Проведение обследования интонационной стороны речи
УДК 376 ББК 74.3
. Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 19.01.2009.
Формат 84Х108!/32. Бумага газетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 11,76. Тираж 3000 экз. Заказ 338.
ISBN 978-5-17-057705-7(ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-23003-5(ООО «Издательство Астрель») ISBN 978-985-16-6806-5 (ООО«Харвест»)
t L.L. Шсвнов.1. Л.В. Забродина, 2008 © ООО «Издательство Астрель», 2008
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ................................................... 5
ГЛАВА 1
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНТОНАЦИИ............................................ 6
1.1. Интонация как паралингвистическое средство общения............ б
1.2. История изучения интонации в различных дисциплинах.......... 8
ГЛАВА 2
ИНТОНАЦИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ........................................................ 12
2.1. Понятие об интонации в лингвистике............................................ 12
2.1.1. Компоненты интонации.......................................................... 14
Мелодика............................................................................. 14
Ритм.................................... ~......................................................... 16
Темп....................................................... ,..................................... 18
Ударение............................................................................. 21
Пауза.,.............................................................................. ,. 23
Тембр................................................................................... 25
2.1.2. Понятие о синтагме.......................................................... 27
Синтагма.............................................................................. 28
Интонационные типы синтагм....................................... 31
2.2. Понятие об интонации в психолингвистике................................ 35
2.3. Понятие об интонации в психофизиологии и акустике............ 38
ГЛАВА 3
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.............................................. 44
ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ Г0Л0С00БРА30ВАНИЯ У РЕБЕНКА.......................... 49
ГЛАВА 5
НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИИ............................................................... 52
ГЛАВА б
ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ.......................................................................................................... 55
Схема обследования интонационной стороны речи у детей.... 55
1. Обследование восприятия ритма................... .... 55
2. Обследование воспроизведения ритма................ ..... 56
3. Обследование восприятия интонации................ .' 57
4. Обследование воспроизведения интонации........................... 60
5. Обследование восприятия логического ударения.................. 62
6. Обследование воспроизведения логического ударения....... 64
7. Обследование модуляций голоса по высоте........................... 66
8. Обследование модуляций голоса по силе......................... 68
9. Выявление назального (носового) тембра голоса............ 71
10. Обследование восприятия тембра голоса .'..................... 73
11. Обследование воспроизведения тембра голоса............. 75
12. Обследование речевого дыхания....................................... 77
13. Обследование темпо-ритмической организации речи........ 80
14. Обследование состояния слухового самоконтроля............. 83
ГЛАВА 7
СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ 89
7.1. Дыхательная гимнастика (автоматизация
навыков нижнереберного дыхания)......................................... 89
7.2. Артикуляционно-мимическая гимнастика............................... 94
7.3. Голосовая и интонационная гимнастика................................. 96
7.3.1. Упражнения, направленные
на тренировку силы и высоты голоса....................................... 96
7.3.2. Интонационные упражнения............................................. 97
7.4. Логоритмические упражнения.......................................................... 97
7.5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи 100
7.6. Формирование темпо-ритмической организации речи....... 102
7.7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи. (Образцы логопедических упражнений для преодоления нарушений
просодической стороны речи).................................................. 108
7.8. Схема индивидуального логопедического занятия
с использованием методов коррекции
просодических компонентов речи................................................. 118
ГЛАВА 8
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ........................................................................128
Литература..................................................................................................220
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ
Только интонация убеждает Дельфина де Жирарден
Как устроена человеческая речь? Не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Основа устной речи — это ее фонетическая система, набор звуковых средств, из которых, как из кирпичиков, складываются более сложные элементы языка — слова. Из слов, в свою очередь, складываются высказывания, а из высказываний — тексты. Что же служит «раствором», объединяющим эти кирпичики в единое целое — связную, осмысленную устную речь?
