Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания к самостоятельной работе студентов

Мурманск

УДК 1 (075)

ББК 87 я 73

Ф - 56

Ольга Дмитриевна Мачкарина,, доктор философских наук, профессор кафедры философии и права

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой философии и права

« » _______ 2016 г. Протокол № ___.

Рецензенты:

Кравцов Владимир Анатольевич, доктор филос. наук, профессор РГГУ

Лутонина Светлана Геннадьевна, канд.филос.наук, доцент,

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………..4

Тематическое планирование курса…………………………………………...6

Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества……...7

Тема 1-2. Философские вопросы в жизни современного человека…………7

Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии……………14

Тема 3.Философия Древнего мира…………………………………………..14

Тема 4.Философия эпохи средневековья и Возрождения………………….23

Тема 5. Философия Нового времени (XVII-XIX вв.)……………………….33

Тема 6.Современная западная философия…………………………………..44

Тема 7.Русская философия…………………………………………………...54

Модуль 3. Философская онтология………………………………………….58

Тема 8. Учение о бытии ………………………………………………………58

Тема 9.Учение о развитии в философии……………………………………..64

Тема 10. Проблема сознания в философии………………………………….70

Модуль 4. Теория познания………………………………………………….77

Тема 11.Познание (гносеология)…………………………………………….77

Тема 12.Научное познание……………………………………………………80

Тема 13.Философские проблемы науки и техники…………………………86

Модуль 5. Человек и общество………………………………………………88

Тема 14. Природа человека и смысл его существования……………………88

Тема 15.Учение об обществе………………………………………………….95

Модуль 6 Философские проблемы в области профессиональной деятельности…………………………………………………………………..103

Тема 16. Будущее человечества (философский аспект)……………………103

Творческие задания: эссе, реферат. ………………………………………….107

Контрольные вопросы для оценки качества знаний………………………...110

Тесты для самостоятельного решения…………………………………….....113

Пояснительная записка

В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «Философия» составленной на основании требований, предусмотренных в Федеральном государственном образовательном стандарте Российской Федерации высшего образования (ФГОС) третьего (+) поколения, обязательных для реализации образовательных программ, предусмотренных в Мурманском государственном техническом университете.

Методические указания подготовлены для студентов очной формы обучения, необходимость которых объясняется увеличением в учебных планах образовательных программ объемов часов на самостоятельную подготовку обучающихся. При составлении данных указаний учитывались рекомендации УМО по философии и наработанный опыт коллектива кафедры философии МГТУ.

Курс «Философии» состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Основная цель курса: формирование представления о специфике философии. как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО третьего (+) поколения, образовательных программ соответствующего направления подготовки: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- своеобразие философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- многообразие форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,

- особенности функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значение в творчестве и повседневной жизни;

- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

- роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе;

Уметь:

- применять методы философского познания;

- ориентироваться в круге основных философских проблем;

- использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;

- грамотно применять основные философские категории и понятия

Владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики,

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов,

- способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций

- навыками самостоятельной научно-исследовательской и аналитической деятельности

Самостоятельная работа студента направлена на:

1) выработку навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.

Данные методические материалы включают в себя: тематическое планирование и программу курса, краткое содержание каждой темы с указанием необходимых для усвоения источников и списка дополнительной литературы, перечень вопросов для самопроверки, тем реферативных работ, проверочные тесты.

