Деонтология социальной работы
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 | УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а |
Рабочая программа дисциплины
Деонтология социальной работы
С 2016-2017 учебного года
Кафедра:Социально-культурной работы
Направление подготовки:39.03.02 «Социальная работа»
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Профиль подготовки:«Психосоциальная работа с населением»,
«Социальная работа в системе социальных служб».
Основная образовательная программа:39.03.02 «Социальная работа», направленности (профиля) «Психосоциальная работа с населением», «Социальная работа в системе социальных служб».
Общая характеристика
Наименование
Данная учебная дисциплина называется «Деонтология социальной работы», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 39.03.02 «Социальная работа», направленности (профиля) «Психосоциальная работа с населением», «Социальная работа в системе социальных служб» по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Цели реализации
1.2.1. В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенций:
ПК-6-способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи.
1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
- основные понятия и категории деонтологии социальной работы;
- теоретические основы деонтологии как учения о долге и должном поведении;
- законодательные документы для установления деонтологических нормативов в системе социальной службы;
- особенности деонтологических аспектов социальной работы с различными категориями нуждающихся в социальной защите;
- комплекс профессиональных, правовых и морально- этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника;
- смысл и содержание понятия профессионального долга социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его окружением
- специфику деонтологических подходов к разрешению конфликтов.
1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
- применять на практике результаты научных исследований теорий социального долга;
- использовать эффективные подходы к решению различных социальных проблем в сфере социальных взаимоотношений, возникающих у клиента социальной работы;
- критически оценивать собственные знания, уровень освоения методов исследования и технологий практики в области принятия профессиональных решений;
- использовать технологии социальной работы с различными категориями нуждающихся в социальной защите с позиции деонтологии;
- анализировать опыт социальной работы и ее традиций в сфере социального долга;
- формировать ценностное отношение к историческому опыту в области деонтологии.
1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
- содержанием приказов, инструкций и нормативных документов в установлении деонтологических нормативов;
- методиками деонтологической подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб;
- способностью к самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений;
- способностью в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы;
- навыками использования в своей профессиональной деятельности деонтологических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде;
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Место в структуре ООП
1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Б1.Б.32 базовой части и изучается по очной форме:
- на 7 семестре на IV курсе обучения в объеме 3зачетных единиц или 108академических часов (форма аттестации – зачет);
по заочной форме – на 7 семестре на IV курсе обучения в объеме 3зачетных единиц или 108академических часов (форма аттестации – зачет).
1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП, для изучения которой необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1. Введение в профессию «Социальная работа».
2. Философия.
3. Антропология.
4. Анатомия и физиология человека.
5. Социальная экология.
6. Основы медицинских знаний.
7. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
8. Социально-психологические основы здоровья.
9. Психология болезни и инвалидности.
10. Социальная геронтология.
11. Общая и специальная гигиена.
12. Содержание и методика социально-медицинской работы.
13. Основы психосоматики.
14. Психогенетика.
15. Психофизиология.
16. Безопасность жизнедеятельности.
17. Психология развития.
18. Социально-демографические проблемы.
1.3.3 Освоение данной дисциплины необходимо для изучения последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
1. Современные теории социального благополучия.
2. Управление в социальной работе.
3. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг.
4. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.
5. Социальная политика.
6. Методы управления конфликтами в организации.
