Компетенции, формируемые в результате освоения

дисциплины «Философия экономики и управления»

Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, выпускник должен обладать:

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению и синтезу;

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

ПК-1 способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

ПК-2 способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

ПК-3 способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

ПК-6 способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии экономики и управления; основные способы аргументации и обоснования; правила и стандарты мышления; принципы и правила поведения человека в обществе; общие представления о сущности человека и способах его существования;

уметь: осуществлять постановку цели и выбор путей ее достижения; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; вести полемику, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным вопросам; самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов; ориентироваться и разбираться в вопросах, связанных с происхождением и сущностью экономических процессов и процессов управления;

владеть: культурой мышления; навыками обобщения, анализа и восприятия информации; основами знания о сущности социально-экономических явлений; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками приобретения и использования в профессиональной деятельности новых знаний и умений; приемами критического восприятия собственной деятельности и оценки ее результатов; навыками принятия нравственных решений; приемами философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы социально-экономического развития общества; методиками системного анализа управленческой деятельности.

Структура и содержание дисциплины

«Философия экономики и управления»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов. Одна зачетная единица составляет 36 часов.

Форма обучения Очная (2 года) Очно-заочная (2 года 4 месяца) Заочная (2 года 4 месяца)
Курс / семестр 1/1 1/1 1/1
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/ч 3/108 3/108 3/108
Лекционные занятия, ч
Самостоятельная работа, ч
Контрольная работа, семестр 1/1
Форма промежуточной аттестации, семестр Зачет/1   Зачет/1 Зачет/1 (4 ч)
Количество часов в интерактивной форме, ч (лекции/практика)

Лекционные занятия

№ п/п Содержание лекционного курса «Философия экономики и управления» Часы
Тема № 1. Философские основания экономики. Философские основания изучения экономики. Назначение философии экономики. Общественное производство, его сущность и роль в социальном развитии с точки зрения философии. Материальное производство, его место и значение в системе общественного производства [1-5, 8-11, 15-22].
Тема № 2. Общественное производство и его структура. Философия о способе производства и о взаимодействии производительных сил и производственных отношений. Производительные силы и их основные элементы. Производственные отношения и их структура. Особенности производственных отношений в исторически различающихся обществах. Отношения собственности, производства, обмена, потребления как объект философского рассмотрения [2-5, 8-11, 15-22].
Тема № 3. Человек и его роль в развитии производства. Личность как результат и процесс реализации многочисленных социальных программ. Факторы, влияющие на становление личности: социальное окружение, рефлексивная деятельность. Личность и социальные связи. Портрет руководителя третьего тысячелетия: эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, способность к прогнозирования, непрерывное самообразование. «Пять умов» менеджера Д. Гослинга, Г. Минцберга. Топология внутреннего пространства. Язык и мышление [2-5, 8-11, 15-22].
Тема № 4. Проблема ценностей в экономике. Потребительские блага и отношение человека к ним. Философия о противоречиях в системе способа производства, их характере, развитии и разрешении. Философские проблемы взаимосвязи производства и потребления. Философия о потребностях, стимулах и целях экономики и особенностях ее направленности. Философские проблемы научно-технического прогресса и его роли в развитии общества. Сущность, этапы, характеристику и социально-экономические последствия современной научно-технической революции. Ценностные установки личности. Проблема управления ценностными установками. Проблема построения профессиональной этики. Проблема практической реализации этических принципов [2-5, 8-11, 15-22].
Тема № 5. Управление как вид деятельности человека. Структура деятельности. Онтологические, гносеологические, аксиологиические основания управленческой деятельности. Человек как объект философии управления и самоуправления. Группа как объект философии управления и самоуправления [1, 3, 6, 7, 13-22].
Тема № 6. Общество как объект управления. Социум как объект философии управления. Концепция интегрального управления социумом. Культура как средство управления. Модель культуры С. Лема. Границы и возможности управления социумом [4, 6, 7, 13-22].
Тема № 7. Специфика управления в философских концепциях. Идеальное государство и идеальный правитель Платона. Политика Аристотеля. Просвещенческие идеи Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Максима И. Канта, философия права Г. Гегеля. Управленческие идеи К. Маркса. Основания управления в концепции М. Вебера. Организационные идеи А. Богданова. Принцип системного подхода. Теория самоорганизации систем. Комплексность как свойство объектов. Организационная деятельность [6, 7, 13-22].
Тема № 8. Различные способы реализации философии управления в истории. Эклектическая философия управления. Роль религии в формировании философии управления. Механицистская философия управления. Роль экономики в формировании философии управления. Влияние личных качеств на формирование управленческой философии. Органистская философия управления. Роль коммуникация в формировании философии управления. Фашистская Германия как пример эклектической философии управления. Советский Союз как пример механистической философии управления. Западное общество как пример органистской философии управления [6, 7, 13-22].
ИТОГО

