Контрольная работа по поэме м.ю. лермонтова «мцыри»

Фамилия _ Класс _______

1. Жанр произведения: а.баллада; б. элегия; в. поэма-исповедь; г. притча; д. былина.

2. В произведении автор использовал: а.женские рифмы; б. мужские рифмы; в. и те, и другие

3. Произведение написано: а.анапестом; б. дактилем; в. амфибрахием; г. ямбом.

4. Название произведения «Мцыри»: а.указывает на главного героя; б. определяет его тематику;в. имеет обобщающий смысл.

5. Первоначально произведение «Мцыри» было названо Лермонтовым: а.Исповедь; б. Бэри; в. Беглец; г. Боярин Орша.

6. Эпиграф к «Мцыри» М. Ю. Лермонтова взят из: а.Библии; б. былин; в. древнерусских летописей; г. стихотворения Горация.

7. Смысл эпиграфа: а.восстание против судьбы, против Бога; б. раскаяние, безнадежное смирение в. защита права человека на свободу.

8. В основу композиции произведения положен такой художественный прием, как: а.чередование эпизодов; б. антитеза; в. последовательное изложение событий; г. монолог-исповедь.

9. Первые две главы произведения являются: а.кульминацией; б. завязкой; в. экспозицией.

10. Кульминацией в сюжете произведения является: а.побег из монастыря; б. бой с барсом; в. встреча с грузинкой;г.гибель Мцыри.

11. Тема произведения: а.показ прошлого России; б. рассказ о жизни монахов и Мцыри в монастыре; в. красота человека, готового умереть за свободу.

12. В этом произведении авторская позиция: а.скрыта; б. ясно выражена; в. отсутствует.

13. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, Лермонтов избрал форму: а.рассказа о герое свидетеля его жизни; б. диалога между Мцыри и монахом; в. монолога героя.

14. Исповедь Мцыри: а.проникнута чувством покаяния;б.защищает его право на волю и счастье;В. описывает историю случившегося с героем;

15. Роль описаний природы в произведении заключена в том, что:

а. природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б. природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в. природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;

г. природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

16. В исповеди Мцыри звучит: а.гнев, негодование; б. смирение, покаяние; в. грусть, размышления;г. утверждение своей правоты; д. призыв отказаться от бесплодной борьбы.

17. Местом действия произведения М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ, потому что:

а. так проявляется любовь автора к Кавказу, который любуется его красотой;

б. могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри;

в. так проявляется связь с историей России;

г. место действия отвечает романтической направленности поэмы;

д. первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри.

18. Основная идея произведения: а.отрицание религиозной морали аскетизма и смирения; б. тоска по воле; в. утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г. призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

19. Символом свободы в произведении можно назвать:

а. степь; б. Кавказ; в. барса; г.девушку-грузинку.

20. Литературное направление «Мцыри»:

а. сентиментализм; б. реализм; в. романтизм; г. классицизм.

21. Что не является признаком романтизма:

а. утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования;

б. герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается;

в. писатель изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых с помощью фактов действительности;

г. противостоящая обществу личность находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы.

22. Какой из признаков не характеризует романтического героя:

а. исключительная личность, выступающая один на один с миром, подходящая к действительности с позиций своего идеала, предъявляющая ей исключительные требования;

б. поступки, мысли и требования героя являются, с точки зрения автора, примером поведения для читателя;

в. герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, поэтому для него типично одиночество, так как люди не понимают и не принимают его идеалов.

23. Какой из признаков не характеризует романтический пейзаж:

а. пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую мощь стихии, ее красоту и исключительность;

б. пейзаж одушевлен и выражает неординарность характера героя, который находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы;

в. пейзаж раскрывает характерные черты природы данной местности, области, страны.

24. Принцип романтическогодвоемирия — это:

а. раздвоение сознания романтического героя на «я» реальное и «я» идеальное;

б. романтический, идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала.

25. Авторская позиция в романтических произведениях выражается:

а. через прямую авторскую оценку; б. через позицию главного героя;

в. через позицию повествователя; г.с помощью пейзажа.

26. Какое из перечисленных произведений не является романтическим:

а. «Мцыри»; б. «Туча»; в. «Песня про купца Калашникова»; г. «Капитанская дочка».

27. Черты романтизма в произведении «Мцыри»:

а. бурная, неистовая природа; б. введение сна героя в сюжет поэмы; в. встреча героя с грузинкой; г. герой одинок и не понят миром; д. мотив борьбы, мятежа; е. гибель героя; ж. исповедь героя.

28. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке:«О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Руками молнии ловил...»?

олицетворение; сравнение; метафора; гипербола; эпитет.

29. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке: «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота»? олицетворение; сравнение; метафора; гипербола; эпитет.

а. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке: «В снегах горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ»? олицетворение; сравнение; метафора гипербола эпитет.

30. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Письменно проанализируйте выученный отрывок из поэмы по плану:

1. Место отрывка в композиции произведения.

2. Тематика и проблематика.

3. Черты характера Мцыри, раскрывающиеся в данном отрывке.

4. Художественные средства создания образа /образов.

5. Основные идеи отрывка, их связь с идейным своеобразием поэмы.

Наши рекомендации