Актуальные проблемы современной антропологии
1. Динамика образов человека в европейской литературной традиции.
2. «Человек-растение» и «человек-животное» как конструкты классической философии.
3. «Человек-животное» как проблема современной философии и науки: аргументы «за» и «против».
4. Проблема сущности и происхождения человека в концепции П. Тейяра де Шардена.
5. Креационистские интерпретации человека в современной философии и науке.
6. Проблема антропо-социогенеза в современной философии и науке.
7. Феноменологические концепции тела (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти).
8. Образы тела в истории философии.
9. Идея телесности в философии Ф. Ницше.
10. Понятие телесности в философии М. Фуко.
11. Статус проблемы телесности в философии постмодернизма.
12. Интерпретация души в античной и средневековой философии.
13. Природа души в философии психоанализа.
14. Понятие судьбы в философских и культурных традициях античности и Древнего Востока.
15. Фатализм и свобода в новоевропейской философии.
16. Случайность и необходимость как факторы судьбы в философии (Р. Рорти).
17. Игра как феномен человеческого бытия.
18. Концепции игры в современной философии.
19. «Общество спектакля» и границы игры в философии постмодерна.
20. Идеалы Просвещения в западноевропейской культуре: античность и Новое время.
21. Статус и характеристики трудовой деятельности в философии марксизма.
22. Технологии труда и структуры повседневности в западноевропейской истории.
23. Анализ практики повседневности и опыт экзистенции в современной культуре.
24. Смысл творчества в русской религиозной философии.
25. Идея творчества в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).
26. Возможности и границы творчества в философии постмодерна.
27. Понятие общения в философии: анализ литературы.
28. Проблема одиночества в экзистенциальной философии.
29. Коммуникативная природа «Я» в философии символического интеракционизма.
30. Проблема идентификации личности в психоанализе З. Фрейда.
31. Механизмы идентификации личности в концепции Ж. Лакана.
32. Проблема идентификации личности в классическом и постклассическом психоанализе.
33. Мультикультурность и проблема региональной самоидентификации.
34. Экзистенциально-персоналистские концепции коммуникации: сравнительный анализ.
35. Диалогические отношения в философии М.Бубера.
36. Диалогическая трансформация феноменологии в концепции Э.Левинаса.
37. Образ Другого в философии Э.Гуссерля.
38. Философское осмысление Повседневности в концепции М.Хайдеггера.
39. Аналитика человеческих взаимоотношений в экзистенциализме Ж.-П.Сартра.
40. Проблема смысла человеческого бытия в философии абсурда А.Камю.
41. Философские интерпретации проблемы Душа-Тело в современной культуре.
42. Гендерные отношения: репрезентация в христианских сакральных текстах.
43. Духовность как атрибут человеческой природы в европейской философии.
44. Становление феноменологии тела в европейской философской антропологии. Классика и современность.
Теория познания, философия и методология науки
Теория познания: классические и постклассические версии
1. Язык и познание в философии позднего Л. Витгенштейна.
2. Трансцендентальная программа в гносеологии И.Канта и основные направления ее исторической эволюции.
3. Рассудок и разум в истории познания.
4. Проблема интерсубъективности в познании.
5. Познание и воображение: к вопросу о диалоге науки и искусства.
6. Феномен интуиции в познании.
7. Истина и свобода: опыт сравнительного анализа понятий.
8. Исторические судьбы агностицизма.
9. Многообразие форм познания: сравнительный анализ.
Философия науки
1. Эпистемологическая программа эмпириокритицизма в философии науки Э. Маха.
2. Конвенционализм и наука: философские этюды А. Пуанкаре.
3. Эпистемология К.Попперса и ее роль в становлении философии науки ХХ столетия.
4. Неорационализм Г. Башляра и философия нового научного духа.
5. М.Полани и его концепция «личностного знания»
6. Т.Кун как реформатор философии науки.
7. Концепция научно-исследовательских программ в философии И.Лакатоса.
8. Концепция «эпистемологического анархизма» в философии П.Фейерабенда
9. «Философия Нестабильности» И.Пригожина.
10. Тематический анализ науки Дж. Холтона.
11. Социокультурная эпистемология К. Маркса.
