В поэмах М. Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри»
Цель занятия – охарактеризовать романтический тип героя на примере поэм М. Лермонтова, выявить авторское отношение к Демону и Мцыри, уяснить сложность и неоднозначность лермонтовской оценки романтического героя-индивидуалиста.
1) «Демон». Образ демона в поэзии Пушкина («Демон», «Ангел») и Лермонтова (стихотворение «Мой демон», поэма «Демон»). Мотивы одиночества, изгнанничества, бунта и примирения в поэме «Демон». Демон как романтический герой. Демон и Тамара. Как меняются характеры Демона и соблазненной им героини от ранних редакций поэмы до ее окончательного варианта? Борьба демонического и божественного начал в человеческой душе: преодоление отрицания и сомнения через страдание и любовь (Тамара). Смысл финала: как меняется Демон в конце поэмы? Почему герою не удается «с небом примириться»? Определите авторское отношение к Тамаре и Демону.
2) «Мцыри». Сопоставьте главного героя поэмы «Мцыри» с Демоном: в чем сходство и различие их жизненных позиций? Стремление к свободе как выражение романтической концепции личности. Смысл эпиграфа. Проанализируйте эпизод встречи героя с грузинкой и поединок с барсом: какие стороны личности Мцыри раскрываются в этих эпизодах? Исповедь Мцыри как попытка вступить в диалог с миром. Прокомментируйте финальную фразу героя: «И никого не прокляну!..». Кавказ как топос романтических поэм Лермонтова. Проблема лермонтовского фатализма.
Литература
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Статьи: «Демон», Демонизм, «Мцыри», а также: Мотивы.
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Ч. 1. Гл. 6 «Завершение традиции. “Мцыри” и “Демон” Лермонтова». С. 197–232. Или: Он же. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001. Гл. 6 «“Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)» С. 206–234.
Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века: Опыт типологии жанра. М., 1971. Гл. «“Демон” и “Мцыри” Лермонтова». С. 269–291.
Логиновская Е. В. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.
Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002. С. 157–174.
Роднянская И. Б. Демон ускользающий // Вопросы литературы. 1981. № 5. С. 140–163.
Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 78–87, 178–246.
Тема 12. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
Цель занятия – в тексте произведения Ю. М. Лермонтова найти выражение авторской концепции психологизма и подтвердить существование устойчивого круга философских идей. Предлагается два варианта плана подготовки и ведения занятия.
Вариант занятия № 1.
1. Психологический портрет Печорина в главе «Максим Максимыч». Что принципиально нового открывается в характеристике внутреннего мира героя по сравнению с главой «Бэла»? С чьей точки зрения увиден Печорин? Насколько субъективен или объективен его портрет? Как проявляется в нем диалектика внутреннего и внешнего? Можно ли говорить о парадоксах души Печорина? Дается ли им какое-то объяснение в дискурсе повествователя?
2. Роль журнала Печорина в структуре романного целого. Особенности исповедального слова героя. Как понимать высказывание Пушкина о том, что в дневнике «не лгать можно, но быть искренним невозможность физическая»? Особое внимание обратите на запись в «Княжне Мери» от 3 июня. Почему «идеи» для Печорина «создания органические»? Как соотносятся в его понимании «страсть», «идея» и «воля»? Можно ли говорить о Печорине как герое самосознания, герое-идеологе? Как подготавливает лермонтовский психологизм «диалектику души» Л. Н. Толстого и «фантастический реализм» Ф. М. Достоевского?
3. Философская проблематика романа. Соотношение в личности Печорина индивидуалистической свободы и любви. Образ Веры в структуре романного конфликта. «Любовь» Печорина как «идея при первом своем развитии». Свобода воли и идея фатализма. Проанализируйте в главе «Фаталист» монолог Печорина о «людях премудрых». Раскройте композиционную роль образа Вулича и параллелизм фаталистических ситуаций. Типы активного и пассивного фатализма, их обусловленность культурно-историческим типом сознания. Эксперимент как форма существования печоринских идей. Фатализм как «органическая идея» Печорина. Справедливо ли утверждение, что Печорин – «герой нашего времени»?
Вариант занятия № 2
I. Фрагментарность повествовательной структуры романа.
1. Какова система рассказчиков? Их «подбор» по социально-культурному критерию. В каких фрагментах текста в роли повествователя выступает автор? Каково соотношение рассказчиков и главного героя? Эффект объективации героя, его дистанцирование от автора.
2. Изображение различных сред: светской («Княжна Мери»), демократической («Бэла», «Максим Максимыч»), естественно-природной («Бэла»), асоциальной («Тамань»). Соотнеситие Печорина с ними – в чём он проигрывает? И в чём выигрывает? Является ли Печорин носителем истинных и универсальных ценностей? В чём его бесспорное превосходство над всеми без исключения персонажами?
II. Печорин как воплощение «алчущего духа» (Белинский), духа познания.
1. Максималистский характер его оценок людей и жизни в целом. Любовь и дружба как главенствующие ценностные категории. Злые и эгоцентрические поступки Печорина по отношению к другим персонажам как нравственно-психологический эксперимент. Почему опыт жизни не корректирует ценностные установки героя?
2. Финал жизни героя. Её безитоговость. Проанализируйте главу «Максим Максимыч», внутреннее состояние Печорина, запечатлённое в психологическом портрете героя. Почему о смерти Печорина сообщается в середине романа?
3. Как в главе «Фаталист» раскрывается причина поражения героя. Тема веры в размышлениях Печорина о «премудрых». Как вера может кардинально менять мироощущение и мироотношение человека? Понимание сути и смысла бытия, что искал и не нашёл Печорин. Как следует трактовать в данном контексте смысл фатализма?
III. Психологизм в романе.
1. «Журнал Печорина». Противоречивость как структурный первоэлемент. Отметьте важнейшие противоречия: стремление к добру – и злые поступки, желание любви и дружбы – и цинизм, готовность чувствовать – и желчный волевой рационализм.
2. Переживание идеи как страсти и, следовательно, как действия. Волевое начало в герое.
3. Рефлективность сознания героя как доминанта его психологической противоречивости.
Литература
Основная
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / Предисл. В. А Мануйлова; Коммент. В. А. Мануйлова и О. В. Миллер. СПб., 1996.
Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература: Анализы и разборы. М., 1969. Или: Он же. По живому следу: Духовные искания русской классики. М., 1987. С 7–48.
Удодов Б.Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1988. С. 218–234.
Дополнительная
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., Л., 1961.
Левин В.И. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973.
Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопр. лит. 1983. №2. С. 119–135.
Тамарченко Н.Д. О смысле «Фаталиста» // Рус. Словесность. 1994. №2.
Щенников Г.К. «Журнал Печорина» и «Исповедь» Ставрогина: анализ деструкции личности // Известия Уральского государственного университета. 2000. №17. (Гуманитарные науки. Вып. 3). С. 154–162.