Это — интонация.Она связывает слова в высказывании, отграничивает одно высказывание от другого, раз-, граничивает слова и словосочетания внутри высказывания. Она же объединяет высказывания в единый текст и отделяет один текст от другого. Интонация выделяет наиболее важные в смысловом отношении части высказывания и текста; передает подтекст сообщения, не выраженный словами; определенным образом характеризует самого говорящего и его отношение к тому, о чем он говорит; делает речь выразительной, придает различным текстам различную художественную окраску. С помощью интонации говорящий передает свои эмоции — радость, удивление, грусть, возмущение, гнев — и сам оказывает эмоциональное и волевое воздействие на слушающего, интонационно выражая побуждение, просьбу, приказ, вопрос, приглашение, убеждение. Интонация необходима для того, чтобы могла осуществиться важнейшая функция речи — коммуникативная, чтобы речь действительно стала средством общения людей. Она обладает поистине волшебной силой, без которой общение невозможно.
ГЛАВА 1
Юное.)
Интонация тесно взаимосвязана с лексико-семанти-•нткими и синтаксическими средствами организации ш.н'казывания. Она может действовать одновременно с ними, усиливая их эффект. Например, в высказывании Приехал папа!» тот факт, что приехал именно папа, а иг кто-то другой, передается следующими средствами: » ново «папа» выделяется и синтаксически — с помощью ипнерсии (подлежащее идет после сказуемого), и интонационно — логическим ударением, протяженностью, мелодикой (повышением тона на ударном слоге слова «папа»), замедлением темпа. Указательные слова (местоимения «тот», «этот», наречия «вот», «здесь», «там» и i.ii.) и усилительные частицы («же», «уж», «ведь» и т.п.) как правило, имеют особое интонационное оформление (мелодические изменения, ударение, изменение темпа), которое выделяет эти слова во фразе, подчеркивает их семантическую роль.
Кроме того, интонация может замещать отсутствующие члены предложения при эллипсисе — пропуске легковосстановимых элементов высказывания. Например, в высказывании «Он свою комнату — зелеными обоями» пропущено слово «оклеил». Это пропущенное слово замещается интонационными средствами: паузой (на письме ее передает тире), мелодикой (понижением тона перед паузой), изменением темпа речи после паузы. Благодаря этим интонационным средствам слушающий получает сигнал: «Внимание, в этом месте эллипсис», понимает, какой лексико-семантический элемент высказывания опущен, и может без труда восстановить его.
Не будь здесь интонационного выделения, все высказывание воспринималось бы как неправильное, незакон- ; ченное. Таким образом, интонация увеличивает объем сообщения, так как говорящий сообщает не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в подтексте высказывания (Н.И. Жинкин, 1958).
Компоненты интонации
Интонация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся; мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр. Рассмотрим их по порядку.
Мелодика
Основным компонентом интонации является мелодика.Мелодика речи — это «изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990). Мелодика играет главную роль в осуществлении таких' функций интонации, как: 1) разделение высказывания на ритмические группы и синтагмы; 2) связывание частей высказывания в единое целое; 3) различение коммуникативных типов высказывания; 4) выделение наиболее важной части высказывания; 5) выражение различных эмоций, подтекста, модальных оттенков; 6) выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит (ироническое, подчеркнуто серьезное и т.п.).
Важнейшие акустико-лингвистические характеристики мелодики речи:
1. мелодические диапазоны — разница между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона;
2. музыкальные интервалы — соотношение между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона (например, октава, кварта, квинта);
3. мелодические пики;
4. степень крутизны повышения и понижения тона;
5. направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное движение);
6. уровень частоты основного тона (Торсуева, 1990).
Психолингвистические (аудитивные) характеристики
мелодики, предложенные М.В, Давыдовым, включают: 1) направление движения тона — ровное, восходящее, нисходящее; 2) характер движения тона — постепенный, плавный, резкий; 3) диапазон движения тона — обыч-
ими, расширенный, суженный. Сюда относится также и mi.iii аудитивная характеристика, как уровень высоты «««па (она соответствует акустической характеристике -уровень частоты основного тона»). Различают четыре |ншия высоты: сверхвысокий, высокий, средний, низ-М1 й, Изменение уровня высоты тона образует контур мелодии.
