Что делать до сосредоточения
Что вы должны делать перед тем, как сосредоточиться на объекте медитации? Вы должны знать, что лень является одним из препятствий, которое, с самого начала, не даёт вам развить чистую концентрацию; в середине, лень не даёт вам продвигаться по пути, а в конце, она мешает вам получить желаемый результат. Таким образом, лень является первой ошибкой медитации.
Нужно избавиться от лени прежде, чем вы приступите к медитации. Иначе лень не даст медитировать. Даже если вы будете медитировать, она не позволит вам заниматься медитацией полноценно. Желательно, конечно, полностью избавиться от лени, но, если вы не в состоянии это сделать, по крайней мере, постарайтесь свести её к минимуму.
Всего различают пять ошибок медитации и восемь противоядий, устраняющих их. Подробнее я рассказываю о них в отдельных главах этой книги. Четыре из восьми противоядий от ошибок медитации служат для устранения лени, потому что устранить её сложнее всего. Один день вы полны энтузиазма, но на следующий день этот энтузиазм пропадает. Поскольку вашего энтузиазма хватает ненадолго, то больше всего вам необходимо бороться с ленью. Здесь я вкратце расскажу о противоядиях от лени, подробнее речь об этом пойдёт в главе «Восемь противоядий».
Первое противоядие от лени — развитие веры. Чтобы развить веру, нужно размышлять о качествах шаматхи. Когда вы достигнете шаматхи, ваш ум станет настолько ясным и проницательным, что всех остальных реализаций вы сможете достичь очень быстро. Думайте: «Развив шаматху, я достигну огромного умиротворения ума. Такой безмятежности мне не даст ни один другой объект: ни миллион долларов, ни пост президента. Такой умиротворённый ум очень стабилен, поэтому он останется со мною жизнь за жизнью». И ещё одно: реализовав шаматху, вы сможете также развить ясновидение и другие способности для блага всех живых существ. Таким образом, шаматха важна как для вашего блага, так и для принесения блага другим. Достижение такой большой цели стоит того, чтобы прилагать большие усилия.
Второе противоядие — это вдохновение. Когда у вас появится сильная вера в качества шаматхи, а также в вашу способность её развить, у вас появится и сильное вдохновение к достижению шаматхи. Имея веру, породить вдохновение уже нетрудно. Старайтесь развивать вдохновение на собственном опыте, а не заражаться эмоциями других людей. Важно получить этот опыт — вдохновение, рождённое собственными размышлениями. Когда у вас появляется вдохновение от слов других людей (например, вашего Учителя), оно очень слабо. Для начала вы нуждаетесь в таком вдохновении, но затем вам понадобится развить вдохновение самостоятельно. Только оно и будет стабильным. Если собственное вдохновение приводит вас к решимости реализовать шаматху, такая решимость останется с вами надолго. Она не будет мимолётной, в отличие от той, что была результатом влияния, которое на вас оказал кто-то другой. В буддизме нет места промыванию мозгов: на этом пути все решения вы принимаете на основе собственного понимания.
Сильное вдохновение, в свою очередь, порождает третье противоядие — энтузиазм — радость, которая возникает от мысли о медитации. Вы с радостью, со счастливым умом практикуете шаматху. С энтузиазмом вам будет легко жить в горах, в уединении. Вы будете рады жить там, даже питаясь скудной пищей.
Четвёртым противоядием, обретаемым после развития энтузиазма, становится безмятежность, спокойствие. С помощью энтузиазма вы развиваете шаматху. Когда у вас появляется шаматха, вы обретаете безмятежность. Тогда лень полностью исчезает из вашего ума. Но, чтобы полностью устранить всю лень из своего сознания, вам необходимо породить шаматху, поскольку, когда вы пребываете в безмятежности, у вас не возникает ни малейшей лени. Четвёртое противоядие вы не можете применить прямо сейчас, поскольку это результат развития шаматхи, но старайтесь развить в себе желание достичь его.
Вкратце суть вышесказанного заключается в том, что вы должны бороться со своей ленью, укрощать её и вызывать в своём уме веру, вдохновение и энтузиазм, а затем, на более поздних этапах, порождать безмятежность. Это необходимая подготовка, предваряющая собственно медитацию.