Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке

1. Каково содержание категории развития?

2. Дайте характеристику законам диалектики.

3. В чем сущность процессов самоорганизации? Какие системы способны самоорганизовываться.

4. Раскройте взаимосвязь диалектики и синергетики в познании реальности.

5. Каково мировоззренческое значение открытия закономерностей самоорганизации?

Тема 2.3. Философские проблемы сознания

1. В чем специфика философского подхода к проблеме сознания?

2. В единстве каких аспектов обсуждается проблематика сознания в современной философии?

3. Раскройте содержание современных концепций происхождения и сущности сознания.

4. Как взаимосвязаны сознание, общение и язык?

5. Специфика философского подхода к проблеме сознания.

6. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.

7. Сознание и язык, их взаимосвязь.

Тема 2.4. Проблема познания в философии

1. Чем различаются психологический и философский подходы к познанию мира?

2. Какие точки зрения по вопросу о познании мира существуют в гносеологии?

3. Раскройте содержание понятий «объяснение» и понимание».

4. Охарактеризуйте формы чувственного и рационального познания.

Тема 2.5. Научное познание

1. Каковы специфические черты научной формы знания?

2. Какова структура научного знания?

3. Охарактеризуйте методы эмпирического и теоретического исследования.

4. В чем различие эмпирических и теоретических законов?

5. Обоснуйте необходимость специфики методологии социально-гуманитарного познания.

Модуль 3 Бытие человека в современном мире

Тема 3.1. Проблема человека в философии

1. Человек является проблемой для самого себя. Поясните этот тезис.

2. В чем сущность проблемы взаимосвязи природного, социального и духовного в человеке?

3. Каково содержание понятия «личность»?

4. Как взаимосвязаны духовность, индивидуальность и социальность?

5. В чем сущность свободы? Существуют ли границы свободы человека? Обоснуйте ответ.

Тема 3.2. Проблема смысла человеческого существования

1. Совпадают ли по своему содержанию понятия «природа человека» и «сущность человека».

2. Раскройте характер взаимосвязи сущности и существования человека в различных философских учениях.

3. Как соотносится смысл жизни со свободой человека в западноевропейской культурной традиции?

4. В чем видели предназначение человека русские религиозные мыслители?

6. Раскройте зависимость проблематики жизни и смерти человека от мировоззренческих оснований разных культур.

Тема 3.3. Человек в мире духовных ценностей

1. Раскройте содержание понятия «ценность».

2. По каким признакам создаются классификации ценностей?

3. Обоснуйте определяющую роль нравственных ценностей в системе жизненных ориентиров.

4. В чем сущность эстетического освоения мира?

5. Какие функции выполняет религия в современном обществе?

Тема 3.4. Общество как предмет философского осмысления

1. Каково содержание понятия «общество» в социальной философии?

2. Дайте сравнительную характеристику формационной и цивилизационной концепции общественного развития.

3. Какова структура общества с точки зрения П. Сорокина?

4. Дайте сравнительную характеристику индустриального и постиндустриального типов общества.

5. На каких идеях основывается современная теория гражданского общества?

Тема 3.5. Человек в информационно-техническом мире

1. Каковы современные значения термина «техника»?

2. Чем определяется направление развития техники?

3. Каково содержание современной научно-технической революции?

4. Раскройте содержание понятия «информационная революция».

5. Каковы социально-культурные последствия и проблемы информатизации современной жизни?

Тема 3.6. Проблемы и перспективы современной цивилизации

1. Объясните объективную необходимость глобализационных процессов.

2. Охарактеризуйте особенности развития современной цивилизации.

3. Какие проблемы называют глобальными, и каковы причины их появления?

4. Каковы условия и предпосылки решения глобальных проблем?

5. В чем сущность концепции устойчивого развития?

6. Какова роль экологического сознания в решении глобальных проблем?

7. Обоснуйте необходимость оптимизации потребления как важнейшего условия гармоничного развития системы «общество- природа»?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды самостоятельной деятельности:

самостоятельное выполнение заданий на практических занятиях;

проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной и научной литературе);

написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;

выполнение учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;

выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик.

Наши рекомендации