Тема 10. Общество как предмет философского анализа

Вопросы и задания:

1. Социальная философия в системе науки. Формирование социальной мысли.

2. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь и специфика: экономическая, политическая, социальная, духовная.

3. Социальная реальность. Общественное сознание. Социальное пространство и время.

4. Социальное развитие: понятие, источники, субъекты и движущие силы.

5. Общественный прогресс: его критерии, виды и типы.

6. Составьте сравнительную таблицу «Восток-Россия-Запад в диалоге культур».

Изучив учебную и методическую литературу по теме, студентам необходимо выявить общие и специфические черты, характеризующие основные цивилизационные типы и тезисно оформить материал в виде таблицы:

Критерии Восток Запад Россия
       

В конце работы должен быть сформулирован вывод о культурной принадлежности России с точки зрения автора таблицы.

Темы докладов и сообщений

1. Понятие общества в истории философии.

2. Конечность и направленность исторического развития.

3. Концепции общественного прогресса в истории философии.

4. Информационное общество: перспективы развития.

5.Теория ноосферы.

Литература и источники:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1993.

2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

3. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992 .

4. Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Игра – дискуссия « Россия – Запад – Восток в диалоге культур»

Цель занятия:ознакомить студентов с основными теоретическими походами к определению места и роли России в мировой истории и современном геополитическом пространстве.

Применение: - формирование навыков аналитического мышления и устного выступления;

- умение дать критическую оценку социально-значимой проблеме.

Установка:в отечественной философской литературе традиционным является спор о месте и роли нашей страны в мировом культурно-цивилизационном развитии. На основе критического анализа существующих теоретических подходов, обоснуйте собственную позицию по данному вопросу.

Требуемое время:

- самостоятельная работа студентов вне аудитории (за 2-3 недели до занятия)

- аудиторное обсуждение (1.5-3 часа)

Состав участников:

- преподаватель

- участники рабочих групп («славянофилы», «западники», «евразийцы»)

- экспертная группа (3 человека)

Порядок проведения игры-дискуссии:

1. Распределение рабочих групп.

2. Изучение участниками рабочих групп литературы по теме и подготовка выступлений (презентаций).

3. Выступление с докладами (10 15 минут) от каждой рабочей группы.

4. Аудиторное обсуждение. Оценка выступлений.

Рассмотрение темы включает дискуссионный анализ следующих элементов:

- взгляды основоположников каждого направления (со ссылками на работы данных авторов);

- современное состояние каждой концепции (с указанием кто из наших современников придерживается данной идеи);

- анализ содержания и аргументации сторонников и противников концепции;

-. своя оценка общественной значимости и мировоззренческой ценности конкретной концепции

Итоги дискуссии подводят группа экспертов и преподаватель. В обсуждении принимает участие вся группа. Результаты определяются на основе метода оценок. Максимальное количество баллов за занятие – 15.

Тема 11. Философские проблемы науки и техники.

Вопросы и задания

1.Наука как теория и система знаний. Критерии научности. Специфика научного знания. Методы научного познания: общетеоретические и эмпирические.

2.Наука как социальный институт. Генезис науки. Структура и учреждения науки. Функции науки. Место науки в системе культуры.

3.Понятие техники.. Актуальность философского осознания феномена техники.

4.Влияние техники и технологий на развитие общества. Понятие НТП, структура и основные этапы. НТР и ее социальные последствия.

5.Сциентизм и антисциентизм в философии. Принцип «технологического детерминизма» и его критика.

6.Письменно подготовьте эссе на тему «Место и значение техники в жизни человека и общества»

Темы докладов и сообщений

1. Философия техники Н.Бердяева.

2. Теория «трех волн» О. Тоффлера.

3. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.

4. Технологические революции в истории человечества.

5. Человек в информационно-техническом мире.

Источники

1. Бердяев Н.А. Человек и машина// Вопросы философии. – 1989. - № 2.

2. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М., 1977.

3. Поппер К. Логика и рост научного знания: Пер. с англ. – М., 1983.

4. Тоффлер О. Шок будущего: Пер. с англ. – М., 2003.

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последующий человек: Пер. с англ. – М., 2004.

Деловая игра: научно-практическая конференция по теме «Глобальные проблемы современности».

Наши рекомендации