12. Аналитическая философия как «интеллектуальное движение».
13. Б. Рассел как эпистемолог.
14. Систематическая концепция истины А. Тарского и современный рационализм.
15. Критический рационализм как методологическая программа: эпистемологические возможности и философский предел.
16. Наука как миф и идеология в философии П. Фейерабенда.
17. Эпистемические структуры в истории западноевропейской культуры (опыт контекстуального анализа философии М.Фуко).
18. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций.
19. Амбивалентный характер средневековой науки.
20. Эзотеризм и девиантная наука: обзор основных концепций.
21. Научная картина мира и локальные онтологии в социально-гуманитарном знании.
22. Этика науки и социальная ответственность ученого.
23. Концепция «этоса» науки Р. Мертона и ее современные модификации.
24. Наука и социальный контроль.
25. Наука и власть: формы опосредования в различных типах социума.
26. Культурные традиции и научное творчество.
27. Специфика обыденного и теоретического познания.
28. Научное познание и его характерные признаки.
29. Наука и религия: возможности и границы диалога.
30. Научное и вненаучное знание в современной культуре: проблема соотношения.
31. Антинаука и критика классического рационализма.
32. Феномен антинауки: сущность и причины укоренения в современной культуре.
33. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.
34. Эмпирическое познание и факты науки.
35. Метатеоретические основания науки: от классики к современности.
36. Проблема коммуникации в современной науке.
37. Научное сообщество и школы в науке.
38. Наука и власть: возможности и границы диалога.
39. Минская методологическая школа: основные этапы становления и роль в развитии отечественной философии науки.
40. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.
41. Феномен антисциентизма и будущее науки.
42. Наука и социальные технологии в современном обществе.
43. Системные подход как общенаучная методологическая программа.
Логика и методология науки
1. Формализация как метод научного познания.
2. Логический анализ языка как научная проблема.
3. Логический анализ языка и проблемы коммуникации.
4. Логический анализ языка науки.
5. Логический анализ текста.
6. Силлогистика как теория вывода.
7. Логика и онтология: анализ свойств и отношений.
8. Коммуникация как предмет логического анализа.
9. Вопрос как предмет логического анализа.
10. Модальность как предмет логического анализа.
11. Возможности и пределы формальной логики.
12. Семиотика классической логики.
13. Интуиционизм как логическая программа.
14. Теоремы Гёделя и их методологическое значение.
15. Логический подход к искусственному интеллекту.
16. Интеррогативная логика и герменевтика.
17. Логический анализ полемического дискурса.
18. Теория аргументации Х.Перельмана.
19. Прагматическая логика Аристотеля.
20. Метафора как предмет логического анализа.
21. «Возможные миры» как предмет логической семантики.
22. «Логико-эпистемологические исследования» Я.Хинтикки.
23. Прагматический поворот в современной логике.
24. Логический анализ диалога (концепции К.Лоренцен и П.Лоренц).
25. Логический анализ диалога (концепция Д.Дэвидсона).
26. Логический подход к исследованию риторического дискурса.
27. Древнеиндийская логика и её историческое значение.
28. Развитие логики в Древней Греции до Аристотеля.
29. «Аналитики» Аристотеля как первоисточник для изучения истории логики.
30. Прагматическая логика Аристотеля.
31. Майевтика Сократа.
32. Проблемы развития логики в эпоху средневековья.
33. Развитие логических воззрений в эпоху Нового времени.
34. Возникновение и развитие многозначных логик.
35. Спор как предмет логико-методологического анализа.
36. Гипотеза как форма научного познания.
37. Логика принятия решений.
38. Методы обоснования в науке (логический анализ).
39. Эвристические методы научного познания.
40. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа.
41. Научная проблема как предмет логико-методологического анализа.
42. Соотношение логики открытия и логики обоснования.
43. Специфика логики художественного текста.
44. Логические основы научного текста.
45. Соотношение формальной и диалектической логики.
46. Соотношение логики и коммуникации.
47. Логические основы управления.
48. Логический анализ гипотетико-дедуктивного метода.
49. Методологические новации в современной философии науки.
50. Методы исследования современной науки.
