Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества
ФИЛОСОФИИ
Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии»
Мурманск
Авторы: - Василий Онуфриевич Гошевский, доктор филос. наук, профессор, Ольга Дмитриевна Мачкарина, канд. филос. наук, доцент
Программа и методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой философии « » января 2009г. Протокол №______.
Рецензенты: Сергеев А.М. доктор филос.наук, профессор,
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….. 4
Основная литература по курсу………………………………………………………8
Программа курса……………………………………………………………………..9
Тема 1: Философия, ее предмет и место в культуре человечества……………….9
Тема 2: Философия Древнего мира ……………………………………………….12
Тема 3: Античная философия ……………………………………………………..14
Тема 4: Средневековая философия………..………………………………………18
Тема 5: Философия эпохи Возрождения…….............................................………21
Тема 6: Философия Нового времени XVII – XVIII веков………………………..24
Тема 7: Классический этап философии Нового времени ………………………..28
Тема 8: Современная западная философия……….………….……………………31
Тема 9: Русская философия………...…………………..………………………….39
Тема 10: Идея бытия (онтология)………..… .……………………………………43
Тема 11: Идея материи…………………………………………………….………48
Тема 12: Идея развития..…………………………………………………...……….50
Тема 13: Природа человека и смысл его существования ……………………….54
Тема 14: Учение об обществе (социальная философия)…………………………58
Тема 15: Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)………..63
Тема 16: Идея сознания ……………………………………………………………65
Тема 17: Идея познания………………………………………………………….…68
Тема 18: Идея науки………………………………………………………………...72
Тема 19: Идея творчества…………………………………………………………..75
Тема 20: Философские проблемы науки и техники………………………………77
Тема 21: Будущее человечества (философский аспект)…………………………80
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «Философия». Составляя данную программу, авторы исходили из того, что соискатели и аспиранты, изучавшие в вузах философию, обладают основами философских знаний.
Программа построена по проблемному принципу и включает в себя три раздела: историко-философский, теоретический и социально-философский. В ходе освоения историко-философского раздела слушатели знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи и образы мышления которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Важное место отводится изучению проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах.
Второй раздел – теоретический - посвящен онтологической и гносеологической проблематике. Особое внимание уделено философии научного познания, так как данная программа рассчитана на людей, занимающихся научными исследованиями, и является частью кандидатского минимума. Ученые должны знать основы методологии и логики научного познания, разрабатываемые в рамках философии. В центре внимания — научное познание.
Третий раздел программы — социально-философский, он особенно важен для ученых-обществоведов. Его цель — знакомство слушателей с современной социальной философией, включающей в себя как проблематику рефлективной теории, изучающей способ общественного существования человека, универсальные законы строения и функционирования общества, механизмы, способы и формы его исторического изменения, так и проблематику ценностной философии, рассуждающей о смысле человеческого существования в обществе и истории, наилучших способах устройства общественной жизни.
Задачи социально-философского раздела курса — дать слушателям целостное систематическое представление о современных концепциях социума, общества и истории, конкурирующих в рамках единого предметного поля социальной философии. При этом, как и в первой части курса, сохраняется приоритет проблемного принципа изложения материала над историко-философским. Взгляды крупнейших теоретиков излагаются и комментируются не в порядке их хронологического появления, а в связи с основными проблемами, конституирующими предмет социальной философии.
Цели курса Философии: осмысление современности, стимулирование слушателя к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации; углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия; формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности, осознанное творчество личной истории; формирование культуры научного мышления.
Основная задача курса - способствовать формированию целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также развитию философского мировоззрения и мироощущения.
Задачи курса:
- изучение важнейших понятий и принципов философии и философской аргументации;
- анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития;
- выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление;
- формирование понимания проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;
- способствование созданию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;
- обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;
- развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.
Изучение курса должно способствовать:
а) выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
б) формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучения вопросов;
в) развитию умений логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
г) овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Данные методические материалы включают в себя: программу курса, методические рекомендации, списки рекомендуемой литературы, перечень вопросов для самопроверки.
Составители данных методических указания обращают вниманием на то, что основной задачей философии является осмысление действительности, поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну работу, в которой раскрыта проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос. В противном случае можно запутаться в огромном философском материале, требующем для своего понимания специальной подготовки. Здесь уместно привести слова Гераклита Эфесского: “Многознание уму не научает”.
В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта.
