Компетенции, формируемые в результате освоения
дисциплины «Философия экономики и управления»
Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, выпускник должен обладать:
ОК-1 способностью к абстрактному мышлению и синтезу;
ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ПК-1 способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
ПК-2 способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;
ПК-3 способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
ПК-6 способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии экономики и управления; основные способы аргументации и обоснования; правила и стандарты мышления; принципы и правила поведения человека в обществе; общие представления о сущности человека и способах его существования;
уметь: осуществлять постановку цели и выбор путей ее достижения; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; вести полемику, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным вопросам; самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов; ориентироваться и разбираться в вопросах, связанных с происхождением и сущностью экономических процессов и процессов управления;
владеть: культурой мышления; навыками обобщения, анализа и восприятия информации; основами знания о сущности социально-экономических явлений; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками приобретения и использования в профессиональной деятельности новых знаний и умений; приемами критического восприятия собственной деятельности и оценки ее результатов; навыками принятия нравственных решений; приемами философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы социально-экономического развития общества; методиками системного анализа управленческой деятельности.
Структура и содержание дисциплины
«Философия экономики и управления»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов. Одна зачетная единица составляет 36 часов.
Форма обучения | Очная (2 года) | Очно-заочная (2 года 4 месяца) | Заочная (2 года 4 месяца) |
Курс / семестр | 1/1 | 1/1 | 1/1 |
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/ч | 3/108 | 3/108 | 3/108 |
Лекционные занятия, ч | |||
Самостоятельная работа, ч | |||
Контрольная работа, семестр | – | – | 1/1 |
Форма промежуточной аттестации, семестр | Зачет/1 | Зачет/1 | Зачет/1 (4 ч) |
Количество часов в интерактивной форме, ч (лекции/практика) |
Лекционные занятия
№ п/п | Содержание лекционного курса «Философия экономики и управления» | Часы |
Тема № 1. Философские основания экономики. Философские основания изучения экономики. Назначение философии экономики. Общественное производство, его сущность и роль в социальном развитии с точки зрения философии. Материальное производство, его место и значение в системе общественного производства [1-5, 8-11, 15-22]. | ||
Тема № 2. Общественное производство и его структура. Философия о способе производства и о взаимодействии производительных сил и производственных отношений. Производительные силы и их основные элементы. Производственные отношения и их структура. Особенности производственных отношений в исторически различающихся обществах. Отношения собственности, производства, обмена, потребления как объект философского рассмотрения [2-5, 8-11, 15-22]. | ||
Тема № 3. Человек и его роль в развитии производства. Личность как результат и процесс реализации многочисленных социальных программ. Факторы, влияющие на становление личности: социальное окружение, рефлексивная деятельность. Личность и социальные связи. Портрет руководителя третьего тысячелетия: эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, способность к прогнозирования, непрерывное самообразование. «Пять умов» менеджера Д. Гослинга, Г. Минцберга. Топология внутреннего пространства. Язык и мышление [2-5, 8-11, 15-22]. | ||
Тема № 4. Проблема ценностей в экономике. Потребительские блага и отношение человека к ним. Философия о противоречиях в системе способа производства, их характере, развитии и разрешении. Философские проблемы взаимосвязи производства и потребления. Философия о потребностях, стимулах и целях экономики и особенностях ее направленности. Философские проблемы научно-технического прогресса и его роли в развитии общества. Сущность, этапы, характеристику и социально-экономические последствия современной научно-технической революции. Ценностные установки личности. Проблема управления ценностными установками. Проблема построения профессиональной этики. Проблема практической реализации этических принципов [2-5, 8-11, 15-22]. | ||
Тема № 5. Управление как вид деятельности человека. Структура деятельности. Онтологические, гносеологические, аксиологиические основания управленческой деятельности. Человек как объект философии управления и самоуправления. Группа как объект философии управления и самоуправления [1, 3, 6, 7, 13-22]. | ||