Объем
1.4.1 Общий объем данной дисциплины 3зачетные единицы или 108 академических часов вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:
Виды учебной деятельности | Объем, в академических часах | |
по очной форме обучения | по заочной форме обучения | |
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа | ||
Проектирование | - | - |
Групповые консультации | - | - |
Индивидуальная работа с обучающимся | - | - |
Самостоятельная работа обучающегося | ||
Аттестация | ||
Всего |
2. Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Разделы и темы | Содержание (дидактические единицы) | Учебные занятия | |||||
п/п | наименование | очная форма | заочная форма | ||||
виды | Объем, академических часов | виды | Объем, академических часов | ||||
Раздел 1. Деонтология как наука о долге и должном | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||||
Занятия семинарского типа | |||||||
Занятия семинарского типа | |||||||
СРС | СРС | ||||||
Аттестация | - | Аттестация | |||||
11.1 | Основные понятия и принципы деонтологии социальной работы. | Понятие «деонтология». Формирование собственного представления о должном. Требования к поведению и действиям специалиста по социальной работе. Профессиональный долг и обязанности. Принципы деонтологии социальной работы, личной ответственности за порученное дело в правовом и моральном отношениях. Компетентности профессионального социального работника. Рациональный подход к решению поставленных задач. Субъекты и объекты как стороны конкретного профессионального отношения. Принцип гуманизма. Деонтологические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Занятия семинарского типа | СРС | ||||||
СРС | |||||||
11.2 | Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах социальной работы | Роль приказов, инструкций и нормативных документов в установлении деонтологических нормативов. Возрастание роли деонтологического потенциала социальных служб. Деонтологический компонент подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб. Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах социальной работы. Медицинская деонтология. Деонтология и психологическая помощь. Деонтология в стационарных социальных учреждениях. Деонтология в нестационарных социальных учреждениях. Деонтология и документация социальных служб. Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | - | |||||
СРС | СРС | ||||||
11.3 | Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе | Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством. Ответственность и долг социального работника перед профессией. Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами). Ответственность социального работника перед клиентом и его окружением. Долг социального работника перед самим собой. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | - | |||||
СРС | СРС | ||||||
11.4 | Деонтология социальной работы с детьми и подростками | Особенности деонтологических аспектов социальной работы с детьми и подростками. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих детей и подростков. Организация социальной работы с детьми и подростками. Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Управление системой социальной защиты детства. Нормативно-правовая база социальной работы с детьми и подростками. Проблемы подросткового возраста в контексте социализации. Особенности подросткового возраста. Определение девиантного поведения и основные причины десоциализации подростков. Медико-социальные проблемы детей подросткового возраста. Организация социальной работы с девиантными детьми и подростками. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Здоровый образ жизни - основа здоровьесберегающей стратегии государства. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | - | |||||
СРС | СРС | ||||||
11.5 | Деонтология социальной работы с пожилыми людьми | Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых старых людей. Медико-социальные взаимоотношения в обслуживании пожилых и старых людей. Деонтологические особенности при общении с пожилыми людьми. Деонтологические проблемы при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Социальный анамнез старого человека, место и условие проживания, внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, межличностные отношения между молодыми членами семьи и стариками, внутренние несогласия. | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||
Занятия семинарского типа | СРС | ||||||
СРС | |||||||
11.6 | Деонтология социальной работы с инвалидами. Деонтология социальной работы с семьей ребенка-инвалида | Особенности деонтологических аспектов социальной работы с инвалидами. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих инвалидов. Медицинская помощь и обеспечение лекарственными средствами. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Обеспечение мер социальной поддержки по оплате помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Воспитание и обучение детей-инвалидов. Образование инвалидов. Обеспечение занятости инвалидов. Гарантии для инвалидов в сфере социально-бытового обслуживания. Ежемесячные денежные выплаты | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||
Занятия семинарского типа | СРС | ||||||
СРС | |||||||
11.7 | Деонтология социальной работы с неблагополучными семьями. Деонтология социальной работы с детьми из неблагополучной семьи | Неблагополучные семьи как объект социальной работы. Определение феномена семейного неблагополучия. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих неблагополучные семьи. Классификация неблагополучных семей. Семьи с алкогольной зависимостью. Конфликтные семьи. "Недоверчивая" семья. "Легкомысленная" семья. "Хитрая" семья. Семьи, ориентированные на успех ребенка. Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи. Семьи с десоциализирующим влиянием. Социальные проблемы семьи. Сущность социальных проблем современных семей. Социальная работа с неблагополучными семьями. Социальная защита семьи. Социальные службы семьи. Социальное обслуживание семьи. Деонтологические особенности социальной работы с детьми из неблагополучной семьи. | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||
