. Способствуют ли категории диалектики формированию мировоззрения? Если да, то какого?
ТЕСТЫ
I. Укажите верное положение: законы диалектики – это законы:
1. универсума;
2. человеческой деятельности;
3. развития;
4. научных дискуссий.
II. Укажите три вопроса, на которые отвечают законы диалектики:
1. что?
2. как?
3. почему?
4. с какой целью?
5. куда?
III. В чем принципиальное отличие категорий диалектики от понятий, используемых в специальных науках?
1. диалектические категории – это формы знания;
2. диалектические категории – это наиболее общие понятия;
3. диалектические категории – это теоретические конструкции;
4. диалектические категории – это средства мышления, выражающие развитие.
IV. Можно ли обнаружить всеобщее в отдельном:
1. в отдельном можно обнаружить лишь единичное;
2. в отдельном – только особенное;
3. всеобщее может быть найдено в любом явлении;
4. всеобщее существует и без всякого отдельного – само по себе.
V. Фатализм является результатом абсолютизации:
1. необходимости;
2. причинности;
3. формы;
4. части.
СЛОВАРЬ
Абсолютизация– возведение чего-либо (идеи, предмета, вещи) в ранг абсолюта, придание какой-либо характеристике (признаку, свойству) универсального значения, выражения безусловной полноты сущего.
Абстрактность– свойство мышления воспринимать предмет, с отбрасыванием несущественного (связей форм, отношений), конкретного, случайного и выделением общего, необходимого; результатом может стать обращение в свою противоположность — одностороннее, частичное, упрощенное представление о чем-либо.
Апория– неразрешимое затруднение, возникающее при осмыслении соответствия опытных данных и их теоретического представления.
Детерминизм - причинная обусловленность, признание всеобщей связи между явлениями.
Диалектическое отрицание –преобразование явления, не простая ликвидация старого, отжившего, уничтожение традиционного, но как необходимый момент развития, связанный с сохранением положительного содержания пройденных этапов (ступеней).
Догматизация– некритичное принятие какого-либо положения без учета конкретно-исторической ситуации его формирования, неизменное с течением времени, застывшее суждение, закостенелость мышления, оторванность от решения реальных проблем жизни, препятствующее творческому подходу.
Закон– форма организации знания об общих, устойчивых, необходимых, повторяющихся связях между различными процессами и явлениями в природе и обществе (данного класса, множества и т.п.), имеющая всеобщий, универсальный, инвариантный характер.
Категории диалектики - наиболее общие понятия об основных свойствах и закономерностях явлений объективной реальности, связанные с конкретно-исторической эпохой и отражающие научно-теоретическое мышление. Категории диалектики имеют парный характер, т.к. выражают суть противоположностей.
Новое– появление чего-либо ранее не существовавшего; различают объективную и субъективную, абсолютную и относительную новизну.
Объект– любое образование, ставшее предметом познания вследствие конструирующей деятельности познающего субъекта.
Противоположности– диаметрально различные стороны, черты, тенденции в явлениях и процессах действительного мира.
Противоречие –взаимодействие диалектических противоположностей.
Развитие - философское понятие, выражающее необратимый характер изменений (ряд состояний от возникновения до исчезновения), происходящих в мире.
Система– единство элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность.
Способ познания– единство средств и процедур, последовательно используемых в познавательной деятельности.
Стиль мышления– характер организации мыследеятельности.
Схоластика– направление в религиозной философии Средневековья, характерной чертой которого была разработка понятийно-логических средств исследования бытия Бога и познания.
Сциентизм –философское направление, абсолютизирующее доминирующее положение науки и научных знаний среди других явлений и факторов человеческой жизнедеятельности.
Технократизм– теоретико-методологическая и прагматическая установка, исходящая из решающей роли техники и технологических процессов в жизни социума.
Тождество– философская категория, характеризующая устойчивое, совпадающее в предметах, сходство диалектических противоположностей.
Фатализм - философское (или религиозное) учение о полной зависимости людей от "провидения, Рока, Фатума, неизбежности Судьбы, "высших сил" и т.п., либо от неотвратимости неких законов действительности, коим люди должны подчиняться в обязательном порядке.
Эристика– искусство спора, полемики.
ТЕМА IV