Мелодика высказывания основана на сочетании нескольких мелодических мотивов. Мелодический мотив — мо минимальная единица мелодики, связанная с ритмическим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов, либо повторы одного и «ого же мотива.
К.С. Станиславский называл мелодику «голосовой фигурой» или «фонетической фигурой». Он считал ее неновой интонации. В уже упомянутой книге «Работа itiifcpa над собой...» (1938) он образно описывает различные типы мелодики, которые отображаются на письмо с помощью разных знаков препинания.
«Знаки препинания требуют для себя обязательных тлосовых. интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего на-шачения. В самом деле, отнимите от точки ее финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «квакание», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура — к ответу, восклицательная — к сочувствию и одобрению или к протесту, две точки — к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д. Во всех )тих интонациях — большая выразительность.
У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака препинания соответствующей интонации. Вспомните, что вам инстинктивно хочется сделать при всякой запятой? Прежде всего, конечно, остановку. Но перед ней на последнем слоге последнего слова вам захочется загнуть звук кверху. После этого
оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Эти подымающиеся кверху фонетические линии получают самые разнообразные изгибы и высоты: на терцию, на квинту, на октаву, с коротким резким повышением, с широким плавным и невысоким размахом и пр. <...> Интонация по настроению может быть минорной или мажорной. Мы по своей национальной особенности склонны всегда говорить в миноре, в противоположность романским народам, которые любят мажор» (Станиславский, 1938).
Мелодика речи значительно отличается от музыкальной. Так, речевая мелодика редко и недолго сохраняет ровный тон — она постоянно меняет свое направление, скользит, то повышаясь, то понижаясь. Интервалы ее также часто меняются, тоны не имеют определенной длительности (в отличие от длительности музыкальных нот — целая нота, одна вторая, одна восьмая и т.д.). Она не укладывается в схему какой-либо музыкальной гаммы. И, наконец, мелодика разговорной речи не имеет четкого повторяющегося ритма (такой ритм присутствует в поэтической и иногда в ораторской речи).
Ритм
Ритм — важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И.Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического». Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной прозе, а меньше всего — в разговорных диалогах. Об этом различии говорит К.С. Станиславский: «...проза не стихи, совершенно так же, как обычные действия не танец. В них ритмические совпадения не могут быть строго регулярны, тогда как в стихах и в танце они старательно и заблаговременно подготовляются и подстраиваются. У ритмичных людей больше случайных ударных совпаде-
*
мш(„ v менее ритмичных их меньше» (Станиславский,
Основная единица ритма — это ритмическая группа. ч^нн-тая ритмическая группа состоит из одного ударного ' it на и примыкающих к нему одного или нескольких *<>'«ударных слогов. Сложная ритмическая группа вклю-■i.itM несколько (два или более) ударных слогов, при чн»м разные ударные слоги несут ударение разной степени (например, главное и второстепенное). Слоги в нпмичсской группе объединяются средствами мелоди-И1, и все ударные слова внутри одной сложной ритми-•((ской группы образуют тесное смысловое единство. В иро ншческой речи единицей ритма обычно является » пн сигма (она может совпадать с ритмической группой ими включать несколько ритмических групп). В стихо-i мирной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, анемическая группа, строка, строфа (Торсуева, 1990).
О значимости ритма в устной речи Станиславский и «корил следующее: «Аритмия в речи, при которой сломи или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает ...пьяного, а скороговорка — пляску святого Витта». И далее разъяснял: <<Торопливость, нервность, болтание слов, выплевывание целых фраз не затушевывает, а совершенно уничтожает их. Нервность говорящего только раздражает слушающих, неясное произношение злит, так как заставляет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли. Все это привлекает внимание слушающих, подчеркивает в тексте как раз то, что вы хотите стушевать. <...> Четкий ритм речи помогает четкому и ритмичному переживанию и, наоборот, ритм переживания — четкой речи» (Станиславский, 1938).