Самостоятельная работа магистранта очной формы обучения

Самостоятельная работа магистранта заключается в изучении теоретического материала по рекомендуемой литературе, написании реферата по теме, выбранной из ниже приведенных, и подготовке к промежуточной аттестации (зачету). Реферат сдается на проверку на 16-й неделе семестра.

Период работы Вид работы Текущий контроль
1–4 недели Выбор темы реферата, поиск необходимой литературы, составление содержания реферата Проверка содержания реферата
5–8 недели Написание основной части реферата, поиск дополнительных источников Проверка основной части
9–12 недели Написание введения и заключения реферата Проверка введения и заключения
13–16 недели Оформление реферата, сдача преподавателю Оценка реферата

Темы рефератов

1. Философия экономики как раздел социальной философии.

2. Философское понимание противоречий и его значение для экономического анализа.

3. Социально-философские проблемы управления экономикой в России.

4. Роль производственных отношений в истории развития человеческой цивилизации.

5. Характеристика основных экономических отношений советского периода.

6. Процессы экономических преобразований современной России и социально-профессиональная структура общества.

7. Философия хозяйства С. Н. Булгакова.

8. Общественное производство, его сущность и роль в развитии общества.

9. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

10. Человек как субъект хозяйственной деятельности и экономического поведения.

11. Философия денег.

12. Деньги в системе мотивации человека.

13. Богатство и нравственность.

14. Богатство и свобода.

15. Вывоз капитала из России: социально-экономическая сущность, масштабы и последствия.

16. Экономическая безопасность российского государства и проблемы ее обеспечения.

17. Функциональная роль финансов в повышении уровня и качества жизни населения.

18. Современная российская бедность – пути преодоления.

19. Проблема ценностей в экономике.

20. Проблема свободы и ответственности в экономике.

21. Философские аспекты проблемы соотношения производства и потребления.

22. Материальное производство – основа общественной жизни.

23. Философские проблемы научно-технической революции и ее роли в развитии общества.

24. Равенство и неравенство в системе экономических отношений.

25. Бремя собственности в системе ценностей граждан.

26. Проблемы взаимодействия государственной власти и бизнеса.

27. Философские и исторические предпосылки возникновения менеджмента.

28. Менеджмент как объект философского анализа.

29. Проблемы управления в истории философии.

30. История возникновения научных школ менеджмента.

31. Развитие системы принципов управления.

32. Социально методологические концепции в трудах отечественных исследователей менеджмента (по выбору – А. Богданов, О. Ерманский, А. Гастев, П. Керженцев, Н. Витке, Е. Розмирович, Ф. Дунаевский и др.).

33. Роль управления в истории развития человеческой цивилизации.

34. Мировоззренческие аспекты менеджмента.

35. Проблемы философского осмысления перспектив развития менеджмента в современной России.

36. Социокультурные механизмы предпринимательской деятельности и управления.

37. Социально-нравственные приоритеты в управленческой деятельности.

38. Значение философских понятий свободы и необходимости для понимания свободы и ответственности в процессе управления.

39. Реформа управления в современной России и социально-профессиональная структура общества.

40. Социальные роли личности в управлении.

41. Современная наука об иерархии человеческих потребностей и их взаимосвязи с менеджментом.