Занятия семинарского типа | СРС | ||||||
СРС | |||||||
11.8 | Деонтология социальной работы с жертвами насилия | Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия. Социальная проблематизация насилия в семье. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих жертв насилия. Насилие и агрессия. Объекты насилия. Виды насилия: физическое; сексуальное; пренебрежение; психологическое (эмоциональное); экономическое; семейное. Особенности социально-психологической помощи жертвам насилия. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия. Профилактика насилия над детьми. | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||
Занятия семинарского типа | СРС | ||||||
СРС | |||||||
11.9 | Деонтология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями и осужденными | Требования к профессионализму социальных работников с несовершеннолетними правонарушителями и осужденными. Социально-правовая, психолого-педагогическая, криминологическая и уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних правонарушителей и осуждённых. Социально-демографическая и уголовно- правовая характеристика несовершеннолетних осуждённых. Психолого-педагогическая и криминологическая характеристика. Формы и методы воспитательно-профилактического воздействия на образ жизни несовершеннолетних правонарушителей. Психолого-педагогическое сопровождение алкоголезависимых, наркозависимых несовершеннолетних осужденных. Стратегия борьбы с токсикоманией, наркоманией. | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||
Занятия семинарского типа | СРС | ||||||
СРС | |||||||
11.10 | Деонтология социальной работы с умирающими | Роль социальной работы и оказание помощи умирающим. Социальная проблематизация эвтаназии и поддержания жизни. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих инкурабельных больных. Паллиативное лечение. Хосписы. Цель хосписной помощи – забота о пациенте как о целостной личности, помощь в решении всех его проблем – связанных с физической, эмоциональной, социальной и духовной сферами жизни. Философия хосписа. Достойная смерть. Дистаназия – нелегкое, отягощающее умирание. Физический уход, удовлетворение эмоциональных, социальных и духовных потребностей. Социально-психологическая помощь неизлечимым больным. Психотерапевтические беседы. | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||
Занятия семинарского типа | СРС | ||||||
СРС |
Перечень обеспечения СРС
Студенту предлагается выполнить следующие виды самостоятельной работы:
– проработка конспекта лекции;
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц);
– подготовка к практическому занятию;
– проведение научных исследований;
– выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций;
– подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.;
– подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.).
При выполнении самостоятельной работы, обучающемуся предоставляется следующее учебно-методическое обеспечение:
- информационные ресурсы, перечисленные в разделе 4: Информационные ресурсы данной программы;
- материалы, размещенные в разделах Диск, Задачи, Обсуждение, Сообщение, Wiki, ПГ Деонтология социальной работы Кампуса ВЭГУ 24;
- электронные курсы, размещенные в вертикальном меню Кампуса ВЭГУ;
- материалы лекционных и практических занятий по дисциплинам бакалавриата 39.03.02 «Социальная работа», направленности (профиля) «Психосоциальная работа с населением», «Социальная работа в системе социальных служб», расположенные по адресу http://cp.insto.ru/extranet/ebs/irbis.php
Фонд оценочных средств
Информационные ресурсы
4.1 Основная учебная литература
№ п/п | Выходные данные основной учебной литературы | Адрес доступа к полнотекстовому варианту в Электронно-библиотечной системе Академии ВЭГУ |
1. | Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 364 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=414954 |
4.2 Дополнительная учебная литература
№ п/п | Выходные данные дополнительной учебной литературы | Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет») |
Шарин В.И. История социальной работы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарин В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 368 c. | http://www.iprbookshop.ru/14045 | |
Методология и теория социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 267 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=427077 | |
Оганян К.М., Объектно- и субъектно-ориентированные CASE-технологии в социальной работе / К.М. Оганян, К.К. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015: | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=522023 | |
Холостова, Е. И. Социальная работа [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 612 с | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415156 | |
Журнал «Социальная работа» [Электронный ресурс]: // elibrary.ru | http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9125 |
Ресурсы сети «Интернет»
№ п/п | Наименование ресурса | Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет») |
Научная электронная библиотека | http://www.elibrari.ru | |
Российская государственная библиотека | http://www.rsl.ru | |
Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова | http://www.lib.msu.su/ | |