При подготовке к экзамену по философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Необходимо сначала внимательно ознакомится с содержанием программы курса. Затем, обратиться к методическим указаниям, где расписана последовательность действий в рамках изучаемой темы, к учебникам и учебным пособиям, рекомендуемых в курсе, к конспекту лекций. Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю.
Для достижения успеха в изучении дисциплины следует, во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.). Во-вторых, аргументация устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора.
В ходе подготовки необходимо определить круг монографий, статей, имеющих отношение к тому или иному вопросу, ознакомившись с литературой, нужно составить конспект прочитанного. Затем, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, при этом, стараясь уяснить последовательность смысловых частей, и выработать план изложения.
После изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой.
Изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:
1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.
Рекомендации помогут избежать ошибок в учебном процессе и облегчат знакомство со сложным, но увлекательным миром философии.
Основная литература по курсу «Философия»:
Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. –– 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 588с. (Серия "Классический университетский учебник").
Балашов, Л. Е.Философия : учебник / Л.Е. Балашов. - М. : изд-во «Дашков и К», 2004. - 605 с.
Бессонов, Б. Н. Философия. История и современные задачи : учебник для вузов: в 2 частях / Б. Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006.
Войтов, А. Г. Философия : учеб. пособие для аспирантов. - 2-е изд. - М. : .Дашков и К, 2006 - 512 с.
Гуревич П. С. Философия : учебник для вузов. - М. : Юнити, 2005. - 399 с. - (Учебники профессора П. С. Гуревича) (Познание. Вера. Свершение
Звиревич, В. Т. Философия древнего мира и средних веков : учеб. пособие для вузов / В.Т. Звиревич. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002. - 348 с.
Ильин, В. В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. -732с.
Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб: Питер, 2007.
Мананникова, Е. Н. Философия: учеб. пособ. /Е.Н. Мананникова. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- .
Миронов, В. В. Философия : учебник для вузов / В.В. Миров [и др.] ; под общ. ред. В.В. Миронова. – М. : Норма, 2005. – 911с.
Налетов, И. З.Философия : учебник для вузов / И.З. Налетов. - М. : изд-во «Инфра-М», 2007. - 399, [1] с.
Спиркин, А.Г. Философия : учебник для техн. вузов / А.Г. Спиркин. - М. : изд-во «Гардарика», 2006. – 365 с.
Соколов, В.В. Историческое введение в философию История философии по эпохам и проблемам : учебник для высшей школы / В.В. Соколов. – М., 2004. – 910 с.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проспект; Тринста, 2004. – 445с.
Философия и ее место в культуре : сборник науч.трудов / отв.ред. О.А. Донских, А.Н. Кочергин. - Новосибирск : Наука, 1990. - 241 с.
Философия для аспирантов : учеб. пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Ф. Фатхи. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 448 с. - (Серия "Высшее образование").
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 3.Античная философия
Рождение философии. Культурные условия Греции VIIIV вв. до н.э. Греческое чудо. Социо-политико-экономические условия. Религия и мифология. Поэмы Гомера и Гесиода. Ранняя греческая философия. Досократики. Космологизм, поиск первооснов. Милетские нарурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гилозоизм. Панпсихизм. Гераклит. Огонь. Логос. Становление. Диалектика. Элейская школа. Парменид. Бытие и небытие. Единое. Зенон Элейский. Апория. Истина и мнение. Роль античного парменидовского понимания бытия в судьбах западного мира.
Демокрит и его значение. Атомизм. Детерминизм. Материализм. Пифагор и пифагорейцы. Число как начало. Космос. Гармония сфер. Орфизм и пифагорейская жизнь. Душа. Влияние пифагорейства на философию и науку. Софисты и Сократ. Классический период в развитии греческой философии (VIV вв. до н.э.). Значимость софистики: проблема воспитания, образование как ремесло, осознание узости границ полиса, свобода духа и традиция. Протагор. Агностицизм. Горгий. Нигилизм. Продик. Риторика и эристика. Релятивизм, субъективизм и скептецизм в учении софистов. Жизнь и учение Сократа. Рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Сущность человека. Добродетель как знание. Свобода как самообладание. Новое понимание счастья. Революция ненасилия. Диалектический метод Сократа и его цель. Ирония. Майевтика.