Тема № 6. Общество как объект управления. Социум как объект философии управления. Концепция интегрального управления социумом. Культура как средство управления. Модель культуры С. Лема. Границы и возможности управления социумом [4, 6, 7, 13-22]. | ||
Тема № 7. Специфика управления в философских концепциях. Идеальное государство и идеальный правитель Платона. Политика Аристотеля. Просвещенческие идеи Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Максима И. Канта, философия права Г. Гегеля. Управленческие идеи К. Маркса. Основания управления в концепции М. Вебера. Организационные идеи А. Богданова. Принцип системного подхода. Теория самоорганизации систем. Комплексность как свойство объектов. Организационная деятельность [6, 7, 13-22]. | ||
Тема № 8. Различные способы реализации философии управления в истории. Эклектическая философия управления. Роль религии в формировании философии управления. Механицистская философия управления. Роль экономики в формировании философии управления. Влияние личных качеств на формирование управленческой философии. Органистская философия управления. Роль коммуникация в формировании философии управления. Фашистская Германия как пример эклектической философии управления. Советский Союз как пример механистической философии управления. Западное общество как пример органистской философии управления [6, 7, 13-22]. | ||
ИТОГО |
Самостоятельная работа магистранта очной формы обучения
Самостоятельная работа магистранта заключается в изучении теоретического материала по рекомендуемой литературе, написании реферата по теме, выбранной из ниже приведенных, и подготовке к промежуточной аттестации (зачету). Реферат сдается на проверку на 16-й неделе семестра.
Период работы | Вид работы | Текущий контроль |
1–4 недели | Выбор темы реферата, поиск необходимой литературы, составление содержания реферата | Проверка содержания реферата |
5–8 недели | Написание основной части реферата, поиск дополнительных источников | Проверка основной части |
9–12 недели | Написание введения и заключения реферата | Проверка введения и заключения |
13–16 недели | Оформление реферата, сдача преподавателю | Оценка реферата |
Темы рефератов
1. Философия экономики как раздел социальной философии.
2. Философское понимание противоречий и его значение для экономического анализа.
3. Социально-философские проблемы управления экономикой в России.
4. Роль производственных отношений в истории развития человеческой цивилизации.
5. Характеристика основных экономических отношений советского периода.
6. Процессы экономических преобразований современной России и социально-профессиональная структура общества.
7. Философия хозяйства С. Н. Булгакова.
8. Общественное производство, его сущность и роль в развитии общества.
9. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
10. Человек как субъект хозяйственной деятельности и экономического поведения.
11. Философия денег.
12. Деньги в системе мотивации человека.
13. Богатство и нравственность.
14. Богатство и свобода.
15. Вывоз капитала из России: социально-экономическая сущность, масштабы и последствия.
16. Экономическая безопасность российского государства и проблемы ее обеспечения.
17. Функциональная роль финансов в повышении уровня и качества жизни населения.
18. Современная российская бедность – пути преодоления.
19. Проблема ценностей в экономике.
20. Проблема свободы и ответственности в экономике.
21. Философские аспекты проблемы соотношения производства и потребления.
22. Материальное производство – основа общественной жизни.
23. Философские проблемы научно-технической революции и ее роли в развитии общества.
24. Равенство и неравенство в системе экономических отношений.
25. Бремя собственности в системе ценностей граждан.
26. Проблемы взаимодействия государственной власти и бизнеса.
27. Философские и исторические предпосылки возникновения менеджмента.
28. Менеджмент как объект философского анализа.
29. Проблемы управления в истории философии.
30. История возникновения научных школ менеджмента.
31. Развитие системы принципов управления.
32. Социально методологические концепции в трудах отечественных исследователей менеджмента (по выбору – А. Богданов, О. Ерманский, А. Гастев, П. Керженцев, Н. Витке, Е. Розмирович, Ф. Дунаевский и др.).
33. Роль управления в истории развития человеческой цивилизации.
34. Мировоззренческие аспекты менеджмента.
35. Проблемы философского осмысления перспектив развития менеджмента в современной России.
36. Социокультурные механизмы предпринимательской деятельности и управления.
37. Социально-нравственные приоритеты в управленческой деятельности.
38. Значение философских понятий свободы и необходимости для понимания свободы и ответственности в процессе управления.
39. Реформа управления в современной России и социально-профессиональная структура общества.
