Общество как предмет философского анализа

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно

имеет в жизни человека.
Общество как предмет философского анализа - student2.ru Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под

обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например,

феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от

природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество как предмет философского анализа - student2.ru Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия

между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют

одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате

действий людей общество постоянно изменяется и развивается.
Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.
Общество как предмет философского анализа - student2.ru Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы

автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен

немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное

действие - это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию,

т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат

осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например

он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

56. Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы о том, что́ есть история, каков её смысл и конец, если вообще таковые имеются. В этой области существуют две основные парадигмы. Первая подразумевает, что история является единым процессом, стройным и определённым. Вторая же — что история — не более чем хаос отдельных поступков, и всяческая связь между ними есть плод нашего воображения.

История философии истории
Античность, Средние века, Новое время
В греческой философской мысли история рассматривалась как циклический процесс. Для христианского мировоззрения характерно понимание истории как цепочки событий, ведущей к определённому концу — спасению каждого человека и слиянию времени и вечности. В Новое время было распространено мнение о том, что история — это бесконечный прогрессивный процесс, схожий с биологической эволюцией. Из учёных-эволюционистов можно выделить Г. Спенсера, О. Конта. В концепции Г. Гегеля человеческая история представлена как реализация логики самопознания абсолютного духа.
Формационный подход к истории
К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе труд очень примитивен, орудий труда нет, и потому все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба.
Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответсвенно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций:
первобытно-общинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
коммунистическая.

59. Рел. и атеистическое созн.: сущность, функции, специфика.

Рел. созн. явл. одной из старейших форм общ. созн., и совершенно очевидна подчиненность

его конкретным общ-ист усл. Рел. созн. соотв. объ. потребностям чел. духа. Эти дух. потр.

должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть рел. должно было сопровождаться созданием

такой системы общечел. цен., кот. могла бы заменить чел. соотв. дух., рел. потребности. Рел.

выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в

повседневной жизни. В рел. обрядах, закл., жертвоприн. люди пытались служить сверхъ. силам и в

некоторой степени упр. ими. Кроме того, с пом. рел. закрепл. нормы поведения чел. Рел. служила ср.

достижения соц. стабильн. Рел. не случайное явл. в культ. чел-ва, а зак. возникшая, ист. и соц. обусл.

форма осозн. чел. окр. мира и самого себя. В совр. фил. различают три ступени в ист. рел.: 1. рел.,

опирающаяся на свое божество в прир. силах (бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2. рел., признающая всемогущего

"Бога-господина", требующая повиновения ему; сюда же относится и религия как простая мораль без

Бога; 3. религия искупления, возн. из чувства греховности. Рел. созн. как элемент в стр-ре рел. взсв с др.

ее эл-ми: рел. деят., отн. и орг. Рел. сознание специфично. Ему присуща вера, эмоц., символичность,

чувственная наглядность, соединение реал. содержания с иллюзиями, знание рел. лексики, воображение,

фантазия. Рел. сознание отл. тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохр. иллюзорное удвоение

мира, вера в продолжение дух. жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир.

Доказать логично сущ. этого мира невозможно, поэтому рел. сознание основано на вере. Вера - это интегративная

часть рел. сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности рел. со стороны разума или чувств.

Рел. вера означает необх. соответствующего поведения и деят. и надежду на сверхъестественную добродетель

благодаря милости Бога. В рел. вере основной объект - это идея бога, на ней основано содержание рел. Для

верующих идея бога является реш. проблемы смысла жизни чел. и нр. опорой, стремлением выделить в

жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечел. мор. нормы.

В рел. сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал – Бог. Рел. долг человека

заключается в смирении перед Богом, в устремленности к нему как к идеалу, а для этого нужно отказаться от

своей чел. воли и не перечить воле Божественной, смиренно делать дело, к которому приставлен, и как можно

меньше рассуждать. В больш. случаев господствующая рел. выступает в союзе с гос., с пол. властью. Рел. – явление

конкр-ист. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общ. отн.,

порождающие веру в сверхъ. силы и необходимость сохранения этой веры

61. Философские определения понятия «информация» отличаются чрезвычайной противоречивостью вплоть до полярности. На одном полюсе— безграничный панинформизм ,на другом — полнейший информационный нигилизм. Между ними — признание информации третьим атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии; утверждение о независимости информации от какого бы то ни было материального носителя; трактовка ее как тонкоматериальной структуры с необычными для физического мира свойствами; признание в одном случае первичности информации и вторичности материи, а в другом — материальности информации и т.д.

Наиболее экспрессивно утверждаются две точки зрения — панинформистская и негинформистская.

Информация в сущности есть достояние только субъективного сознаний, за его пределами информации не существует. Онтологически информация есть субъективная реальность.

Это утверждение целиком согласуется с достижениями современной психологии. Философы тоже определяют сознание как способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, социальных и культурных связей, отделенных от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. Сознание есть субъективный образ объективного мира, субъективная реальность.

Информация, ушедшая в глубины сознания, называется памятью.

Наши рекомендации