Вспомните, почему Сократ называл смерть вдохновляющим гением философии? В чем состоит философская проблема смерти? Прочтите стихотворения.
СМЕРТЬ
Утихнет жизни рокот жадный,
И станет музыкою тишь,
Гость босоногий, гость прохладный,
Ты и за мною прилетишь.
И душу из земного мрака
Поднимешь, как письмо, на свет,
Ища в ней водяного знака
Сквозь тени суетные лет.
И просияет то, что сонно
В себе я чую и таю,
Знак нестираемый, исконный,
Узор, придуманный в раю.
О, смерть моя! С землей уснувшей
Разлука плавная светла:
Полет страницы, соскользнувшей
При дуновенье со стола[44].
/В.Набоков/
***
О господи, как совершенны
Дела твои,— думал больной,
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
Я выпил снотворного дозу
И плачу, платок теребя,
О Боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар,
Ты держишь меня как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр[45].
/Б.Пастернак/
Какие размышления вызывает феномен смерти у Набокова? Как выражает свое переживание смерти Пастернак? Что объединяет эти произведения? Вспомните, что Эпикур говорил о смерти? Как различные философы решают проблему смерти?
ТЕМА: Социальная философия.
Задание 27.
Н.Бердяев
Отрывки из работы Н. Бердяева "Философия неравенства".
«Письмо тринадцатое. О культуре
<...> Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т. п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
Благородство каждой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется этого своего положения. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. В культуре происходит великая борьба вечности со временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечивание, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников. Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению. В этом отношении величайшим образцом культуры религиозной является культура Древнего Египта. Она вся была основана на жажде вечности, жажде Воскресения, вся была борьбой со смертью. И египетские пирамиды пережили тысячелетия и сохранились до наших дней...»[46]
Каково происхождение культуры? Как выражается в культуре духовная жизнь? Как родилась цивилизация? Как описывает Бердяев культуру? Как он описывает цивилизацию? Как философ оценивает эти явления? Какие явления современной жизни можно назвать, с точки зрения Бердяева, культурными, а какие цивилизационными? Согласны ли вы с однозначно негативной оценкой роли цивилизационных процессов? Подготовьте рассказ о философской позиции О.Шпенглера по поводу соотношения культуры и цивилизации. Что общего во взглядах Бердяева и Шпенглера?