40. Социальные роли личности в управлении.
41. Современная наука об иерархии человеческих потребностей и их взаимосвязи с менеджментом.
42. Управленческие аспекты глобализации.
43. Институциональные аспекты системы менеджмента.
44. Социально-философские аспекты развития регионального менеджмента.
45. Философские аспекты государственного регулирования в рыночной экономике.
46. Основные этапы и направления в истории экономической науки.
47. Меркантилизм как учение торговой буржуазии и его значение в становлении экономической науки.
48. Особенности и этапы развития классической политической экономии.
49. Адам Смит – центральная фигура либеральной рыночной экономической теории.
50. Теория капитала в классической политической экономии.
51. Теория доходов в классической политической экономии.
52. Концепции социально-экономических реформ в экономическом учении социалистов-утопистов и экономистов-романтиков.
53. Теория стоимости в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли.
54. Теория денег в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли.
55. Концепция laissez faire в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли.
56. Теория народонаселения Т. Мальтуса и ее историческое значение.
57. Историческое значение “маржинальной” и “кейнсианской” революций в экономической науке.
58. Теория воспроизводства и макроэкономического равновесия в классической политической экономии.
59. Особенности теоретических воззрений российских экономистов XIX – начала XX веков (авторы по выбору).
60. История развития математических методов в экономической науке.
61. Эволюция теорий о рынке с несовершенной конкуренцией.
62. Американский институционализм.
63. Общая характеристика неокейнсианских теорий.
64. Ордолиберализм и концепция социального рыночного хозяйства.
65. Общая характеристика послевоенного институционализма
66. Современные монетаристские концепции государственного регулирования экономики.
67. Развитие экономической науки в странах «третьего мира»
68. Теории организации – от Г. Файоля до Минцберга.
69. Эволюция теории управления персоналом.
70. Эволюция экономики труда в советский период.
71. Концепции и школы, относящиеся к экономике труда.
72. Экономика труда в классической политической экономии.
73. Формирование представлений об экономике труда как науке.
74. Формирование экономики природопользования в трудах российских экономистов.
75. Экономические аспекты взаимодействия общества и природы.
76. История развития концепции устойчивого эколого-экономического развития общества.
77. Философская концепция науки управления.
78. Предпосылки использования системного анализа в управлении.
79. История управленческой мысли (общая характеристика).
80. Философские основы российского управления.
81. Назначение философии управления.
Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Ивин, А. А. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. – Москва, Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 557 c. – Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276781. – Загл. с экрана. (28.04.2016)
2. Хаусман Д. Философия экономики. Антология. – Москва: Изд-во Института Гайдара, 2012. – 520 c.
3. Канке, В. А Философия экономической науки: учебник. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 384 с.
Дополнительная литература
4. Адизес, И. Стили менеджмента – эффективные и неэффективные / Ицхак Калдерон Адизес ; пер. с англ. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2009. – 199 с.
5. Блауг, М. Методология экономической науки или Как экономисты объясняют мир. – Москва : НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. – 416 с.
6. Громова, Л. А. Этика управления: учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 183 с.
7. Диев, В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001.
8. Самсин, А. И. Основы философии экономики. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 271 с.
9. Спиркин, А. Г. Философия. – Москва, 2003. – С. 538–599. Гл. 16. Экономическая философия.
10. Карпенко, М. П. Когномика. – Москва: СГА, 2009. – 225 с.
11. Конотопов, М. В. История и философия экономики. – Москва: КноРус, 2014. – 664 с.
12. Философия / под ред. Н. И. Сидоренко. – Москва, 2004. – С. 311–328. Гл. 18. Философия экономики.
13. Цыганов, В. В. Информационные войны в бизнесе и политике : Теория и методология / В. В. Цыганов, С. Н. Бухарин. – Москва : Академический Проект, 2007. – 336 с.
14. Философия управления: монография / Л. Г. Голубкова, В. М. Розин. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2010. – 608 с.
15. Калмычкова, Е. Н. Экономическое мышление: философские предпосылки: учеб. пособие / Е. Н. Калмычкова, И. Г. Чаплыгина. – Москва: ИНФРА, 2005. – 272 с.