Тематическое планирование курса

Наименование тем, их содержание Самостоятельная работа
Кол-во часов зет Форма контроля
  Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества 0,25 Контр.раб./Тест
Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии.      
2. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания.      
  Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии 1/0,5 Контрольная работа/тест
Философия Древнего мира     Контр.раб./тест
Средневековая философия     Контр.раб./тест
Философия XVII-XIX веков     Контр.раб./тест
Современная западная философия     Контр.раб./тест
Русская философия     Контр.раб./тест
  Итоговая работа 0,25 Контрольная работа
  Модуль 3. Философская онтология 0,5/0.25 Контрольная работа/тест
Философская онтология     Тест/эссе
Идея развития в философии     Тест
Бытие и сознание. Проблема сознания в философии     Контр.раб/тест
  Модуль 4. Теория познания 0,25  
Познание как предмет философского анализа.     Контр.раб./тест
Философия и методология науки     Контр.раб./тест
Философские проблемы науки и техники.     Доклад/ эссе
  Модуль 5. Человек и общество /9 1/0,25  
Философская антропология     Контр.раб/тест
Социальная философия и философия истории     Контр.раб/тест
  Модуль 6 Философские проблемы в области профессиональной деятельности 0,25 Реферат/ тест
Содержание раздела определяется направления ООП     Тест
Будущее человечества (философский аспект)     Доклады/тест
    0,25 Тест/реферат
    экзамен
  Итого 4/3  

Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы

1. Прочтите изречение и дайте ответ на вопрос. «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности». Объясните взаимосвязь категорий ДАО, ДЭ. К какому из них относится признак телесности и почему?

2. Прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос. «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма». Откуда, на ваш взгляд, данный отрывок? К какому философскому направлению относится это учение? Представьте его суть.

3. Что означает принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды»? В чем его социально-философский смысл?

4. «Превращение в противоположное – это движение ДАО». Что такое дао? Как называется приведенная закономерность? Кто из мыслителей Древнего Востока утверждал данное?

5. Прочтите высказывание и дайте ответ на вопрос. «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О каких принципах идет речь? Объясните суть изречения.

6. В чем суть учения Йоги? Определите общие черты буддизма и учения йоги.

Тест для самопроверки знаний:

1. Кто является основателем буддизма?

А) - Сиддхартха Гаутама 3) Кришна

Б) Чандрагупта 4) Мо-цзы

2. Что означает понятие "карма" в древнеиндийской философии?

А) божественная предопределенность

Б) обряд посвящения в высший жреческий сан

В) достижение высшего блаженства, возникающего после смерти

Г) поступки живого существа, определяющие его новое рождение

3. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии:

а) карма в) сансара

б) дхарма г) мокша

4. «Эпоха, воюющих царств» нашла свое наибольшее отражение в:

а) моизме в) легизме

б) даосизме г) джайнизме

5. «Канон четырех благородных истин» - воплощает в себе суть какого учения?

А) буддизм в) брахманизм

Б) конфуцианство г) даосизм

6.Материалистическое учение в Древней Индии называлось:

а) джайнизм б) чарвака

в) буддизм в) моизм

7. Легизм воплотил в себе:

а) консерватизм

Б) осуществление резких социальных реформ

В) возврат к «золотому веку» прошлого

Г) идеалистическую направленность

8. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется:

а) духовному миру человека в) научно-техническому прогрессу

б) модернизации общества г) познанию внешнего мира

9. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

А) нирвана г) карма

Б) дхарма д) сансара

10. Укажите, что является недопустимым в конфуцианстве:

А) сохранение традиций

Б) государственный консерватизм

В) резкие социальные реформы

Г) смена мировоззренческих установок

11. В каком понятии древнеиндийская философия выразила объективное начало?

А) Атман в) Брахман

Б) Дхарма г) карма

12.Основным философским принципом античной философии является:

антропоцентризм

космоцентризм

теоцентризм

софизм

13. Понятие диалектики как «искусство спора» ввел в философию

Пифагор

Сократ

Зенон

Цицерон

14. Главной проблемой, изучаемой элейской школой, была:

изучение космоса и природы,

изучение социальных проблем,

изучение проблемы истины.

15. Основоположником античной диалектики был:

Гераклит

Зенон

Аристотель

Платон

16. Понятие «материя» в философию ввел:

Платон

Гераклит

Протагор

Аристотель

17. Платон и Аристотель вели спор по вопросу:

первичности материи или идеи

природе истинного знания

единства формы и содержания.