Сопоставляя ритм действий и ритм устной речи, он подчеркивал, что у них одна и та же основа — чередование движения и остановок: «Наши действия и речь протекают во времени. В процессе действия надо заполнять текущее время моментами самых разнообразных движений, чередующихся с остановками. В процессе же речи текущее время заполняется моментами произнесения звуков самых разнообразных продолжителъностей, с перерывами между ними» (Станиславский, там же).
Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.
Темп
Темп — это скорость произнесения речевых элемен-|
тов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется 1
количеством элементов, произносимых в единицу вре-1
мени. Он может быть быстрым или медленным, уско- |
ряться или замедляться. Кроме того, темпом называют %
длительность произнесения речевых отрезков. В этом I
случае темп можно измерять средней длительностью ре- 1
чевых элементов — чаще всего средней длительностью I
слога. Темп может зависеть от длины речевой единицы. .)
Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длитель- j
ность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговор- 1
ной речи соответствует темп 5—6 слогов в секунду. |
В высказывании темп выполняет следующие функ- t
ции. 1) Служит средством оформления интонационной 1
цельности высказывания. К концу высказывания темп |
речи замедляется. 2) Является средством противопостав- I
ления важного — неважного в высказывании. Речевые |
отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важ- Щ
ную в смысловом отношении информацию, произносят- Ц
ся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие |
второстепенную информацию (например, вводные слова 1
и предложения, некоторые уточняющие и пояснитель- 1
ные обороты), произносятся в ускоренном темпе (Све- 1
тозарова, 1990). 1
В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные j особенности говорящего, его манеры, привычки; 2) со- | циальный статус говорящего (например, ускоренный | темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения); 3) эмоциональное состояние говорящего, (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.). | 4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп 18
in речи замедляется); 5) ситуацию общения (спешка, iu мНходимость тянуть время и т.п.); 6) диалектные осо-нг-шюсти речи говорящего; 7) степень владения языком, Nil котором человек говорит; 8) сложность предмета, о <«иором идет речь, для понимания говорящего.
Станиславский считал, что темп речи влияет на ориентацию текста:
«Темп — скорость или медленность. Темп укорачи-Miu'T или удлиняет действия, ускоряет или замедляет
{ч'ЧЬ,
Иыполнение действий, произнесение слов требуют иремени.
Ускорил темп — отвел меньше времени для дейст-мия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить иыетрее.
Замедлил темп — освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможности еще лучше поделать и досказать важное» (Станиславский, 1938).
О темпе как выразительном средстве, передающем кмоции говорящего и усиливающем воздействие на слушающего, он говорил следующее: «Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой. Буквы, нюги и слова — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром. mq. хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размеренной речи сила воздействия слова увеличи-мается» (Станиславский, 1938).
Сравнивая роль темпа в речи с его ролью в музыке, ом отмечал: «В речи, как и в музыке, далеко не все равно говорить по целым нотам, по четвертным, по восьмым, по шестнадцатым или по квадриолям, триолям и проч. Большая разница сказать размеренно, плавно и спокойно по целым и полунотам:
"Я пришел сюда" (пауза), долго ждйл (пауза), не дождался (пауза) и ушел",
или сказать то же самое с другой длительностью и размеренностью: по восьмым, шестнадцатым, квадриолям и со всевозможными паузами разных длительностей:
"Я..... пришел сюда..... долго ждал..... не дождал
ся.... и ушел..... "
В первом случае — спокойствие, во втором — нервность, возбужденность» (Станиславский, там же).
Выбор темпа влияет на ритм речи. Сочетание временных характеристик речи (то есть темпа) с ритмическими называется темпо-ритмом речи.