Электронно-библиотечная система Znanium.com | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/znanium.php | |
Электронно-библиотечная система IPRbooks | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/iprbooks.php | |
Электронно-библиотечная система Академии ВЭГУ | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/irbis.php | |
Электронно-библиотечная система IBooks | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/ibooks.php | |
Российская газета | http://www.rg.ru | |
Экспресс-хроника | http://www.online.ru/sp/chronicle |
Информационные технологии
АСО Академии ВЭГУ
Образовательный процесс по данной дисциплине в Академии ВЭГУ ведется с широким использованием Автоматизированной системы обучения. В частности, применяются следующие составные части (модули) АСО:
№ п/п | Наименование модуля АСО | Область применения в образовательном процессе |
1. | Программное обеспечение «1С- Битрикс: внутренний портал учебного заведения» | Платформа для интеграции всех сервисов и создания виртуальных рабочих кабинетов участников образовательного процесса. 1. Создание ЭИОС для обучающегося: - редактирование индивидуального учебного плана обучающегося; - изучение материалов по доступным дисциплина (модулям) (электронный курс, материалы для самоконтроля и прохождение аттестации, расписание трансляций лекций, очных занятий и вебинаров, просмотр видео материалов); - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебной и предметных группах); - просмотр электронной зачётной книжки; - получение информации о набранных кредитах (оценках); - автоматическое зачисление в предметные и учебные группы; -формирование портфолио обучающегося (данные по IMS ePortfolio Specification (http://www.imsglobal.org/ep/); -биллинговая система (on-line оплата обучения, просмотр истории оплаты). 2. Создание ЭИОС для обучающего: - получение информации по нагрузке; - планирование и проведение вебинаров; - разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов (КИМ); - проверка эссе обучающихся; - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебных и предметных группах); - публикация мультимедийного обучающего контента; - формирование персонального портфолио. 3. Для организаторов образовательного процесса: - система мониторинга (получение информации об активности пользователей; организация опросов пользователей); - участие в группах (учебных, предметных, общих); - поддержка основных элементов коммуникаций (форумы, комментарии); - оценивание и организация объектов социальной сети; - отслеживание рейтингов и достижений; - публичное портфолио пользователя; - работа с заявками (отправка, отслеживание выполнения). |
2. | Конфигурация «Компас-В» на платформе «1С: Предприятие 8.2» | Автоматизирует работу: - приёмной комиссии (ведение базы абитуриентов, зачисление на обучение, финансовые и маркетинговые отчёты); - деканата (документооборот приказов по движению обучающихся, репозиторий документов обучающихся, оповещение обучающихся по электронной почте, SMS); - учебно-методического управления (ведение базы преподавателей, формирование и учёт учебной нагрузки). |
3. | Программный комплекс «Автоматизированная среда аттестации АСА» | Автоматизирует процедуры: - разработки, экспертизы и публичной экспертизы контрольно-измерительных материалов; - формирования и использования фонда оценочных средств по конкретным программам, дисциплинам (модулям, предметам, видам учебной работы); - проведения обучения с использованием балльно-рейтинговой системы (БРС); - допуска, проведения приема экзаменов, зачетов, письменных аттестационных работ; - видеопротоколирования процесса аттестации; - оформления документации по процессам аттестации (аттестационных ведомостей, заявлений на оплату выполненной обучающими работы, отчетов); - контроля успеваемости обучающихся; - мониторинга удовлетворенности обучающимися качеством контрольно-измерительных материалов и процедурами аттестации. |
4. | Программа «WebSoft CourseLab» | Разработка электронных курсов в формате SCORM 1.2. |
5. | Система программных продуктов LMS Moodle | Используется для: - публикации электронных курсов; - просмотра результата прохождения электронного курса и последующего его учёта в рамках БРС. |
6. | Система автоматизации библиотек ИРБИС64 | Используется для: организации доступа к электронной библиотеке для: просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы; просмотра учебно-методических комплексов дисциплин. |
7. | Программный продукт Автоматизированная информационная система центра контента «Электронная библиотека» | Используется для организации процесса разработки и обновления полнотекстовых электронных версий учебных материалов и рабочих программ дисциплин. |
8. | Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM | Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line. |
9. | Электронно-библиотечная система IPRbook | Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line. |
10. | Прикладное программное обеспечение Comdi | On-line сервис интегрированный в АСО, используется для: - организации и проведения вебинаров, интерактивных занятий, on-line консультаций и лекций; - просмотра записей вебинаров. |
11. | Веб-сайт видео-обмена YouTube | Видеохостинг для размещения видео контента, с последующим встраиванием в АСО. |
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 | УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а |
Рабочая программа дисциплины
Деонтология социальной работы
С 2016-2017 учебного года
Кафедра:Социально-культурной работы
Направление подготовки:39.03.02 «Социальная работа»
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Профиль подготовки:«Психосоциальная работа с населением»,
«Социальная работа в системе социальных служб».
