Тема 1. Философия, ее предмет, структура и роль в культуре человечества

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

Для подготовки

К семинарским занятиям

И самостоятельной работе

Для направления

Государственное и муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Уфа 2015

Составитель:

Д-р филос. наук, профессор _____________А.И. Столетов

Рассмотренаи одобрена на заседании кафедры философии и истории «__» _______ 2015 г. (протокол №___)

Зав. кафедрой

канд.ист.наук, доцент _____________Л.М. Семенова

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета информационных технологий и управления «__»_____ 2015 г. (протокол №___).

Председатель методической комиссии

Факультета информационных технологий

и управления

канд. филос. наук, доцент _______________П.В. Карев
Методические рекомендации к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию по философии имеет ряд особенностей. Для освоения компетенций, предусмотренных федеральными государственными стандартами, студенты должны выполнять следующие условия:

1. В связи с ограниченностью времени, отведенного программой для аудиторной работы, особое значение приобретает самостоятельная работа студента по освоению ряда тем, слабо охваченных лекционным материалом.

2. Подготовка к семинарам предполагает использование не только учебников из основного списка литературы или интернет-ресурсов. Необходимо обращаться и к справочной литературе: энциклопедиям, словарям, - специализированным статьям.

3. Не стоит полагаться только на один или два источника информации, поскольку они обладают характером дополнительности. Тем более не стоит ограничиваться лекциями, прочитанными преподавателем, ведущим дисциплину.

4. Не стоит пренебрегать вопросами, предназначенными для контроля усвоения материала темы семинара, т.к. они обращают внимание обучающегося на ключевые для понимания материала проблемы.

5. Выбирая источники, следует учитывать, что в них могут быть не одинаково изложены разные темы, отличается стиль и сложность изложения. Поэтому полезно ознакомиться с несколькими из них и подобрать оптимальный состав по полноте изложения материала и по сложности понимания.

6. Готовя материал для сообщения или доклада, важно выяснить значение и смысл всех встречающихся терминов, возможные варианты и специфику их толкования. При затруднениях необходимо заранее обратиться за консультацией к преподавателю.

7. Желательно несколько раз прочитать текст, анализируя и структурируя его: что составляет основу выбранной проблемы и о чем будет идти речь; что может хорошо дополнить сообщение, но может остаться без внимания при нехватке времени, а о чем вообще говорить не обязательно.

8. Поскольку суть философии – это поиск идей и смыслов, недопустимо заменять философские концепции биографическим материалом, который может быть использован только для более полного раскрытия сути излагаемой концепции.

9. В ходе подготовки сообщения или доклада полезно делать записи, степень подробности которых зависит от индивидуальных особенностей восприятия обучающегося. Поскольку материал, с которым приходится сталкиваться студентам технических направлений подготовки, в большинстве случаев специфичен и сложен, письменная фиксация облегчает запоминание и компоновку информации в форму доклада или сообщения по теме семинара.

10. Делая сообщение или доклад, следует избегать простого зачитывания текста. Используя записи в качестве помощи, студент должен учиться сообщать суть выбранной проблемы или темы, поскольку говорить можно лишь о том, что понимаешь.

11. Отвечая на вопросы по теме, студент должен учиться сопоставлять разные подходы к проблеме, точки зрения, анализируя причины их формирования, а также сильные и слабые стороны.

12. Недопустима простая замена знаний по обсуждаемой теме своим мнением. При наличии своей точки зрения, студенту следует изложить ее, прибегая к аргументации, даже если мнение студента не совпадает с мнением автора учебного пособия или преподавателя. При этом аргументация должна быть весомой и убедительной.

Темы и вопросы семинарских занятий по философии

Тема 1. Философия, ее предмет, структура и роль в культуре человечества

1. Понятие и типы мировоззрения.

2. Предмет, структура и функции мировоззрения.

3. Становление, место и роль философии в культуре человечества.

Контрольные вопросы:

1. Что такое мировоззрение, и в чем его необходимость?

2. Является ли философия наукой?

3. Каковы основные черты философского мышления?

4. Чем философия отличается от других форм мировоззрения?

5. Что объединяет и что разделяет философию и религию?

6. В чем сходство и отличие искусства и философии?

7. Какова структура философского знания?

8. Каковы причины возникновения философии?

9. В чем состоит роль философии в культуре?

Наши рекомендации