Тема 10. Общество как предмет философского анализа
Вопросы и задания:
1. Социальная философия в системе науки. Формирование социальной мысли.
2. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь и специфика: экономическая, политическая, социальная, духовная.
3. Социальная реальность. Общественное сознание. Социальное пространство и время.
4. Социальное развитие: понятие, источники, субъекты и движущие силы.
5. Общественный прогресс: его критерии, виды и типы.
6. Составьте сравнительную таблицу «Восток-Россия-Запад в диалоге культур».
Изучив учебную и методическую литературу по теме, студентам необходимо выявить общие и специфические черты, характеризующие основные цивилизационные типы и тезисно оформить материал в виде таблицы:
Критерии | Восток | Запад | Россия |
В конце работы должен быть сформулирован вывод о культурной принадлежности России с точки зрения автора таблицы.
Темы докладов и сообщений
1. Понятие общества в истории философии.
2. Конечность и направленность исторического развития.
3. Концепции общественного прогресса в истории философии.
4. Информационное общество: перспективы развития.
5.Теория ноосферы.
Литература и источники:
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1993.
2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
3. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992 .
4. Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Игра – дискуссия « Россия – Запад – Восток в диалоге культур»
Цель занятия:ознакомить студентов с основными теоретическими походами к определению места и роли России в мировой истории и современном геополитическом пространстве.
Применение: - формирование навыков аналитического мышления и устного выступления;
- умение дать критическую оценку социально-значимой проблеме.
Установка:в отечественной философской литературе традиционным является спор о месте и роли нашей страны в мировом культурно-цивилизационном развитии. На основе критического анализа существующих теоретических подходов, обоснуйте собственную позицию по данному вопросу.
Требуемое время:
- самостоятельная работа студентов вне аудитории (за 2-3 недели до занятия)
- аудиторное обсуждение (1.5-3 часа)
Состав участников:
- преподаватель
- участники рабочих групп («славянофилы», «западники», «евразийцы»)
- экспертная группа (3 человека)
Порядок проведения игры-дискуссии:
1. Распределение рабочих групп.
2. Изучение участниками рабочих групп литературы по теме и подготовка выступлений (презентаций).
3. Выступление с докладами (10 15 минут) от каждой рабочей группы.
4. Аудиторное обсуждение. Оценка выступлений.
Рассмотрение темы включает дискуссионный анализ следующих элементов:
- взгляды основоположников каждого направления (со ссылками на работы данных авторов);
- современное состояние каждой концепции (с указанием кто из наших современников придерживается данной идеи);
- анализ содержания и аргументации сторонников и противников концепции;
-. своя оценка общественной значимости и мировоззренческой ценности конкретной концепции
Итоги дискуссии подводят группа экспертов и преподаватель. В обсуждении принимает участие вся группа. Результаты определяются на основе метода оценок. Максимальное количество баллов за занятие – 15.
Тема 11. Философские проблемы науки и техники.
Вопросы и задания
1.Наука как теория и система знаний. Критерии научности. Специфика научного знания. Методы научного познания: общетеоретические и эмпирические.
2.Наука как социальный институт. Генезис науки. Структура и учреждения науки. Функции науки. Место науки в системе культуры.
3.Понятие техники.. Актуальность философского осознания феномена техники.
4.Влияние техники и технологий на развитие общества. Понятие НТП, структура и основные этапы. НТР и ее социальные последствия.
5.Сциентизм и антисциентизм в философии. Принцип «технологического детерминизма» и его критика.
6.Письменно подготовьте эссе на тему «Место и значение техники в жизни человека и общества»
Темы докладов и сообщений
1. Философия техники Н.Бердяева.
2. Теория «трех волн» О. Тоффлера.
3. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.
4. Технологические революции в истории человечества.
5. Человек в информационно-техническом мире.
Источники
1. Бердяев Н.А. Человек и машина// Вопросы философии. – 1989. - № 2.
2. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М., 1977.
3. Поппер К. Логика и рост научного знания: Пер. с англ. – М., 1983.
4. Тоффлер О. Шок будущего: Пер. с англ. – М., 2003.
5. Фукуяма Ф. Конец истории и последующий человек: Пер. с англ. – М., 2004.
Деловая игра: научно-практическая конференция по теме «Глобальные проблемы современности».