42. Управленческие аспекты глобализации.

43. Институциональные аспекты системы менеджмента.

44. Социально-философские аспекты развития регионального менеджмента.

45. Философские аспекты государственного регулирования в рыночной экономике.

46. Основные этапы и направления в истории экономической науки.

47. Меркантилизм как учение торговой буржуазии и его значение в становлении экономической науки.

48. Особенности и этапы развития классической политической экономии.

49. Адам Смит – центральная фигура либеральной рыночной экономической теории.

50. Теория капитала в классической политической экономии.

51. Теория доходов в классической политической экономии.

52. Концепции социально-экономических реформ в экономическом учении социалистов-утопистов и экономистов-романтиков.

53. Теория стоимости в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли.

54. Теория денег в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли.

55. Концепция laissez faire в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли.

56. Теория народонаселения Т. Мальтуса и ее историческое значение.

57. Историческое значение “маржинальной” и “кейнсианской” революций в экономической науке.

58. Теория воспроизводства и макроэкономического равновесия в классической политической экономии.

59. Особенности теоретических воззрений российских экономистов XIX – начала XX веков (авторы по выбору).

60. История развития математических методов в экономической науке.

61. Эволюция теорий о рынке с несовершенной конкуренцией.

62. Американский институционализм.

63. Общая характеристика неокейнсианских теорий.

64. Ордолиберализм и концепция социального рыночного хозяйства.

65. Общая характеристика послевоенного институционализма

66. Современные монетаристские концепции государственного регулирования экономики.

67. Развитие экономической науки в странах «третьего мира»

68. Теории организации – от Г. Файоля до Минцберга.

69. Эволюция теории управления персоналом.

70. Эволюция экономики труда в советский период.

71. Концепции и школы, относящиеся к экономике труда.

72. Экономика труда в классической политической экономии.

73. Формирование представлений об экономике труда как науке.

74. Формирование экономики природопользования в трудах российских экономистов.

75. Экономические аспекты взаимодействия общества и природы.

76. История развития концепции устойчивого эколого-экономического развития общества.

77. Философская концепция науки управления.

78. Предпосылки использования системного анализа в управлении.

79. История управленческой мысли (общая характеристика).

80. Философские основы российского управления.

81. Назначение философии управления.

Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Ивин, А. А. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. – Москва, Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 557 c. – Режим доступа:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276781. – Загл. с экрана. (28.04.2016)

2. Хаусман Д. Философия экономики. Антология. – Москва: Изд-во Института Гайдара, 2012. – 520 c.

3. Канке, В. А Философия экономической науки: учебник. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 384 с.

Дополнительная литература

4. Адизес, И. Стили менеджмента – эффективные и неэффективные / Ицхак Калдерон Адизес ; пер. с англ. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2009. – 199 с.

5. Блауг, М. Методология экономической науки или Как экономисты объясняют мир. – Москва : НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. – 416 с.

6. Громова, Л. А. Этика управления: учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 183 с.

7. Диев, В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001.

8. Самсин, А. И. Основы философии экономики. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 271 с.

9. Спиркин, А. Г. Философия. – Москва, 2003. – С. 538–599. Гл. 16. Экономическая философия.

10. Карпенко, М. П. Когномика. – Москва: СГА, 2009. – 225 с.

11. Конотопов, М. В. История и философия экономики. – Москва: КноРус, 2014. – 664 с.

12. Философия / под ред. Н. И. Сидоренко. – Москва, 2004. – С. 311–328. Гл. 18. Философия экономики.

13. Цыганов, В. В. Информационные войны в бизнесе и политике : Теория и методология / В. В. Цыганов, С. Н. Бухарин. – Москва : Академический Проект, 2007. – 336 с.

14. Философия управления: монография / Л. Г. Голубкова, В. М. Розин. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2010. – 608 с.

15. Калмычкова, Е. Н. Экономическое мышление: философские предпосылки: учеб. пособие / Е. Н. Калмычкова, И. Г. Чаплыгина. – Москва: ИНФРА, 2005. – 272 с.

Наши рекомендации