18. Кто из античных философов сказал: «нельзя войти в одну и туже реку дважды»?

Зенон

Гераклит

Фалес

Анаксимандр.

19. Кто ввел в философию понятие «бытие»?

Протагор

Парменид

Ксенофан

Аристотель

20. Что такое гилозоизм?

учение о всеобщей одушевленной материи

учение о природе

учение о движении и его всеобщем характере

учение о государстве

21. Основоположником индуктивного метода познания является

Платон

Зенон

Аристотель

Сократ

22. Создателем первой версии теории вероятности (пробабилизм) был:

Эпикур

Карнеад

Пифагор

Пиррон

23. Основоположником атомистического учения является:

Демокрит

Левкипп

Анаксимандр

Ксенофан

24. Основы эволюционной теории заложил:

Фалес

Анаксимандр

Анаксимен

Демокрит

25. Кем из мыслителей было впервые употреблено понятие «долг» в рассуждении о человеке?

Зенон

Протагор

Ксенофан

Сократ

26. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей…»?

Протагору

Аристотелю

Пиррону

Сенеке

27. Кто из античных мыслителей связывал в один процесс знание и добродетель?

Платон

Аристотель

Сократ

Плотин

28. Кому принадлежат слова «Я знаю, что ничего не знаю»?

Зенон

Пиррон

Сократ

Платон

Тест для проверки знаний

1. Томизм – это учение

А) Фомы Аквинского в) Тертулиана

В) Николая Кузанского г) Августина Блаженного

2. Согласно какому учению «универсалии» обладают реальным бытием:

номинализм

реализм

концептуализм

3. Патристика – это

«учение «отцов церкви»

патриотические настроения

антирелигиозное учение.

4. В чем заключается сущность спора между номиналистами и реалистами?

спор о существовании Бога

спор о происхождении материи

спор о природе универсалий.

5.Что является источником всего сущего в средневековой философии?

космос

Бог

Бытие

6.Что составляет основу учения о познании в средневековой философии?

идея творения

идея откровения

абсолютная идея

7. Основная задача средневековой философии состояла в..:

А) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

Б) выработке методологической базы частных наук

В) построении учения о душе

Г) разработке морально-этического кодекса

Д) обосновании идеи прекрасного

8. Ярким мыслителем эпохи средних веков был автор знаменитой «Исповеди»:

а) Фома Аквинский в) Аврелий Августин

б) Ансельм Кентерберийский г) Пьер Абеляр

9. Какие произведения относится к эпохе средних веков?

А) - "Богословско-философский трактат» Б.Спинозы

Б) - "Сумма теологии" Ф.Аквинского

В)- "Божественная комедия" Д. Алигьери

Г) "Сущность христианства" Л.Фейербаха

д) «Исповедь» Августина Блаженного

10.Термин «возрождение» означает восстановление интереса к…

религии;

античной культуре;

античной философии;

искусству

11.Термин «гуманизм» означает:

божественный;

человеческий;

природный;

животный.

12. Первым итальянским гуманистом в Италии традиционно считается:

Данте Алигери;

Марсилий из Падуи;

Джованни Бокаччо;

Франческо Петрарка.

13. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» высказал мысль о человеке, как о:

представителе элементарного мира;

представителе небесного мира;

представителе ангельского мира;

особом микрокосмосе.

14. Мирандола писал:

человек рожден для счастья;

человек – сам творец своего счастья;

бог дарит человеку его счастье;

счастье – дым, и человек к нему стремится напрасно.

15.Термин «реформация» имеет отношение к критике:

католической церкви;

английской буржуазии;

французских рантье;

немецкого бюргерства.

16.Наиболее выдающиеся представители немецкого реформаторского движения:

Виклиф;

Ян Гус;

Жан Кальвин;

Мартин Лютер.

