Иногда умонастроения сциентистов и антисциентистов носят откровенный и открытый характер, чаще выражаются скрыто и подспудно.
В философии сциентистские тенденции проявляются в игнорировании ее смысложизненной проблематики и мировоззренческого характера.
7. Аргументы сциентистов и антисциентистов. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно.
АРГУМЕНТЫ СЦИЕНТИСТОВ И АНТИСЦИЕНТИСТОВ ИМЕЮТ ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Сциентист: приветствует достижения науки.
Антисциентист: испытывает предубежденность против научных инноваций.
Сциентист: провозглашает научное знание как наивысшую ценность культуры.
Антисциентист: не устает подчеркивать недостаточность науки и критическое к ней отношение.
8. Где черпают свои аргументы сциентисты? Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей.
ОНИ СОВЕРШЕННО СПРАВЕДЛИВО ПОДЧЕРКИВАЮТ, ЧТО НАУКА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ ОБЩЕСТВА И ИМЕЕТ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
9. Где черпают свои аргументы антисциентисты? Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стали сама наука и ее достижения.
Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.
10. Сциентисты: в науке - ядро всех сфер человеческой жизни. Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом.
ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ НАУКЕ ЖИЗНЬ МОЖЕТ СТАТЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ, УПРАВЛЯЕМОЙ И УСПЕШНОЙ.
11. Антисциентизм об истине. В отличие от них антисциентисты считают, что понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание», для человека не менее важна сфера чувств и переживаний.
12. Сциентизм и всеобщая технократизация. Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.
13. Предельная драматизация ситуации антисциентистами. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.
Опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений.
ОДНАКО ВОЗРАСТАНИЕ СТАНДАРТОВ ЖИЗНИ И ПРИЧАСТНОСТЬ К ЭТОМУ ПРОЦЕССУ НЕПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ ДОБАВЛЯЕТ ОЧКИ В ПОЛЬЗУ СЦИЕНТИЗМА.
14. Неприятие сциентистского мировоззрения в истории философской мысли (С.Кьеркегор, Г.Маркузе, М.Полани). В истории философской мысли можно встретиться с яростной защитой от распространения сциентистского мировоззрения.
Так, представитель экзистенциализма Серен Кьеркегор противопоставляет науку, как неподлинную экзистенцию, вере как подлинной экзистенции, и совершенно обесценивая науку, засыпает ее каверзными вопросами.
· Какие открытия сделала наука в области этики?
· И меняется ли поведение людей, если они верят, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли?
· Способен ли дух жить в ожидании последних известий из газет и журналов?
Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает жизнь бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики.
Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений.
Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей.
Адепты сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в аутентичности.
Сциентизм, делая из науки капитал, коммерциализировал науку, представил ее заменителем морали.
Только наивные и неосторожные цепляются за науку как за безликого спасителя.
Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование против сциентизма в концепции «одномерного человека», в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру.
Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, говорят о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии.
Автор концепции личностного знания М. Полани подчеркивал, что «современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов».
15. Недальновидность позиции крайнего антисциентизма. Представители крайнего антисциентизма высказывают требования ограничить и затормозить развитие науки.
Однако эта позиция недальновидна, так как в этом случае встает насущная проблема обеспечения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что именно в научно-теоретической деятельности закладываются «проекты» будущего развития человечества.
16. Чем предстает дилемма «сциентизм-антисциентизм»? Дилемма сциентизм — антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора.
ОНА ОТРАЖАЕТ ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, В КОТОРОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ОКАЗЫВАЕТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ, А ЕГО НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕ ТОЛЬКО ОТРАЖАЮТСЯ БОЛЕЗНЕННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В КУЛЬТУРЕ, НО И УРАВНОВЕШИВАЮТСЯ ВЫСШИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ В СФЕРЕ ДУХОВНОСТИ.
106. РОЛЬ НАУКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ
ПЛАН
1. Усиление техногенного влияния на окружающую среду и порог глобальных кризисов.
2. Ученые о глобальных проблемах современности.