3.4. Философские вопросы современного естествознания
1. Генезис физического знания.
2. Особенности преднаучного этапа в развитии физики.
3. Статус классической физики в истории физического познания.
4. Статус неклассической физики в истории физического познания.
5. Постнеклассическая физика в истории физического познания и особенности ее проблем.
6. Идеалы и нормы науки в классической физике.
7. Проблема редукционизма и экстраполяции в неклассической физике.
8. Проблема реконструкции развития физического знания в современной философско-методологической литературе.
9. Теоретические законы физики и их характеристика.
10. Конструктивное обоснование гипотетических моделей в физическом познании.
11. Механизм построения развитой теории в классическом естествознании.
12. Механизм построения развитой теории в современном естествознании.
13. Специфика понимания метода аналогового моделирования в физическом познании.
14. Особенности использования метода математической гипотезы при построении развитой физической теории.
15. Проблема лидерства в современном естествознании.
16. Понятие стиля научного мышления.
17. Принцип глобального эволюционизма в современной физической картине мира.
18. Роль философских оснований науки в формировании концептуальных моделей физики.
19. Регулятивно-методологические принципы физического познания и их специфика.
20. Структура современного физического знания.
21. Проблема наглядности в современной физике.
22. Современные представления о структуре элементарного в физике.
23. Нелинейные модели развития научного знания и проблема междисциплинарного синтеза в физическом познании.
24. Научные революции в истории физики.
25. Роль субъективного и интерсубъективного факторов в развитии естествознания.
26. Физические основания появления живого во Вселенной.
27. Особенности теоретических моделей в законах физики.
28. Картина физической реальности: функции, особенности, типология.
29. Особенности квантово-полевой модели реальности.
30. Проблема квантования пространства и времени в современной физике.
31. Проблема создания единой теории поля в современной физике.
32. Глобальные проблемы современности и физическое познание.
33. Специфика применения гипотетико-дедуктивного метода в построении современной физической теории.
34. Естественнонаучная и гуманитарная культура: проблема диалога.
35. Специфика эмпирического и теоретического уровней научного исследования в изучении объектов Мегаприроды.
36. Место синергетического подхода в современном естествознании.
37. Особенности интерпретационных процедур в классическом и неклассическом естествознании.
38. Специфика современных космологических моделей Вселенной.
39. Номологическая структура мира и принципы ее объяснения и обоснования в физическом познании.
40. Структура объяснения как гносеологическая процедура в физике (эксплананс, экспланандум).
41. Характер и стратегия ведения научной дискуссии (дискуссия Гейзенберга и Эйнштейна).
42. Природа научного факта; типология и классификация (на примерах истории классической физики).
43. Физический парадокс и его разрешение средствами неклассической (недвузначной ) логики.
44. Проблема существования внеземных цивилизаций и стратегии их поиска.
45. Экспансия человечества в космос и проблема создания «технокосмической цивилизации».
46. Пространство и время в структуре микромира.
47. Планковская физика и ее роль в развитии представлений об элементарном.
48. Проблема будущего Вселенной.
49. Проблема космологического горизонта в современной космологии и астрофизике.
50. Принцип глобального эволюционизма в современной естественнонаучной картине мира.
51. Проблема взаимодействия философии и естествознания в истории культуры.
52. Развитие как необратимый синергетический процесс в сложных системах.
53. Компьютеризация научно-познавательной деятельности.
54. Компьютеризация методов эмпирического исследования в социогуманитарных науках.
55. Компьютеризация научно-познавательной деятельности и возникновение новых социогуманитарных областей знания.
56. Развитие информационных технологий и изменение парадигмы компьютерного моделирования.
57. Математическое моделирование. Проблема типологии моделей.
58. Симметрия вокруг нас и ее философское значение.
59. Аксиологическая и философская значимость законов сохранения.
60. Геометрия как философская наука.
61. Антропный принцип в космологии: естественнонаучные и мировоззренческие аспекты.
62. Взаимодействие физики и философии как диалектика части и целого.
63. Принципы теоретической биологии и их место в развитии философского знания.
64. Междисциплинарный характер синергетики.
65. Многомерность естествознания и гуманистики как проблема многоуровневости науки.
Метафизика и онтология