Философия Платона. Жизнь и сочинения Платона. Академия. Онтология. Объективный идеализм. Соотношение идеи и вещи. Обоснование идеального мира и его структура. Происхождение и структура чувственно воспринимаемого космоса. Познание как припоминание (анамнезис). Миф о пещере. Знание и мнение. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели и благу. Эрос. Концепция человека. Дуализм души и тела. Метапсихоз. Строение души и ее бессмертие. Учение об идеальном государстве, законах, справедливости, благе.Значение Платона для европейской культуры. Философия Аристотеля. Жизнь и сочинения Аристотеля. Отношения Аристотеля и Платона. Классификация наук. Метафизика. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Целевая причина. Перводвигатель. Субстанция, акт и потенция. Энтелехия. Возможность и действительность. Аристотелевская физика. Психология, растительная, чувственная и разумная душа. Практические науки: этика и политика. Роль Аристотеля в истории философии и науки.
Философские школы эллинизма. Ообенности культуры эллинистического и римского периодов: упадок полисной системы и возникновение империй, космополитизм, открытие индивида, крушение расистских предрассудков. Жизнь согласно природе. Эллинистический идеал мудреца. Логика (каноника), физика и этика. Кинизм: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и Гиппархия. Разоблачение иллюзий, апатия, авторкия. Эпикурейство. Случай. Отклонение атомов и обоснование свободы. Счастье как безмятежность, свобода от страданий, страхов, общества. Стоицизм: Зенон Китионский, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Лектон. Материальный мир и Огонь, Логос, Душа Мира, Судьба. Фатализм. Свобода как внутреннее приятие необходимости. Скептицизм: Пиррон, Секст Эмпирик. Равновесие, воздержание от суждений. Путь к счастью и свободе через отказ от любых догм и теорий. Плотин и неоплатонизм. Жизнь и сочинения Плотина. Неоплатонизм как жизненный выбор. Мистика. Обоснование системы неоплатонизма: Космос, Мировая Душа, Мировой Ум, Единое. Апофатика. Эманация. Зло как небытие. Путь человека к свободе и счастью. Экстаз. Порфирий. Прокл. Новаторство Плотина и значение неоплатонизма в истории культуры (религия, искусство, наука, философия).
Методические рекомендации
Античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название «эпохи фейерверка идей» - с конца VII в до н.э. до V-VI веков н.э..
Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия.
В античной философии можно выделить четыре периода:
Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие;
Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель)
Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ.
Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.)
Античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как первовещество или субстанция, находящееся в постоянном движении и превращении.
Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики.
Не обошли стороной античники и проблему человека, причем как активного творческого начала, способного к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии.
Особое внимание следует уделить эллинистическому периоду, когда получили развитие различные школы и направления, развивающие идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита: стоики, киники, скептики, эпикурейцы, эклектики и другие. Римский этап античной философии представлен стоицизмом в лице Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, признавшими невозмутимость и свободу от внешнего мира собственных страстей - достоинством, испытывающими безразличие и апатия по отношению к смерти. Эпикурейство представлено Титом Лукрецием Каром, которое вобрало в себя атомистическую натурфилософию, материалистический сенсуализм и гедонистическую этику, в которой удовольствию придавалось значение цели жизни («Смерти не следует бояться, - писал в «Письме к Манекею» Эпикур, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит смерти нет ни для живых, ни для мертвых»).
Для ответов на поставленные вопросы необходимо изучить предложенную литературу:
Источники:
Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367.
Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопросы. филос. – 2002. - №№ 1, 9.
Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994.
Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.: изд-во «Лань», 1999.
Дополнительная литература:
Бакусев, В.М. "Вечное возвращение и античность" / В.М. Бакусев // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 135-157.
Бугай, Д.В. Несколько пассажей, иллюстрирующих этику Плотина / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2006. - № 1.
Бугай, Д.В. Правовое мышление в архаической Греции. Themis / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С.124-134.
Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.
Егоров, А.С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма / А.С. Егоров // Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 97-105.
Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3.
Кессиди, Ф.Х. "Загадка" бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. -№ 8. – С. 91-96
Розин, В.М. Становление античной культуры / В.М. Розин // Философские науки. – М., 2006. -№ 6,8.
Фокин, А.Р. Космос и душа. Учение о Вселенной и человеке в античности и средние века (исследования и переводы) / А.Р. Фокин // Вопросы философии. - М., 2006. -№ 7.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные черты античной философии.
2. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.
3. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.
4. Раскройте толкование проблемы истины античными мыслителями.
5. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.
6. Диалектика формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.
7. Античная диалектика и ее отличительные особенности.
8. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные идеи средневековой философии.
2. Определите средневековое понимание времени и вечности.
3. Определите средневековое понимание природы.
4. Назовите рациональные обоснования существования Бога.
5. Укажите причину разногласий номиналистов и реалистов.
