Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке
1. Каково содержание категории развития?
2. Дайте характеристику законам диалектики.
3. В чем сущность процессов самоорганизации? Какие системы способны самоорганизовываться.
4. Раскройте взаимосвязь диалектики и синергетики в познании реальности.
5. Каково мировоззренческое значение открытия закономерностей самоорганизации?
Тема 2.3. Философские проблемы сознания
1. В чем специфика философского подхода к проблеме сознания?
2. В единстве каких аспектов обсуждается проблематика сознания в современной философии?
3. Раскройте содержание современных концепций происхождения и сущности сознания.
4. Как взаимосвязаны сознание, общение и язык?
5. Специфика философского подхода к проблеме сознания.
6. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.
7. Сознание и язык, их взаимосвязь.
Тема 2.4. Проблема познания в философии
1. Чем различаются психологический и философский подходы к познанию мира?
2. Какие точки зрения по вопросу о познании мира существуют в гносеологии?
3. Раскройте содержание понятий «объяснение» и понимание».
4. Охарактеризуйте формы чувственного и рационального познания.
Тема 2.5. Научное познание
1. Каковы специфические черты научной формы знания?
2. Какова структура научного знания?
3. Охарактеризуйте методы эмпирического и теоретического исследования.
4. В чем различие эмпирических и теоретических законов?
5. Обоснуйте необходимость специфики методологии социально-гуманитарного познания.
Модуль 3 Бытие человека в современном мире
Тема 3.1. Проблема человека в философии
1. Человек является проблемой для самого себя. Поясните этот тезис.
2. В чем сущность проблемы взаимосвязи природного, социального и духовного в человеке?
3. Каково содержание понятия «личность»?
4. Как взаимосвязаны духовность, индивидуальность и социальность?
5. В чем сущность свободы? Существуют ли границы свободы человека? Обоснуйте ответ.
Тема 3.2. Проблема смысла человеческого существования
1. Совпадают ли по своему содержанию понятия «природа человека» и «сущность человека».
2. Раскройте характер взаимосвязи сущности и существования человека в различных философских учениях.
3. Как соотносится смысл жизни со свободой человека в западноевропейской культурной традиции?
4. В чем видели предназначение человека русские религиозные мыслители?
6. Раскройте зависимость проблематики жизни и смерти человека от мировоззренческих оснований разных культур.
Тема 3.3. Человек в мире духовных ценностей
1. Раскройте содержание понятия «ценность».
2. По каким признакам создаются классификации ценностей?
3. Обоснуйте определяющую роль нравственных ценностей в системе жизненных ориентиров.
4. В чем сущность эстетического освоения мира?
5. Какие функции выполняет религия в современном обществе?
Тема 3.4. Общество как предмет философского осмысления
1. Каково содержание понятия «общество» в социальной философии?
2. Дайте сравнительную характеристику формационной и цивилизационной концепции общественного развития.
3. Какова структура общества с точки зрения П. Сорокина?
4. Дайте сравнительную характеристику индустриального и постиндустриального типов общества.
5. На каких идеях основывается современная теория гражданского общества?
Тема 3.5. Человек в информационно-техническом мире
1. Каковы современные значения термина «техника»?
2. Чем определяется направление развития техники?
3. Каково содержание современной научно-технической революции?
4. Раскройте содержание понятия «информационная революция».
5. Каковы социально-культурные последствия и проблемы информатизации современной жизни?
Тема 3.6. Проблемы и перспективы современной цивилизации
1. Объясните объективную необходимость глобализационных процессов.
2. Охарактеризуйте особенности развития современной цивилизации.
3. Какие проблемы называют глобальными, и каковы причины их появления?
4. Каковы условия и предпосылки решения глобальных проблем?
5. В чем сущность концепции устойчивого развития?
6. Какова роль экологического сознания в решении глобальных проблем?
7. Обоснуйте необходимость оптимизации потребления как важнейшего условия гармоничного развития системы «общество- природа»?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды самостоятельной деятельности:
самостоятельное выполнение заданий на практических занятиях;
проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной и научной литературе);
написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;
выполнение учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;
выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик.