Отношение к себе – исключительно позитивное , как к выдающейся личности
Все победители имели стабильную самооценку, думали о себе как о герое. Позитивная психологическая установка в ее высшем проявлении приобретает черты почти слепой веры в собственное мессианство. Чаще всего ощущение своей особенности и чувство предназначения пробуждаются от ловких прикосновений родителей. Но не обязательно. Очень часто борьба в юном возрасте, попытки противостоять социальному окружению, желание выделиться и быть первым, победителем приводили к восприятию своей личности как некой великой, выдающейся. Это первое условие победы, ибо из отношения к себе, из любви к себе проистекает вера. Никто не решится любить кого-то и верить кому-то, если тот индивидуум сам не любит себя и сам в себе сомневается. Разумеется, позитивное отношение имеет прямую связь с высоким уровнем эгоизма, заботливо взращенном родителями или самой личностью. Такой индивидуум часто патологически стремится обрести черты Нарцисса. Без эгоизма и жажды поглощения не может быть крупной личности, без эгоизма не бывает вселенского, океанического успеха. Эгоизм лежит также в основе могучей и неистребимой в человеке жажды господства и влияния, воздействия на весь остальной мир любым способом, будь то великий интеллект или фанатическая воля к разрушению, двигая увлеченными и ослепленными массами.
Бисмарк, Наполеон, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Елена Блаватская, Маргарет Тэтчер были уверены в том, что рождены для великой миссии. Их позитивное отношение к себе как к герою было неистощимо. Потому-то они и стали героями. Они научились смотреть сами на себя как бы со стороны, как смотрят на монумент великому человеку. Зная это, любой человек способен изменить свое отношение к себе.
Один из краеугольных принципов сознательного позитивного заключается в поклонении индивидуальной силе вообще. В исключительном доверии собственному голосу. Это порождает веру в собственную индивидуальную силу. Рождение всего неординарного, от просто выразительного поступка до проявления гениальности, неизменно связано со спором индивидуального с коллективным. Любое сколько-нибудь великое обязательно происходит благодаря отваге мыслить и действовать не так привычно, как делал весь остальной мир. «Всякое значительное произведение есть дитя одиночества», – был уверен Ромен Роллан . Это замечание истинно далеко не только для художественных произведений, но для знаменательного продукта вообще. Борис Пастернак в своем программном произведении «Доктор Живаго» вложил в уста одного из героев следующую тираду о противоборстве индивидуального сознания с коллективным: «Всякая стадность – прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно». Еще дальше идет Дмитрий Мережковский в своей книге о великом и вечно одиноком мастере «Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи)». Он также, словно бы устами героя, твердит: «Художник, сила твоя в одиночестве. Когда ты один, ты весь принадлежишь себе…»
Слушать свой голос означает, прежде всего, верить в свою индивидуальную силу, решительно отказаться играть на вторых ролях. А значит, уже в мыслях стать первым, таким, кто будет играть только свою собственную роль. Исключительно свою игру! Юлий Цезарь , будучи неизвестным и непризнанным, проезжая по захолустной деревне на обочине империи, в сердцах воскликнул: «Лучше быть первым в этой деревне, чем вторым в Риме». Возможно, это миф. Но если это так, это безукоризненно скроенный миф, потому что является великолепным уроком всему человечеству.
Хорошо известна история, связанная с оценкой Марка Шагала известным авторитетом в живописи Львом Бакстом. Безапелляционно, не оставляя никаких шансов, гигант своего времени бросил юноше фразу, которая иного убила бы наповал: «У вас есть талант, но вы небрежны и на неверной дороге». После таких слов кто угодно мог бы спасовать. Но только не одержимый поиском собственного пути Шагал, которому некуда было отступать. Или достичь цели и победить, или повторить путь отца, провонявшегося селедкой грузчика. И поэтому он неустанно повторял себе, что должен, обязан найти замену каторжному труду, который ведет только в одном направлении – в могилу.
Огюст Роден не верил никому, кроме себя; он шел своим собственным путем и в конце концов заставил мир признать себя. Хотя этот путь был длиною в добрых полвека. Невероятной многим покажется судьба Генри Форда , который слишком долго колебался, но все же уступил чарующему шепоту собственного голоса. Первый раз он восхитился прообразом автомобиля в двенадцать лет, но только в тридцать шесть решился оставить свою работу клерка в пользу создания собственного автомобильного дела, основанного на склонности изобретать и конструировать машины. Этот шепот сводил его с ума, не давал покоя. Несмотря на то что на автомобили не было никакого спроса, уже через девять лет форд впервые в мире начал выпуск массового дешевого автомобиля. А еще через пять лет он завоевал добрую половину американского автомобильного рынка. Можно с уверенностью сказать: если бы увлеченный конструктор не послушался собственного голоса, не было бы на свете выдающейся личности по имени Генри форд. То же самое можно сказать и об Уолте Диснее или Марии Монтессори . Не слушай они себя, откажись от своих планов при появлении первых трудностей, не было бы таких знаменитых имен в истории. А ведь все они сталкивались не только с противодействиями, но и с настоящими ударами судьбы.
Кто боится собственного голоса, погибает от навязчивого гула чужих. Борис Пастернак , заклеванный и придавленный советской системой, не выдержал давления своры политических говорунов, спущенных из-за нобелевского признания «Доктора Живаго». Ослабленная гонениями ломкая душа мастера слова, дарившего, по словам влюбленной Цветаевой , «световой ливень», не сумела противостоять лаю, и открывшаяся болезнь стала быстро прогрессировать, сведя его в царство теней.
Михаил Булгаков , писавший смелые, проникновенные вещи, считал себя неспособным к долгой борьбе. «К сожалению, я не герой», – сказал он как-то, и в этой фразе есть крупное противоречие, потому что многое, написанное им, дышит героизмом. Но, услышав собственный голос как писатель, он не сумел ориентироваться на него как человек, как личность, будучи сдавленным неприступным социумом. И он также ушел слишком поспешно, торопливо, как бы извиняясь за оставленное ненапечатанным великое произведение.
В самом деле, есть оборотная сторона одиночества – слишком трепетное отношение индивидуума к задуманному продукту. Боязнь не успеть или неоправданно отвлечься, упустить что-то важное – все это побуждает лидера к одинокому размышлению, уединению. Неизменно позитивное отношение к себе связано с состоянием ума, которое служит главным фактором душевного равновесия и отправной точкой движения к успеху – в любом принимаемом, распознанном или выдуманном формате.
Правило второе
Идея превыше всего. Сосредоточенность внимания и концентрация усилий доведены до маниакального автоматизма
Если слова «идея» и «сосредоточенность» скованы одной прочной цепью, успех неминуемо заглянет к такому искателю. Сосредоточенность на идее подразумевает, что все остальное оказывается не просто вторым, но второстепенным: семья, родственники, окружающие с их проблемами, быт – все, что напрямую не связано с реализацией идеи.
Великолепно передал отношение к сосредоточенности Пабло Пикассо : «Энергетический потенциал у всех людей одинаковый. Средний человек растрачивает свой по мелочам направо и налево. Я направляю свой лишь на одно: на мою живопись, и приношу ей в жертву все…» По всей видимости, именно с сосредоточенностью мастер связывал основу своего успеха. Кстати, не кто иной, как Пикассо может претендовать на роль одного из самых неделикатных гениев; его отношение к близким людям оказывалось настолько пренебрежительным, что ввергало в шок неискушенных обывателей. К примеру, когда его сын находился при смерти после операции и несколько дней буквально завис между двумя мирами, оповещенный Пикассо не приехал к нему. Немного позже его первая жена Ольга Хохлова умирала в одиночестве от рака, но живописец так и не поехал в Париж ни попрощаться, ни проводить ее в последний путь. Зато две недели спустя оказался в столице, но уже по своим делам. Он был занят исключительно собой и своим делом. Самым удачным определением взаимоотношений Пабло Пикассо с миром является воспоминание одной из любимых им женщин Франсуазы Жило (единственной, которая ушла от живописца сама): он обращался с людьми, «как с кеглями – ударять шаром одного, чтобы повалить другого».
В самом деле, для обычного человека, привыкшего видеть в собеседнике отзывчивость и потенциальную готовность к сотрудничеству, сосредоточенность гения может оттолкнуть и испугать. Порой она приобретает вопиющие формы, например, из-за вытеснения исчерпавшего себя прошлого. Мэрилин Монро легко вычеркнула из сознания свою мать, заботясь лишь о формальном содержании Глэдис. Затем она прекратила общение с некогда создавшей ее Грейс Макки, в том числе и потому, что для самой Мэрилин эта женщина исчерпала свой потенциал и стала уже ненужным балластом для психики и трансформировавшегося мировоззрения. Еще через некоторое время она с такой же беспредельной легкостью рассталась со своей наставницей Наташей Лайтесс, которая фактически заменяла ей мать в течение многих лет становления. Она сделала это со спокойной рассудительностью, легко презрев не только чувства и эмоции, но и тот факт, что Наташа на тот момент была поражена смертоносным раком. То же, правда в несколько иной тональности, можно сказать о Галине Вишневской . Когда ее мать, когда-то бросившая Галину еще девочкой, снова появилась в ее жизни – она приехала умирать от запущенного рака матки, дочь положила ее в больницу и на несколько месяцев уехала на гастроли. Когда же вернулась, застала ее едва живой – через день та умерла в страшных мучениях, но обе женщины простили друг друга.
Победители находили в себе силы игнорировать любые проблемы, не связанные с реализацией идеи. Это правило перекликается с замечательной мыслью одного из мастеров психологии ХХ века Сергея Рубинштейна : «В творчестве создается и сам творец. Есть только один путь для создания большой личности: большая работа над большим творением». Кроме того, сосредоточение на одном деле позволяет, как говорят современные коуч-тренеры, быть в моменте. Иными словами, подключиться к глобальной информационной системе, к Вселенной, которая в какой-то момент начинает работать на искателя клада, подсказывать ему, помогать. Кажется дивным и сверхъестественным, что Дмитрий Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне. Но тут можно наблюдать как раз действие принципа сосредоточенности, жизни идеей.
Одним из важнейших принципов доминирования идеи в жизни победителей является способность отказаться от сопутствующих благ, как только они входят в конфликт с самой идеей. Примеров этому бесчисленное множество, и они касаются всех областей достижений. Юлий Цезарь, однажды перейдя Рубикон, двинулся на Рим и победил. Но он не мог воспользоваться победой и, увлекаемый идеей абсолютной, неопровержимой победы, был вынужден еще долгое время продолжать войну. Исаак Ньютон, ведя жизнь кембриджского затворника в течение тридцати лет, оградил себя от внешних радостей жизни. Он был так сосредоточен, что написал за три десятилетия лишь одно личное письмо. Зато именно в этот период он сделал все свои эпохальные открытия.
Еще одна немаловажная польза сосредоточенности состоит в том, что она открывает поистине феноменальные возможности поддерживать активную деятельность до глубокой старости. Альберт Швейцер активно работал до 90 лет, Бернард Шоу — до 94 лет, Марк Шагал — до 97 лет. Бертран Рассел сел писать свою автобиографию в 95 лет и сумел завершить эту достойную глубокого поклона миссию через два года. Тициан упорно работал над эпохальным полотном «Оплакивание Христа» в возрасте 83 лет. Иоганн Вольфганг Гете написал вторую часть «Фауста» между 70-ю и 80-ю годами, Джузеппе Верди создал оперу «Отелло» в 73 года.
Это характерно для любого вида деятельности. Так, Уинстон Черчилль в 76 лет повторно стал премьер-министром. Конрад Аденауэр в четвертый раз стал федеральным канцлером Германии в возрасте 85 лет. А Джон Гленн, первый американский астронавт, отправился в космос снова, когда ему уже исполнилось 77 лет. Феноменально, не правда ли?! Все это – прямое следствие сосредоточенности.
Правило третье
Великая идея находится в духовной плоскости
«Успех ради успеха» – такая формула невозможна. «Успех – это умопомрачительные деньги» – такая формула несчастлива. Успех может быть связан исключительно с великими преобразованиями в духовной плоскости – в этом состоит аксиома развития человека. Опыт нашей цивилизации убеждает, что так было всегда.
Только использование внешнего богатства для развития внутреннего является проявлением мудрости, показателем личностного роста и развития. Кто сумел понять, что деньги и иные материальные ресурсы являются только средством для дальнейшего развития, перешагнули главную преграду современного человека.
Претендуя на роль религиозно-научного оракула для всего человечества, Карл Густав Юнг был одержим намерениями «спасти мир». Деньги для него имели значение лишь в той мере, в которой он был способен их использовать для развития своей идеи. Когда после нескольких лет взаимодействия с Юнгом и в результате его непосредственного влияния дочь миллиардера Эдит Рокфеллер-Маккормик помогла доктору получить на развитие аналитического психоанализа в Швейцарии миллионы долларов, он израсходовал их на развитие собственного учения, создав, среди прочего, целую систему его распространения. По мнению крупнейшего исследователя его жизни Ричарда Нолла , этот ученый и мистик в одном лице намеревался разработать «новую систему веры, которая способствовала бы развитию человека».
Примеры людей, которые преодолели притяжение внешнего богатства, впечатляют своей ясностью и направленностью в плоскость духовного. Джордж Сорос , один из крупнейших финансистов конца XX – начала XXI века, уверенным уходом из области накопления ресурсов в сферу их позитивного использования продемонстрировал: только такой подход приводит к признанию, ибо направлен на улучшение жизни всего пространства обитания человека. Почти такой же шаг совершил и Билл Гейтс , когда осознанно прекратил свою деятельность управляющего бизнесом. Если он сумеет найти идею, достойную рационального применения накопленного им богатства, то по личному значению и уровню позитивного воздействия на мир может выйти на лидерские позиции.
Так же когда-то поступил и Альфред Нобель , когда достижения бизнеса принес на алтарь развития индивидуальных способностей человека: судить человека по его конструктивному вкладу в развитие жизни на планете – это одна из самых ярких и позитивных мыслей. «Смысл своей жизни я видел в том, чтобы помогать другим людям находить смысл их жизни» – такими созидающими словами определил свою личную стратегию известный психотерапевт Виктор Франкл . Эти слова отражают главный принцип деятельности в области достижения успеха – он всегда должен быть направлен на положительные преобразования в самом человеке.
Изумляющий выбор ради идеи сделал однажды Никола Тесла . Согласно контракту, он должен был получать за внедрение в США многофазной системы электрификации страны солидные лицензионные отчисления. Но когда у компании «Вестингауз» возникли финансовые проблемы, ее владелец, первоклассный изобретатель Джордж Вестингауз , честно изложил Тесле все детали сложившейся ситуации. Она выглядела следующим образом: если компания не откажется от обязательств выплачивать ученому лицензионные роялти, то внедрение его открытий, скорее всего, будет остановлено. Как истинный гений, для которого будущее идеи превыше всего, Тесла без колебаний в один миг отказался от двенадцати миллионов долларов. «Польза, которую получит цивилизация от моей многофазной системы, значит для меня больше, чем эти деньги», – цитирует Джон О’Нил фееричного гения.
Даже люди бизнеса демонстрируют приверженность духовному. Если их идеи содержат позитивные для человека преобразования, то лишь тогда они становятся успешными. Взять хотя бы миллионера Кампрада , создавшего империю относительно дешевой, разборной мебели для среднего класса. Если в его предложениях не было бы рационально-позитивного смысла, он вряд ли бы заработал свои миллионы. А о духовности говорит и ироничное отношение создателя марки «ИКЕА» к тратам средств – он находит глупым и неполноценным следовать принципу престижных покупок и знаковых расходов.
И еще одно, может быть, наиболее важное. Только наполненность духовной сферы обеспечивает душевное равновесие. Только в духовном источник счастья и открытие способности наслаждаться созерцанием мира.
Правило четвертое
Достижение совершенной свободы , независимости и самостоятельности
Цивилизация состоит в первую очередь из людей, которые разрабатывают и продвигают идеи. Те, кто понял первостепенную важность человека, первыми добились успеха, первыми пришли к вольному дыханию. «В сущности, никакой истории нет; есть только биографии», – заметил как-то американский философ Ралф Уолдо Эмерсон . К его словам следовало бы добавить – биографии яростных, непостижимо свободных духом, самостоятельных в мыслях людей. Только таких помнит и знает мир.
В основе всякой крупной идеи находится независимое, раскрепощенное мышление. В значительной степени свобода является производной любви к себе, признания потенциала своей индивидуальной силы. В итоге именно свободное мышление стимулирует героев идти к своей цели в обход. И в прямом, и в переносном смысле. Прямолинейный смысл демонстрируют военные стратеги: Александр Суворов прошел через Альпы, чтобы застать неприятеля врасплох. Асимметричный, парадоксальный подход продемонстрировал Ганс Кристиан Андерсен , когда взялся сочинять литературные произведения после того, как у него пропал голос и он не мог больше петь. Потерянную славу театрального актера он с лихвой компенсировал мировым признанием литературного таланта.
Альберт Эйнштейн доказал этот постулат всей своей жизнью. Но раскрепощенное мышление вовсе не означает «неорганизованное мышление». Напротив, свободный поток сознания пребывает в непрерывной борьбе с являющимися из глубин Вселенной гипотезами. По признанию Эйнштейна, в течение двух лет, предшествовавших появлению общей теории относительности, у него в среднем возникала идея каждые две минуты, и он неизменно отвергал ее. Тут мы наблюдаем и немыслимую концентрацию мышления, сосредоточенность, возвращающую мыслительный поток в русло обозначенного поиска, и свободное течение самой мысли, ничем не сдерживаемой, независимой и вместе с тем подвергаемой сомнению и самоконтролю.
Взлет свободного мышления у женщин ко второй половине XIX века дал целый букет воплощенных им достижений.
Елена Блаватская и Софья Ковалевская, Сара Бернар и Мария Башкирцева, Айседора Дункан и Коко Шанель . Не затрагивая психологические причины стремления к независимости и свободе у этих женщин, заметим лишь, что самовыражение каждой из них дало миру не только проявления различных ипостасей женственного, но и оказало прямое влияние на дальнейшее развитие женского начала, приобретение женщиной полной свободы и самостоятельности.
Правило пятое