17. Лютер выступал против идеи о том, что

человек может напрямую обращаться к богу;

церковь – единственный посредник между богом и человеком;

священники не могут отпускать мирянам грехи;

человек полон чувства вины и греха.

18.В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о

личной свободе и творческой активности человека;

предопределении как вечном спасении только по воле бога;

независимости человека от социального окружения и государства;

ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.

19. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:

Свободомыслие и скептицизм;

Эпикурейство и гедонизм;

Платонизм и аристотелизм;

Стоицизм и аскетизм.

20. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:

изолированный шар в лоне абсолюта;

бесконечно расширяющийся шар, цент которого – Земля;

бесконечный шар с центром везде и нигде;

бесконечный шар без центра.

21.В своей философии Н. Макиавелли:

признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека;

признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;

отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение;

отрицал и существование фортуны и концепцию предопределения.

22. На основании концепции о физическом единства вселенной Дж. Бруно высказывал мысль:

космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие;

бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

космос бесконечен, но окружен пустым пространством;

космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

23.Термин «утопия» означает буквально:

удаленный остров;

идеальное государство;

несуществующее место;

великая мечта.

24. Какую науку привлек Н. Кузанский к системе доказательств существования Бога:

А) философию в) математику

Б) теологию г) механику

25. Крупный социальный философ эпохи Возрождения:

А) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли

Б) Н. Коперник г) И. Ньютон.

Вопросы для проверки знаний в виде контрольной работы.

1. Определите, кому могут принадлежать данные слова: «Свободный человек безнравствен, потому что во всем он хочет зависеть от себя, а не от традиций». Объясните, как вы понимаете смысл сказанного. Что по поводу данного вы думаете?

2. «Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Определите автора, которому могут принадлежать эти слова. Представьте философское направление.

3. О ком, как вы думаете, Л. Шестов писал: «Свою философию он назвал экзистенциальной – это значит: он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить»? Представьте его философские взгляды.

4. В чем вы видите сущность философии экзистенциализма? Представьте основные направления экзистенциальной философии.

5. Представьте проблему взаимосвязи сознательного и бессознательного в деятельности с позиции психоанализа ХХ века.

6. Объясните фразу, высказанную Э. Фроммом : «Алчность и мир исключают друг друга». Что вы по этому поводу думаете?

7. В чем вы видите различие между позитивизмом, постпозитивизмом и неопозитивизмом? Объясните различия.

Тест для закрепления знаний

1.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма

эмпиризм

рационализм

интерес к анализу обыденного языка,

интерес к проблемам языка науки,

мировоззренческий нигилизм

интерес к проблемам логики

антропоцентризм

внимание к проблемам истины в познании

2. Укажите характерные черты экзистенциализма

интерес к проблеме личности

отождествление свободы и необходимости

представление бытия как целостности субъекта и объекта

рационализм

прагматизм

трагизм

дуализм

скептицизм

3. Определите сферу интересов феноменологии

очистить сознание от эмпирического содержания

преодолеть натурализм и историзм

преобразовать философию в строгую науку логики

найти строгое доказательство истины

обосновать необходимость эмпирических методов

4. Кому могут принадлежать данные слова: «Мир – это воплощенная воля»

И. Кант

А. Шопенгауэр

С. Кьеркегор

Ф. Ницше

5. Кто из мыслителей экзистенциалистов ввел в философии понятие «заброшенный-в-мир»?

К. Ясперс.

С. Кьеркегор

Ф. Ницше

М. Хайдеггер

6. Что подразумевается под архетипом?

первобытный образ

коллективное бессознательное

психический мир

бессознательный дух

7. Назовите проблемы, рассматриваемые аналитической философией ХХ века:

понимание предмета и сущности философии

стремление превратить философию в науку логики

проблемы онтологии

антропология

модель научной деятельности научного сообщества

проблема доказательства

8. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это

удел радости и прогресса

цепь тревоги, разочарований и мучений,

подобно маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот

серая и безликая «жизнь насекомых»

9.Центральная идея философии С. Кьеркегора:

- Человек – это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу.