Вот как объяснял понятие темпо-ритма Станиславский: «...речевые звуки прослаиваются паузами и люфт-паузами самых разнообразных длительностей. Все это речевой материал, речевые возможности, с помощью которых создается бесконечно разнообразный темпо-ритм речи. <...>
У многих актеров, небрежных к языку и невнимательных к слову, благодаря бессмысленной торопливости речи просыпание концов доходит до полного недого-варивания и обрывания слов и фраз. В правильной и красивой речи не должно быть всех этих явлений... Перерывы в словах должны соответствовать скорости или медленности речи с сохранением в них того же темпо-ритма. При быстром разговоре или чтении остановки короче, при медленном — длиннее... Правильная размеренность слогов, слов в речи, движений в действии, четкий ритм их имеют большое значение для правильного переживания»' (Станиславский, там же).
Он указывал, что темпо-ритм имеет большое значение не только для временнбй и ритмической организации речи, но и для эмоционального воздействия, а также для лучшей, более полной передачи информации: «...правильная размеренность слогов, слов в речи, движений в действии, четкий ритм их имеют большое значение для правильного переживания. <...> Если тем-" по-ритм взят верно, то правильное чувство и переживание создаются естественно, сами собой. Но зато если темпо-ритм неверен, то совершенно так же, на том же месте роли родятся неправильные для нас чувства и переживания, которых не исправишь без изменения неправильного темпо-ритма. <...>
Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, создающими настроение, в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе. Военный марш, походка во время прогулки, похоронное шествие могут производиться в одном и том же темпо-ритме, но какая
i* isiiy ними разница в смысле внутреннего содержания, *« о i роения и неуловимых характерных особенностей! « пином, темпо-ритм таит в себе не только внешние
мниства, которые непосредственно воздействуют на нашу природу, но и внутреннее содержание, которое пи-i им чувство. В таком виде темпо-ритм хранится в нашей
«ММЯТИ...
...В музыке мелодия образуется из тактов, а такты — mt нот разной длительности и силы. Они-то и передают l*miM. Что касается темпа, то он невидимо, внутренне, мкучитывается самими музыкантами или отбивается дирижерской палочкой. Совершенно так же и у нас, артис-нhi сцены, действия создаются из составных больших и ми пых движений разных длительностей и размереннос-1Н, а речь складывается из коротких, долгих, ударных и неударных букв и слогов. Они-то и отмечают ритм. Дей-» шия выполняются, а текст роли произносится под мысленный просчет нашего собственного «метронома», |-,пк бы скрытого внутри нас. Пусть же выделяемые нами унарные слоги и движения сознательно или подсозна-н»!1Ьно создают непрерывную линию моментов совпадении с внутренним просчетом» (Станиславский, там же).
Ударение
Очень важным компонентом интонации является ударение. Ударение — это выделение одного элемента речи (слога, слова) в последовательности подобных элемен-10» за счет изменения некоторых акустических характеристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или понижения тона при его произнесении).
Различают следующие виды ударения:
1) Словесное — служит организации фонетической целостности слова. Выделяет ударный слог в слове.
2) Синтагматическое — служит показателем границы синтагмы. Обычно падает на последний ударный глас-ный.синтагмы.
3) Логическое — подчеркивает наиболее важное слово и синтагме. При этом выделенное слово произносится с (юлее сильным ударением, чем последнее слово в синтагме, а если необходимо подчеркнуть именно последнее слово, на нем происходит изменение мелодики.
4) Фразовое — служит показателем завершения высказывания.
А вот как говорил об ударении Станиславский:
«Ударение — это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе.
Возьмите большой кусок проволоки, где-то изогните его, где-то чуть приподымите кверху, и у вас получится какая-то более или менее красивая, выразительная линия, с какой-то вершиной, которая, словно громоотвод на куполе, принимает удар, а в остальной своей части создает какой-то рисунок. В такой линии есть форма, очертание, цельность, слиянность. Ведь это лучше, чем та же проволока, разорванная на мелкие огрызки, которые разбросаны и валяются отдельно друг от друга. Попробуйте изгибать звуковую линию слова... на разные лады. Любите, смакуйте, бережно подносите выделяемое слово и его ударный слог.