6. Определите отличительные черты философских идей Ф. Аквинского.
Вопросы для самоконтроля
1. Представьте философские идеи Н. Кузанского.
2. Объясните сущность антропоцентрического неоплатонизма.
3. В чем заключается суть пантеизма.
4. Объясните, почему философская мысль эпохи Возрождения носила пантеистический характер?
5. Представьте, каким образом мыслители эпохи Возрождения решали проблему человека
6. Почему именно в эпоху Возрождения впервые была представлена в философии проблема личности?
7. Представьте гуманистические идеи мыслителей эпохи Возрождения.
8. Расскажите о вкладе Г. Галилея в становление законов классической механике.
Источники
Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. – С. 224-227.
Беркли, Дж. Материя не существует / Дж. Беркли //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 400-403.
Гуссерль, Э. Парижские доклады /Э. Гуссерль // Онтология : Хрестоматия / сост. В.И. Плотников. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч.1. – Разд. 4. – Тема 14. – С. 416-425.
Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Онтология : Хрестоматия / сост. В.И. Плотников. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч. 1. - Разд. 4. – Тема 14. – С. 410-416.
Лейбниц, Г.В. Принцип достаточного основания / Г.В. Лейбниц Локк //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. – С. 235.
Локк, Д. Вторичные качества предметов / Д. Локк // Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 227-235.
Спиноза, Б. Понятие субстанции и атрибута / Б. Спиноза //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 398-400.
Дополнительная литература:
Вальденберг, В.Е. Екатерина 11 и Монтескье в их политических воззрениях /В.Е. Вальденберг //Вопросы философии. – 2006. - № 1. – С.115-127.
Валери, П. Декарт (предисловие к публикации А.И. Алешина и И.С. Разумовского, перевод И.С. Разумовского / П. Валери //Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 151-168.
Комаров, С.В. «Ленивый разум» Лейбница и «ложные суждения» Локка / С.В. Комаров //Человек. – 2007. - № 1. – С. 96-111.
Круглов, А.Н. Норберт Хинске. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта: Без примечаний: афоризмы /А.Н. Круглов //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 183-185.
Майданский, А.Д. Старейшее жизнеописание Спинозы / А.Д. Майданский //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 116-129.
Мудрагей, Н.С. «Страсти души» по Декарту / Н.С. Мудрагей //Философские науки. – 2007. – № 10. – С. 139-153..
Павленко, А.Н. Рациофундаментализм /А.Н. Павленко //Вопросы философии. – 2008. - № 1. – С. 116-119.
Стрельцова, Г.Я. – Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. / Г.Я. Стрельцова //Вопросы философии. – 2007. - № 7.
Фишман, Л.Г. Постмодерн как возврат к Просвещению /Л.Г. Фишман //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 69-79.
Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44.
Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к естественной философии Нового времени /Г.Д. Чесноков //Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4. – С. 29-42.
Якимович, А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени /А.К. Якимович // Вопросы философии. – 2006. -№ 5. – С. 47-60.
Якимович, А.К. Художники Нового времени. К описанию социопсихологического типажа / А.К. Якимович //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 71-80.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите отличительные черты философии Нового времени.
2. Назовите представителей эмпиризма в Европе.
3. Назовите обоснования индуктивного метода Ф. Бэкона.
4. Определите роль «картезианского сомнения» в познании (Р. Декарт).
5. Определите суть спора между Дж Локком и Г. Лейбницем.
6. Назовите представителей рационализма и эмпиризма в Европе.
7. Представите концепцию «первичных» и «вторичных» качеств предмета Дж. Локка.
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите о сущности мира «феноменов». Объясните, почему данный мир Кант назовет миром «вещей для себя».
2. Ноуменальный мир. Представьте взгляд Канта на мир «вещей в себе». Объясните различие двух миров.
3. Какие вопросы в философии были поставлены И. Кантом впервые. Можно ли сказать, что немецкий мыслитель стал основоположником гносеологии? Свое мнение обоснуйте.
4. Определите суть антиномий Канта, определите их место в немецкой диалектике.
5. Объясните представление Канта о свободе: свободе в мире вещей, в мире явлений и мире человека.
6. Объясните суть долженствования в понимании И. Канта, Фихте, Гегеля.
7. Расскажите о философской системе Гегеля.
8. Представьте различия в философских воззрениях Канта, Фихте, Шеллинга.
9. Что такое объективный идеализм? Назовите представителей объективного идеализма в немецкой классической философии.
10. Расскажите о философских взглядах Л. Фейербаха. Назовите отличительные черты фейербаховской философии.