- Основная антропологическая единица – народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах.

- Духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам.

- Реально существуют только универсальные явления – род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.

10. Известна формулировка О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы…»

умозаключать;

распознавать;

не ошибаться;

быть способным делать.

11. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:

Воля;

Материя;

Сила;

Душа.

12. «Философия жизни» - это философское направление, которое сосредоточено на:

создании научных теорий и систем;

формулировании основных нравственных законов;

полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.

13. В области этики Ницше выдвинул основной тезис провозглашенный им «переоценки ценностей»:

«Человек – это звучит гордо!»

«Горе слабому!»

«Человек человеку – бог».

«Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

14.В феноменологии явление и сущность составлены таким образом:

явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей

явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей

явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности

явление есть символическое отражение сущности.

15. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, направленной к ничто и сознающее свою конечность – это

мышление

переживание

экзистенция

научный факт.

16.Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:

совокупностью производственных отношений

божественным предопределением

собственным выбором человека своей цели

непостижимой судьбой.

17.В герменевтике, основная задача философии, по Г. Гадамеру, - это

исследование философских письменных памятников

современная интерпретация древних идей

толкование и осмысления текста

сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

18.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма

А) эмпиризм г) интерес к проблемам языка науки

Б) рационализм д) мировоззренческий нигилизм

В) интерес к анализу обыденного языка е) интерес к проблемам логики

19. Соотнесите философские учения с их основателями:

А) экзистенциализм Конт, Спенсер

Б) позитивизм Сартр, Камю

В) неопозитивизм Пирс, Джемс

Г) прагматизм Шлейермахер, Гадамер

Д) герменевтика Витгенштейн, Карнап

20. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:

а) К. Поппер в) К. Маркс

б) К. Ясперс г) А. Тойнби

21. Критический рационализм как направление оформилось в:

а) структурализме в) постпозитивизме

б) прагматизме г) герменевтике

Тема 7.Русская философия

Необходимость осмысления важнейших исторических событий вызвала у русской общественной мысли глубокий интерес к наследию духовной мысли России, к корням философского знания, что позволило бы определению влияний и взаимовлияний философских течений. Одним из первых философов средневековья стал митрополит Илларион, стремивший обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси.

Изучая русское философское наследие, вы сможете выявить: влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования, определить практически-нравственную и художественно-образную ориентацию русской философии.

Данный раздел предполагает, что в ходе изучения предлагаемых ниже источников студент сможет представить: формирование и основные периоды развития русской философской мысли, религиозные и светские традиции в отечественной философии, формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах), становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии (ХVIII – первая половина ХIХ в.) - М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев.

В теме предполагается изложение следующих вопросов: просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы); русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков); “философия естествознания” в России и ее основные проявления: Ф. Циолковский - основоположник ракетостроения и идеи «нравственности неба и земли»; Н. Федоров - «Философия общего дела» - «жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»; В.И. Вернадский - «Научная мысль как планетарное явление» - определить место человека «не только на нашей планете, но и в космосе»; А.Л. Чижевский - основатель космобиологии.

Особый интерес вызывает русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

Изучив предложенные источники, вы сможете проследить влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Обратите внимание на сформировавшиеся философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике, которые оказывают влияние на всю философскую мысль России в целом и на каждого человека в частности, что подтверждали в своих произведениях И. Кант, Ф. Ницше, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и многие другие, подчеркивая место русской философской школы в мировой философской мысли. Для освоения необходимо:

1. Изучить учебники

1. Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

2. Вознесенская, А.И. Русская философия XIX-XX веков. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 57 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69407 — Загл. с экрана.