...Перспектива в речи создается в большей мере с помощью ударений разной силы, которые строго координируются между собой. В этой работе важна не только сама сила, но и качество ударения. Так, например, важно: падает ли оно сверху вниз, или, наоборот, направляется снизу вверх, ложится ли оно тяжело, грузно, или слетает легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится. (Станиславский, 1938).
Он также подчеркивал, что нельзя все слова во фразе произносить с одинаковым ударением, то есть фактически говорил о необходимости синтагматического, логического и фразового ударения: «Надо... научить снимать ударения там, где они не нужны. Я уже говорил, что это целое искусство и очень трудное! Оно, во-первых, освобождает речь от неправильных ударений, набитых в жизни дурными привычками. На очищенной таким образом почве легче распределять одни правильные акцентуации. Во-вторых, искусство снимания ударения пригодится вам в будущем на практике и вот в каких случаях: при передаче сложных мыслей или запутанных фактов часто приходится напоминать для ясности отдельные эпизоды,
< . ||»пС)ИОСти того, о чем говоришь, но так, чтоб они не ниспали внимания слушающих от основной линии t-orkira. Эти комментарии надо излагать ясно, четко, им не слишком выпукло. При этом следует быть эко-нхмпым в пользовании как интонациями, так и ударениями. В других случаях при длинных тяжелых фразах приходится выделять лишь некоторые отдельные слова, 1 метальные пропускать четко, но незаметно. <...> Сует-шжость тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и мм-ц'ржка. Чтоб стушевать фразу, нужна нарочито нето-!»ш!1ивая, бескрасочная интонация, почти полное отсут-• шие ударений, не простая, а особая, исключительная ммцсржка и уверенность. Вот что внушает спокойствие ч уверенность слушающим. Ясно выделяйте главное слово » пропускайте легко, четко, неторопливо то, что нужно in(Iи. для общего смысла, но что не должно выделяться. ...Фраза с ударениями на всех словах ничего не обозначает. Она бессмысленна» (Станиславский, там же).
Пауза
Необходимым компонентом интонации является па-у №. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может ныть действительной — в тех случаях, когда звучание речи действительно прекращается и на какое-то время накупает тишина. Но она может быть и психологической — » тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва и тучании, а в действительности этого перерыва нет ( но несовпадение выявляется при аппаратных исследованиях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асемантические.
Семантические паузы связаны со смысловой стороной высказывания и выполняют следующие функции: I) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части {синтагматические паузы; Л.В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмоциональное воздействие на слушающего (такие паузы называются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться
как перед этим словом, так и после него (усилительные >, паузы). Асемантические паузы не связаны со смысловой! стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним! относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные' и физиологические паузы. Они появляются в следующих! случаях: 1) ритмические — отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы; 2) артикуляционные^ паузы — возникают при произнесении некоторых звуко-: сочетаний; 3) ситуативные — способствуют замедлению \ речи в таких ситуациях, когда это необходимо говорящему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слушателям время записать произнесенный текст); 4) физиологические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы.
Станиславский считал паузы очень важным средством воздействия на слушателя — особенно синтагматические (которые он называл «логическими») и эмотив-ные (которые он называл «психологическими»). Вот как он говорит об их значении:
«Логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза служит уму, а психологическая — чувству. Митрополит Филарет сказал: "Пусть речь твоя будет скупа, а молчание — красноречиво". Вот это "красноречивое молчание" и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения. <...> Она заменяет их [слова — Авт.] взглядами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и подсознательными средствами общения. Все они [психологические паузы — Авт.] умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании намного интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный.
И паузе нередко передают ту часть подтекста, кото-i и идет не только от сознания, но и от самого подсознании, которая не поддается конкретному словесному мп|1,!жению. Знаете ли вы, как высоко ценится психоло-«»<и*кая пауза? Она не подчиняется никаким законам, * f ti подчиняются все без исключения законы речи. Там, *'»\ казалось бы, логически и грамматически невозможен сделать остановку, там ее смело вводит психологи-чп'каи пауза» (Станиславский, J938).
Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчер-> имам: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из цчшмх ее козырей» (Станиславский, там же).
Тембр
Гще один компонент интонации — тембр — в основном способствует выражению эмоций. Тембр — это ин-шпидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для i идцого человека. Она образуется за счет обертонов, то iiiii добавочных тонов голоса, которые сопутствуют ос-нипному звуковому тону и зависят от особенностей t i роения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр i икоса может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, в чем и проявляется его *iif ирессивная функция. Таким образом, говоря словами I ')растова (1903), тембр — «это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения !>!(утреннего содержания текста».
Разные исследователи выделяли различные виды ц'Мбра. Так, С.С. Суренский (1941) указывает на шесть нидов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр (цинического образа, образный тембр чтеца, подчерки-иапие гласных, фонетический тембр. Н.И. Жинкин (1958) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности можно свести к двум основным: интонационный (семантический) тембр и неинтонационный (асемантический) гембр.
Неинтонационный тембр — это индивидуальный гембр голоса, присущий каждому человеку и зависящий от анатомического строения его речевого аппарата (см. выше). Он настолько уникален, что, например, в Италии до появления фотографии указывался в паспорте как од-
на из внешних примет человека. В то же время индиви
дуальный тембр сам по себе не является средством пе
редачи информации о чувствах и состоянии говорящего, j
то есть не несет смысловой (семантической) нагрузки.;
Поэтому он и считается асемантическим и не относится j
к компонентам интонации. |
Интонационный тембр — это изменение индивиду- |
ального тембра, передающее определенные элементы со- ]
держания высказывания. Что передает интонационный
тембр? 1) Информацию об эмоциональном или физичес- |
ком состоянии, в котором находится говорящий в мо- <
мент высказывания. 2) Информацию о чувствах говоря- '
щего, которые он хочет донести до слушающего. 3) В не-
которых случаях говорящий с помощью изменения тембра
старается передать свою волю — страстное желание, ;
приказ, просьбу, угрозу и т.п. Например, когда человек
отдает приказ, то у него в голосе «звенит металл»; когда
он произносит угрожающие слова, голос становится
хриплым, напряженным; во время просьбы голос звучит
мягко, вкрадчиво и т.д. Эти изменения тембра относятся
к модально-коммуникативному аспекту высказывания,
они усиливают эмоциональное воздействие на слушаю
щего. |
По мнению. Л. К. Цеплитиса (1974), интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Индивидуальный тембр определяется анатомическим строением речевого аппарата говорящего, а интонационный тембр зависит от изменения формы некоторых резонаторов речевого аппарата. Эти изменения формы резонаторов универсальны для всех носителей языка, благодаря чему по речи можно распознавать эмоциональное состояние разных людей.
С помощью интонационного тембра можно выражать следующие чувства, виды эмоционального и физического состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего): волнение, радость, веселье, ликование, торжественность, восторг, восхищение, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие;
f 1 (шпость, почтение, чувство собственного достоин-«И:1, благородство, великодушие, возвышенность, вели-• м ценность; высокомерие, пренебрежение, презрение, >* иннисть, отвращение, омерзение; грусть, печаль, тоску, «««печь, скорбь; раздражение, досаду, возмущение, злость, >м»н, ярость; осторожность, боязливость, робость, страх, "Ининие; вялость, слабость, усталость, изнеможение, мишень; жизненную силу, резвость; резкость, грубость, нйпльство, наглость; своеволие, упрямство; сосредото-f» iшесть, серьезность, скрытность, угрюмость, хмурость; < любы, просьбу, мольбу; гордость, уверенность, храб-цинч'ь; лесть, заискивание; смех, иронию, насмешку, из-ппатсльство; угрозу, поучение, приказ, прощение (Цеп-ш гис, 1974).
Понятие о синтагме
Каким же образом «работает» интонация, как выполня<