Основная образовательная программа:39.03.02 «Социальная работа», направленности (профиля) «Психосоциальная работа с населением», «Социальная работа в системе социальных служб».
Общая характеристика
Наименование
Данная учебная дисциплина называется «Деонтология социальной работы», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 39.03.02 «Социальная работа», направленности (профиля) «Психосоциальная работа с населением», «Социальная работа в системе социальных служб» по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Цели реализации
1.2.1. В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенций:
ПК-6-способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи.
1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
- основные понятия и категории деонтологии социальной работы;
- теоретические основы деонтологии как учения о долге и должном поведении;
- законодательные документы для установления деонтологических нормативов в системе социальной службы;
- особенности деонтологических аспектов социальной работы с различными категориями нуждающихся в социальной защите;
- комплекс профессиональных, правовых и морально- этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника;
- смысл и содержание понятия профессионального долга социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его окружением
- специфику деонтологических подходов к разрешению конфликтов.
1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
- применять на практике результаты научных исследований теорий социального долга;
- использовать эффективные подходы к решению различных социальных проблем в сфере социальных взаимоотношений, возникающих у клиента социальной работы;
- критически оценивать собственные знания, уровень освоения методов исследования и технологий практики в области принятия профессиональных решений;
- использовать технологии социальной работы с различными категориями нуждающихся в социальной защите с позиции деонтологии;
- анализировать опыт социальной работы и ее традиций в сфере социального долга;
- формировать ценностное отношение к историческому опыту в области деонтологии.
1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
- содержанием приказов, инструкций и нормативных документов в установлении деонтологических нормативов;
- методиками деонтологической подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб;
- способностью к самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений;
- способностью в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы;
- навыками использования в своей профессиональной деятельности деонтологических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде;
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Место в структуре ООП
1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Б1.Б.32 базовой части и изучается по очной форме:
- на 7 семестре на IV курсе обучения в объеме 3зачетных единиц или 108академических часов (форма аттестации – зачет);
по заочной форме – на 7 семестре на IV курсе обучения в объеме 3зачетных единиц или 108академических часов (форма аттестации – зачет).
1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП, для изучения которой необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1. Введение в профессию «Социальная работа».
2. Философия.
3. Антропология.
4. Анатомия и физиология человека.
5. Социальная экология.
6. Основы медицинских знаний.
7. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
8. Социально-психологические основы здоровья.
9. Психология болезни и инвалидности.
10. Социальная геронтология.
11. Общая и специальная гигиена.
12. Содержание и методика социально-медицинской работы.
13. Основы психосоматики.
14. Психогенетика.
15. Психофизиология.
16. Безопасность жизнедеятельности.
17. Психология развития.
18. Социально-демографические проблемы.
1.3.3 Освоение данной дисциплины необходимо для изучения последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
1. Современные теории социального благополучия.
2. Управление в социальной работе.
3. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг.
4. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.
5. Социальная политика.
6. Методы управления конфликтами в организации.
Объем
1.4.1 Общий объем данной дисциплины 3зачетные единицы или 108 академических часов вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:
Виды учебной деятельности | Объем, в академических часах | |
по очной форме обучения | по заочной форме обучения | |
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа | ||
Проектирование | - | - |
Групповые консультации | - | - |
Индивидуальная работа с обучающимся | - | - |
Самостоятельная работа обучающегося | ||
Аттестация | ||
Всего |
2. Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Разделы и темы | Содержание (дидактические единицы) | Учебные занятия | |||||
п/п | наименование | очная форма | заочная форма | ||||
виды | Объем, академических часов | виды | Объем, академических часов | ||||
Раздел 1. Деонтология как наука о долге и должном | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||||
Занятия семинарского типа | |||||||
Занятия семинарского типа | |||||||
СРС | СРС | ||||||
Аттестация | - | Аттестация | |||||
11.1 | Основные понятия и принципы деонтологии социальной работы. | Понятие «деонтология». Формирование собственного представления о должном. Требования к поведению и действиям специалиста по социальной работе. Профессиональный долг и обязанности. Принципы деонтологии социальной работы, личной ответственности за порученное дело в правовом и моральном отношениях. Компетентности профессионального социального работника. Рациональный подход к решению поставленных задач. Субъекты и объекты как стороны конкретного профессионального отношения. Принцип гуманизма. Деонтологические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения. |