3. Губин В. Д. Философия. Учебник. М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с

4. История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

5. Мачкарина О.Д. История русской философии. Конспект лекций : учеб.пособие. – Мурманск : МГТУ, 2015. – 248с.

2. Ознакомиться с источниками

Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990.

Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1993

Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1991.

Соловьев, В.С. Сочинение в 2-х томах / В.С. Соловьев. - М.: Наука, 1989.

Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. - М., Правда, 1990.

Федоров, Н.Ф. Космос нуждается в разуме / Н.Ф. Федоров // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексееев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – с.413 – 415.

Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12.

Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк // Общественные науки –1990. - №6.

Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопр филос. – 1990. -№ 6.

Хомяков, А.С. О старом и новом : Ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с.

3. Дополнительная литература

Артемьева, Г.В. Европейская идентичность и российская ментальность / Г.В. Артемьева, М.И. Микешин // Вопр.филос. – 2002. – № 10.

Богданов, А.В. Западничество в России: история и современность / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2008. - № 3.

Богданов, А.В. Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2009. - № 1.

Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинкин // Вопр.филос. – 2005. - № 1. –С. 29 – 35.

Варавва, В.В. Единство и многообразие русской философии / В.В. Варава // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 167-171.

Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. - М.: Наука,1995.

Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. – М.: Знание, 1990.

Григорьева, Т.П. Путь России / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 39-49.

Звеерде, Э. Конец русской философии как русской? / Э. Звеерде // Вопр. филос. – 1998. - № 2.

Источникова А. В.Сравнительный анализ герменевтики М. М. Бахтина и М. Хайдеггера : учеб. пособие / Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. - 110 с.

Карлов, Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании / Н.В. Карлов // Вопр. филос. – 1997. - №4.

Кузнецов, П.В. Метафизический нарцисс: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России / П.В. Кузнецов // Вопр. филос. – 1997. - № 8.

Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с

Мартынов, А. О судьбах русской философской культуры / А. Мартынов // Вопр.филос. – 2002. - № 10.

Никольский, С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого / С.А. Никольский // Вопросы философии. – М, 2010. - № 9. – С. 117-134.

Порус, В.Н. Владимир Соловьева и Лев Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопр.филос. – 2004. - № 11.

Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова. – М. : Педагогика. Пресс, 1993. – 367 с.

Сендеров В.А. «Проект Россия» против русского европеизма / В.А. Сендеров // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 20-29.

Степун, Ф.А. Ленин / Ф.А. Степун // Вопр. филос. – 2002 - № 8 – С.93 –97.

Смирнова, З.Н. Проблема разума в философской концепции Чаадаева // Вопросы философии – 1998 - № 11.

Флоренский сегодня: три точки зрения // Вопросы философии – 1997 - №5.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам русской философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Темы докладов и рефератов

Философская мысль в России на рубеже XIX – ХХ веков.

Философия западников и славянофилов: общее и особенное.

Религиозно-идеалистическая философия в России.

Немецкая классическая философия и русская мысль.

Интуитивизм Н.О. Лосского.

Русская философия: основные этапы, проблемы и отличительные особенности.

Марксизм в России.

Современная философская мысль в России: основные школы, проблематика.

Место русской философии в мировой культуре.

В курсе изучения темы запланирована письменная работа с источниками:

Используя источники, указанные выше, выявить особенности русской философии. Для систематизации материала воспользуйтесь работой: Сагатовский, В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь / В.Н. Сагатовский // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.540 – 571.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности русской философии.

2. Расскажите об этапах становления философской мысли в России.

3. Определите основные проблемы обсуждаемые русскими мыслителями на протяжении веков.

4. Расскажите о философской мысли эпохи Просвещения.

5. Представьте философские взгляды А.П. Радищева.

6. Расскажите о естественнонаучном материализме М.В. Ломоносова. Объясните сущность деизма в философии Ломоносова.

7. Определите вклад славянофилов и западников в решение проблемы человека в России.

8. Расскажите об истоках философии славянофильства и западничества

Наши рекомендации