11. Что общего между взглядами на мир И. Канта, Г.В.Ф Гегеля, К. Маркса. Каков вклад К. Маркса в философию?
Вопросы для самопроверки
1. Назовите причины, вызвавшие необходимость появления новых философских гипотез.
2. Каково отношение позитивизма к натурфилософским системам?
3. Удалось ли О. Конту создать научную социологию?
4. Как связаны логика и этика в позитивистской философии?
5. Почему язык становится важнейшей проблемой и главной сферой философского интереса в логическом позитивизме?
6. Какое влияние оказывает наука на формирование новой мировоззренческой картины мира? Как осмысливается ее воздействие в современной философии?
7. Какую роль сыграл К. Поппер в критике принципа верификации и опровержении методологии неопозитивизма в целом?
8. В чем заключается смысл учения К. Поппера о «трех мирах»?
9. Каково значение учения Т. Куна о структуре научных революций и механизмах смены научных парадигм?
10. Какое значение имеет критический рационализм И. Лакатоса и его концепции «методологии научно-исследовательских программ»?
11. Почему П. Фейерабенд выдвигает концепцию методологического анархизма (дадаизма) как противоядие против чрезмерных претензий рационализма в западной философии науки?
12. Что такое герменевтика? Представьте основные идеи герменевтов.
13. Расскажите о религиозно-идеалистической философии ХХ века (Т. де Шарден, Э. Жильсон и др.)
14. Что нового в представление о человеке и его проблемах внесли представители философской антропологии (Шелер, Гелен).
15. Каковы основные направления экзистенциальной философии?
16. Что такое персонализм? Расскажите о философских взглядах Н. Бердяева, Л. Шестова.
17. Представьте интуитивистскую философию (А. Бергсон, Н.О. Лосский).
Тема 9.Русская философия
Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.
Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии /ХVIII – I половина ХIХ в./ (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев).
Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). “Философия естествознания” в России и ее основные проявления. Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
Методические рекомендации:
Необходимость осмысления важнейших исторических событий вызвала у русской общественной мысли глубокий интерес к наследию духовной мысли России, к корням философского знания, что позволило бы определению влияний и взаимовлияний философских течений. Одним из первых философов средневековья стал митрополит Илларион, стремивший обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси.
Изучая русское философское наследие, вы сможете выявить: влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования, определить практически-нравственную и художественно-образную ориентацию русской философии.
Данный раздел предполагает, что в ходе изучения предлагаемых ниже источников студент сможет представить: формирование и основные периоды развития русской философской мысли, религиозные и светские традиции в отечественной философии, формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах), становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии (ХVIII – первая половина ХIХ в.) - М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев.
В теме предполагается изложение следующих вопросов: просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы); русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков); “философия естествознания” в России и ее основные проявления: Ф. Циолковский - основоположник ракетостроения и идеи «нравственности неба и земли»; Н. Федоров - «Философия общего дела» - «жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»; В.И. Вернадский - «Научная мысль как планетарное явление» - определить место человека «не только на нашей планете, но и в космосе»; А.Л. Чижевский - основатель космобиологии.
Особый интерес вызывает русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Изучив предложенные источники, вы сможете проследить влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Обратите внимание на сформировавшиеся философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике, которые оказывают влияние на всю философскую мысль России в целом и на каждого человека в частности, что подтверждали в своих произведениях И. Кант, Ф. Ницше, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и многие другие, подчеркивая место русской философской школы в мировой философской мысли. Для освоения темы необходимо познакомиться с предложенной литературой:
Источники:
Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: изд-во «Правда», 1993.
Бердяев Н.А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности / [предисл. Л. В. Полякова]. - репринт. воспроизведение изд. 1918 г. - : Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: изд-во «Правда», 1991.
Соловьев, В.С. Сочинение: в 2-х томах / В.С. Соловьев. - М.: Наука, 1989.
Федоров, Н.Ф. Космос нуждается в разуме / Н.Ф. Федоров // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексееев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.413 – 415.
Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодиции в двенадцати письмах / П.А. Флоренский. – М. : Лепта, 2002. – 812 с.
Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12.
Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопросы философии. – 1990. - № 6.- С.105-115.
Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 607 с.
Хомяков, А.С. О старом и новом: ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с.
Дополнительная литература:
Брюшинкин В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинкин // Вопросы философии. – 2005. - № 1. –С. 29 – 35.
Венцлер, Л. Понятие "смысла жизни" в фи<